«Гори, гори, моя звезда». Умер режиссер Александр Митта
. Вспоминаем о пути и наследии выдающегося кинематографистаУмер режиссер Александр Митта: вспоминаем о пути и наследии кинематографиста

Александр Митта
Умер народный артист России и кинорежиссер Александр Митта, сообщил его сын Евгений. Александру Митте было 92 года.
1 июля Митту госпитализировали в тяжелом состоянии. Режиссер боролся с онкологическим заболеванием.
На счету Александра Митты множество творческих достижений: от съемок первого фильма-катастрофы в советском кино до создания мини-сериала «Граница. Таежный роман», сумевшего зажечь много новых звезд только зарождавшегося российского кино XXI века.
Кинокритик и автор телеграм-канала Age of Cinema Елена Зархина рассказывает про личный и творческий путь Александра Митты — уникального практика и теоретика кино, научившего массового зрителя не просто любить кинематограф сердцем, но и понимать его.
:::
Практик
Александр Митта (настоящая фамилия — Рабинович) родился 28 марта 1933 года в еврейской семье автоинженера и домохозяйки. Изначально пошел по стопам отца и выбрал учебу на инженерно-строительном факультете МИСИ им. В.В. Куйбышева. Но со временем понял, что ему намного интересней конструировать не неодушевленные предметы, а свои собственные миры. В 1960-м он поступил во ВГИК, где его мастером стал к тому времени уже легендарный Михаил Ромм. По самой известной версии, псевдоним Митта Александр позаимствовал у своей однокурсницы Нарспи Митты, дочери чувашского поэта Васьлея Митты.

В большом кино Митта дебютировал в 1961 году с картиной «Друг мой, Колька!», снятой в соавторстве с Алексеем Салтыковым. Фильм рассказывал о буднях рядовой советской школы, ученики которой томились в учебных классах от скуки и мучились от надзора старшей пионервожатой, не особо любящей детей, но неравнодушной к подхалимам. Устав от ее самоуправства, школьники создали подпольную организацию ТОТР (Тайное общество троечников), чем спровоцировали крупный конфликт, отражающий всю суть заржавевшей системы, неспособной перестраиваться под новое время.
Кадр из фильма «Друг мой, Колька!»
Сам Митта новое время наступившей оттепели ощущал очень хорошо. Но по-настоящему развернуться смог только в 1965 году с подростковой драмой «Звонят, откройте дверь», в которой дебютировала 12-летняя Елена Проклова и с которой на международный уровень вышел сам Митта. Картина была представлена на Венецианском кинофестивале, откуда увезла Гран-при. В том же году Александр Митта пробует свои силы по другую сторону камеры. Он снимается в небольшой роли в картине «Июльский дождь» Марлена Хуциева — знаковом фильме новой эпохи кино: более свободного, эстетского и лишенного идейных канцеляризмов. Наступало время, когда становилось видно, что кино — важнейшее из искусств, которое не обязано служить режиму или идеологии.
Александр Митта в роли Владика (в центре), Юрий Визбор в роли Алика (справа) в сцене из фильма Марлена Хуциева «Июльский дождь»
Следующей работой Митты становится мелодрама «Гори, гори, моя звезда» с участием настоящих советских селебрити: Олега Табакова, Евгения Леонова, Олега Ефремова (он свою роль получил вместо Юрия Никулина) и Нонны Мордюковой. Настоящий каст мечты. События фильма разворачиваются во время гражданской войны 1920 года, но в его сердце — история театрального режиссера Владимира Искремаса (псевдоним основан на фразе «Искусство — революционным массам»).
Съемки фильма «Гори, гори, моя звезда»
Он мечтает поставить на сцене трагедию о Жанне д'Арк, в которой хочет представить неподготовленной публике новый и более смелый подход в искусстве. По этому же пути своего вымышленного героя двигался и сам Митта. Считается, что режиссеру удалось отстоять свой фильм перед цензором, который возмутился жанровой принадлежностью картины. «Тут смеяться или плакать? Ничего не понятно», — жаловался чиновник. «И то и другое. Это жанр такой — трагикомедия», — спокойно отвечал Митта. И хотя цензор настаивал, что нет такого жанра, фильм он все же пропустил, да и жанр остался.
С началом нового десятилетия изменились и творческие интересы Митты, и его размах. После выхода музыкальной комедии «Точка, точка. Запятая» и советско-японской мелодрамы «Москва, любовь моя» режиссер обратился к материалу посложнее и выпустил экранизацию неоконченного произведения Александра Пушкина «Арап Петра Великого». Это был мюзикл «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», на главную роль в котором Митта позвал самый громкий и хриплый голос нового времени — Владимира Высоцкого.
Кадр из мюзикла «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»
«Я много лет дружил с Владимиром Высоцким. Мне хотелось показать Высоцкого таким, каким его тогда знали немногие: интеллигентным, поэтом, ранимым и нежным человеком. Темой фильма была любовь к России поэта и царя. Как по-разному они любят Родину. Один — принуждая всех и подчиняя своей воле, другой — свободною душой», — объяснял свой выбор Митта.
Но настоящей сенсацией стал вышедший в 1979 году первый для советского кино фильм-катастрофа «Экипаж» с Леонидом Филатовым, Георгием Жженовым и Александрой Яковлевой. История о героизме летчиков, которые должны были забрать пострадавших от землетрясения пассажиров, а после долететь и посадить поврежденный новым толчком самолет. Вышедший в период застоя фильм не просто взорвал советский прокат, но показал всю мощь отечественного кино, способного конкурировать с западным экшеном.
Кадр из фильма «Экипаж»
Кстати, снимали картину внутри настоящего самолета, который достался съемочной группе по чистой случайности — на борту разлили ртуть, и его списали. Еще один самолет в кадре — это остатки воздушного судна после пожара. Уцелела только хвостовая часть, которую перевезли из Новосибирска в Москву и успешно использовали в сценах, где герои-пилоты пытаются отремонтировать борт.
Несмотря на большой опыт Митты по взаимодействию с цензорами, сохранить сюжет в оригинальном виде ему не удалось. Режиссер настаивал, что снимает историю о преемственности поколений и потому в изначальной версии сценария герой Жженова погибал: «Один уходит, а другой садится за штурвал». Но цензоры настояли на более оптимистичной развязке, опасаясь, что трагический финал может не понравиться генсеку Леониду Брежневу. Даже спустя много лет Митта признавался, что жалеет о вынужденной уступке.
Ощутимое наследие фильма живо до сих пор — в 2016-м Николай Лебедев снял свой «Экипаж» с Данилой Козловским. Фильм не стал буквальным ремейком оригинальной ленты, но, как подчеркивали авторы, «был навеян ее отдельными мотивами».
Кадр из фильма «Экипаж», 2016 год
После «Экипажа» Митта снял философскую «Сказку странствий» с Андреем Мироновым и Львом Дуровым, в сюжете которой переплетаются элементы фэнтези и притчи. Сам Митта признавался, что этот проект — наследник классической русской драмы, применяемой в кино и театре: «Здесь идеи Станиславского сплетаются с идеями Эйзенштейна». В центре истории — мальчик, обладающий удивительной способностью находить золото. Прознав об этом, ребенка похищают два злодея, а по их следу идет сестра юного героя, чтобы вызволить брата. Однако даже отыскав мальчика, она понимает, что спасти его будет сложнее, чем кажется. Западные премьеры ленты состоялись на фестивалях в Лондоне и Гонконге.
На закате СССР Митта снимает свои фильмы в копродукции с иностранцами. Выходят его советско-японский фильм «Шаг» и советско-британский фильм «Затерянные в Сибири». Последний принес режиссеру номинацию на «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Кадр из фильма «Затерянные в Сибири»
В новом тысячелетии Митта работал все реже: сказывались и почетный возраст, и новая эра российского кино, оказавшегося в сложном процессе своего становления после тяжелейших и нищих 1990-х годов.
Кадр из мини-сериала «Граница. Таежный роман»
В 2000 году на экраны выходит мини-сериал «Граница. Таежный роман» — один из важнейших проектов начала нулевых, который объединил в себе опыт зрелости и энергию юности. Крепкая история про любовный треугольник, возникший в далеком сибирском гарнизоне и обернувшийся большой человеческой трагедией, показала, насколько качественным может быть новое российское кино. А также зажгла много новых имен. Например, именно после выхода «Границы» массовый зритель узнал миролюбивую Ренату Литвинову, характерного Андрея Панина и более скандальных Ольгу Будину и Марата Башарова.
Теоретик
Александр Митта учил зрителя воспринимать кино не только сердцем, но и понимать его головой. Книга режиссера «Кино между адом и раем: кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому» — важнейший учебник теории кино, который на зубок знает каждый студент киношколы. Однако рассчитана книга не только на будущих профессионалов, но и обычных любителей кино.
Александр Митта
Учить смотреть и снимать кино Митта продолжил как на страницах книг, так и непосредственно в деле. Уже много лет существует его авторская «Школа-студия Александра Митты», готовящая кадры для отечественной киноиндустрии. По отзывам некоторых звездных учеников студии, к числу которых, например, относится сценарист Николай Куликов («Легенда № 17»), учеба в киношколе — это еще и ценный опыт образования внутреннего комьюнити единомышленников, которые потом будут покорять большой экран вместе.
Поддерживать молодые дарования в российском кино Митта старался и на профильных фестивалях. Например, в конце 1990-х был председателем жюри IV кинофестиваля студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна». А в новом тысячелетии поддержал смотр и его участников авторским семинаром «Идея. Как с ней работать в сценарии и фильме».
Александр Митта
Переоценить вклад режиссера в советское, а позже и новое российское кино сложно. Как невозможно и проигнорировать стойкое и последовательное желание мастера сделать кинематограф искусством, доступным для масс. Даже если на вашем столе не лежит набросок будущего сценария и не открыт накопительный счет на собственную кинокамеру, вы все равно можете приобщиться к миру большого кино — авторского, самобытного, сложного и настоящего.
Если оценивать художника по тому следу, который он оставляет своими работами в душах людей, наследие Митты — нерушимый мост к сердцам миллионов зрителей, выросших на его фильмах и научившихся с их помощью любить кино, жизнь, друг друга.