Василий Ливанов отмечает 90-летие. Любимый Шерлок Холмс и крокодил Гена
. Вспоминаем его самые яркие высказывания о героях, дружбе и детствеВасилий Ливанов отмечает 90-летие: вспоминаем его путь и роли

Василий Ливанов, 3 марта 2008 года
Народный артист РСФСР, актер Василий Ливанов отмечает юбилей — 90 лет. Он получил наибольшую известность как создатель образа Шерлока Холмса в цикле телефильмов «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» режиссера Игоря Масленникова.
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1979–1986)
За эту роль Ливанов получил орден Британской империи. И хотя в самом документе приводится лишь краткая формулировка «За заслуги перед театром и исполнительским искусством», представитель Церемониального секретариата при кабинете министров Великобритании Алан Туоми уточнил, что Ливанов был удостоен награды именно за воплощение образа Шерлока Холмса.
В числе его самых известных киноработ — фильм Михаила Калатозова «Неотправленное письмо», «Слепой музыкант» (1960) по одноименной повести Владимира Короленко, «Воскресение» (1960–1961) по роману Льва Толстого, «Коллеги» (1962) по повести Василия Аксенова.
«Слепой музыкант», режиссер Татьяна Лукашевич, 1960 год
И даже те, кто не смотрел эти фильмы и советскую экранизацию Артура Конан-Дойла, точно знают уникальный тембр голоса Василия Ливанова — низкий с характерной хрипотцой. Актер озвучил за свою жизнь около 300 мультипликационных персонажей, в том числе Карлсона, крокодила Гену, удава в «38 попугаях» и Бармалея в мультфильме «Айболит и Бармалей».
РБК Life собрал цитаты артиста из его многочисленных интервью: об отце, кино, ролях, настоящей дружбе и о своем необычном голосе.
О детстве
«Мы все были хулиганами с драками, приводами в милицию. Наш двор делился на три части, в каждой из которых своя команда — мы то дружили, то ссорились. Шла война, и мальчишек в городе осталось больше, чем мужчин. Город принадлежал нам. А потом в милицию пошли бывшие фронтовики, и они очень хорошо повлияли на нас, потому что не относились как к шпане». (Из интервью газете «Антенна-Телесемь»)
Об актерской династии
Фильм «Неотправленное письмо» режиссера Михаила Калатозова, 1959 год
«Конечно, я ходил на спектакли МХАТа. Отец (народный артист СССР Борис Ливанов. — РБК Life) считал, что я стану актером по его с дедом традиции. Но вдруг бы оказалось, что у меня способности не очень? И поскольку я неплохо рисовал, то поступил в московскую среднюю художественную школу при Суриковском институте. Окончил ее и понял, что без актерства не проживу.
Ничего не говоря родителям, пошел в Щукинское училище в надежде поступить на факультет театральных художников. Но туда не было набора, и я решил пробоваться на актерский. Когда я об этом рассказал отцу, тот позвонил своему другу Рубену Симонову, который работал в Вахтанговском театре, и попросил прослушать меня на предмет способностей. Мол, если их не окажется, то гнать в шею. Пять ведущих актеров театра полтора часа гоняли меня по поэзии. А я знал и Маяковского, и Блока, и Пастернака, и Пушкина, конечно. Потом дома отец признался, что Симонов сказал: я на верном пути. Таким образом, я получил благословение Рубена Николаевича, а отец никак не вмешивался в мою учебу.
Да и я не лез к нему с вопросами, потому что рано понял, что не должен ему в профессии подражать, а искать свой путь, амплуа. Мне было 28 лет, а я уже снялся в «Неотправленном письме» и «Коллегах». На одном семейном празднике отец объявил перед всеми, что принимает меня как актера и уважает мой образ жизни. А до этого мы вместе снимались в «Слепом музыканте», и он подсказал манеру поведения героя. Мне это очень помогло». (Из интервью газете «Антенна-Телесемь»)
О Маршаке
«Я сам приходил домой к Маршаку, читал ему свои сказки и однажды провел у него целые сутки, которые стали одним из самых ярких событий в моей жизни. Мы разговаривали о творчестве. Он сказал мне тогда: «Талант человека подобен луне».
Маршак сказал мне тогда: «Талант человека подобен луне». Так что нужно уметь проигрывать, быть к этому готовым. Луна каждый день другая: то в полноте, то на ущербе, то растет, то исчезает. Если талант всегда в одной и той же форме, то он как луна из фанеры — бутафория. Если развивать эту мысль, то понятно, что для артиста неудача — часть пути. Нужно уметь проигрывать, быть к этому готовым, по крайней мере. Но идти до конца. Это были дивные часы, проведенные с Маршаком. Он был потрясающий человек. Очень мудрый. Настоящий большой талант». (Из интервью порталу «Православие.Ru»)
О своем голосе
«Он и не был каким-то особенным, обычный усредненный баритон. Мы с Таней Самойловой снимались в «Неотправленном письме» у Калатозова, и тому пришло в голову отправить нас озвучивать наших героев на улицу, а была зима и страшный мороз. Таня кричала, я должен был орать и бегать по снегу. Голос после съемки пропал вовсе, а потом стал вот таким. Я пришел в ужас, а потом понял, что на трамвайный билет выиграл миллион. Великий Томмазо Сальвини говорил, что «актер — это голос, голос и голос», причем необязательно громкий и красивый, но индивидуальный. Вот такой я и получил». (Из интервью «Российской газете»)
О театре
«Я выходил на сцену Вахтанговского, будучи студентом. Мы все выходили. Кто-то в массовке, кому-то давали крошечные эпизоды, например мне. Славка Шалевич и Женька Жуков получили роли, а я нет. И тут меня пригласил Калатозов сниматься в фильме «Неотправленное письмо». А в театре мне не особенно нравилось. Эти фальшивые «здравствуйте» каждый день… Я написал заявление с просьбой дать мне годичный творческий отпуск, что было можно по закону. Собирался вернуться, но потом попробовался в фильме «А если это любовь?». Режиссер Райзман показал фотографии других претендентов и признался, что у меня взрослые глаза, а не мальчика-десятиклассника, и спросил, есть ли у меня интересные работы в театре. Я ответил, что нет, и он посоветовал мне уходить. Опыт подсказывал ему, что я буду очень много работать в кино. Благодарен ему по гроб жизни. Он меня отвадил от театра, и я стал много сниматься». (Из интервью «Российской газете»)
О самых известных ролях
«Что сделаешь со зрительским впечатлением? Те, кто помоложе, говорят о Холмсе, ровесники — о «Коллегах» по Аксенову или о том, какой я был в «Слепом музыканте», снимаясь вместе с отцом. «Коллег» крутят довольно часто, «Звезду пленительного счастья», где я играю Николая I, тоже, а вот «Слепого музыканта» давно не видел. Но думаю, за всю кинематографическую биографию у меня нет особых неудач». (Из интервью «Российской газете»)
Об озвучивании мультфильмов
«Я семь лет работал режиссером на «Союзмультфильме», и мои друзья-режиссеры то и дело приглашали меня на озвучку. Зная, что у меня получается создавать образы, что, когда я озвучиваю Дядюшку Ау, Ослика, Удава, это все будут разные персонажи. Если б я плохо работал, разве б меня так звали?»
«Работа актера в мультипликации считалась в конце 60-х «отхожим» промыслом, многие отказывались, и существовала группа из десятка актеров, которые из раза в раз озвучивали ленты. Озвучивали или попискивая тонким голосом или рыча басом — все зайцы и медведи были одной краской мазаны. А я пробовал создать образ! Мы очеловечивали этих персонажей, и Гена выходил у меня этаким застенчивым интеллигентом, ботаником. Когда же в Москву приехала Астрид Линдгрен, ей показали «Карлсона», и она захотела со мной встретиться. Астрид сказала мне, что хоть она ни слова не поняла по-русски, но Карлсон должен разговаривать именно так, как он разговаривает в нашем мультике, она услышала в его голосе характер». (Из интервью «Российской газете»)
О «новых Шерлоках»
«Не нравятся категорически. Иногда кажется, что классика сегодня существует для того, чтоб ее портить! Режиссеры, наверное, видят себя выше авторов и уверены, что искусство свободно, у них есть право на эксперимент — и путают эксперимент с извращением. Все недавно снятое не имеет отношения к Конан Дойлу. Кроме имен героев». (Из интервью «Российской газете»)
О магии кино
«Кино — это мистическое искусство. Перед вами на простыне бегают какие-то цветные тени, а вы им верите. В этом заложено что-то нам недоступное, подсознательное, какой-то элемент мистики. Я считал, что если мы играем двух близких друзей, то должны быть близкими друзьями, и тогда это дойдет до экрана. На экране можно показать любовь прикосновением, взглядом, а как сыграть дружбу? Да никак». (Из интервью газете «Антенна-Телесемь»)
О любимом партнере и друге
Кадр из фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
«Самый мой любимый партнер — это Виталий Соломин. Мы семь лет были вместе. Невероятно сдружились, и жены наши, и дети. Был просто замечательный, изумительный человек. Такая преданность искусству, такое стремление к совершенству в профессии редко встречается. Он, конечно, осознавал, что все его работы были успешными, но это не снимало с него требовательности к себе. Он их анализировал и хотел сделать еще совершеннее. В этом его индивидуальность». (Из интервью газете «Антенна-Телесемь»)
Об актерской солидарности
Актеры Василий Ливанов и Василий Лановой позируют фотографу перед началом общего собрания Московского отделения Союза кинематографистов России, 11 ноября 2010 год
«Вася (Василий Лановой. — РБК Life) учился на курс старше меня. Потом из-за съемок его на четвертом курсе понизили на год, и выпускался он уже с нами. Мы с ним играли дипломный спектакль, в котором у меня была небольшая роль турецкого бандита. Наши товарищеские щукинские отношения сохранились на всю жизнь. Однажды мы с ним поссорились из-за какой-то ерунды. А вскоре мне позвонил художник Борька Бланк и сказал, что режиссер Карасик хочет попробовать меня на роль Дзержинского в фильме «Шестое июля». Тем более что я уже в этой роли снимался в «Синей тетради». Я сделал фотопробы и на «Мосфильме» узнал, что в этой роли уже почти полностью снялся Вася Лановой. Но он поссорился с Карасиком, который и убрал его. Тогда я отказался сниматься и сказал, что это неэтично: мы оба актеры, а Вася еще и мой товарищ. После этого я как-то зашел в ресторан ВТО (ныне Дом актера. — Прим. «Антенны»), где за столом сидел Лановой, он подошел ко мне и обнял». (Из интервью газете «Антенна-Телесемь»)
Об интуиции
«Информация поступила мне сверху, и я озвучил ее своему другу — художнику Максу Жеребчевскому. Тот сказал, что я придурок. Я ему еще сообщил, что она (Елена Ливанова, супруга Василия Ливанова с 1972 года. — РБК Life) родит мне двух сыновей и у меня будет маленькая голубая машина. И когда все это случилось, включая голубую машину, Макс признался, что ему иногда страшно со мной разговаривать». (Из интервью газете «Антенна-Телесемь»)