Что такое «Эффективная начальная школа»

. Как туда попасть, какие у нее плюсы и минусы
Обновлено 15 мая 2025, 15:26
Что такое «Эффективная начальная школа»
Фото: MAYA LAB / Shuttersock / FOTODOM

Срок получения начального общего образования составляет максимум четыре года. Его можно сократить до трех благодаря индивидуальному учебному плану [1]. Такой ускоренный формат предлагает программа «Эффективная начальная школа». РБК Life объясняет, как пройти отбор в первый класс и какие плюсы и минусы есть у сокращенной системы обучения.

«Эффективная начальная школа» — что это за проект

«Эффективная начальная школа» (ЭНШ) — это образовательная модель, которая позволяет ученикам освоить программу общего начального образования за три года вместо четырех. Ее реализуют в школах Московской области с 2021 года. Также проект существует в других регионах как экспериментальный: если школы и родители заинтересованы в ускоренном формате. Например, классы «Эффективной начальной школы» есть в Перми и Калининграде.

Программа «Эффективной начальной школы»

В рамках программы ЭНШ ученики изучают материал первого и второго классов: по полгода на каждый. Благодаря ускоренному темпу дети могут завершить начальную школу за три года.

В программу ЭНШ входят те же предметы, что и в стандартную:

  • русский язык;
  • литературное чтение;
  • иностранный язык;
  • математика;
  • окружающий мир;
  • физическая культура;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • изобразительное искусство;
  • музыка.

1-й класс

В первый класс приходят ученики, которые уже умеют читать и считать до десяти. Поэтому они не тратят время на отработку этих навыков и изучают учебный материал сразу за первый и второй классы стандартной программы.

Учебный план включает русский язык и литературное чтение, где дети учатся грамоте, развивают навыки чтения и письма, а также математику — с упором на основы арифметики, счет и простые задачи. На занятиях по окружающему миру ученик знакомится с природой и обществом, изобразительное искусство и технология развивают его творческие способности. Иностранный язык дают на начальном уровне.

Обучение построено по индивидуальному учебному плану и персональному образовательному маршруту, чтобы дети могли быстрее и эффективнее усваивать материал. В конце первого полугодия проводят тестирование. Если ученик не усвоил программу, он сможет перейти в обычный первый класс.

Во втором полугодии также проводят итоговое тестирование. Те ученики, которые не смогли получить проходные баллы, после лета могут поступить во второй класс стандартной программы.

2-й класс

Во втором классе ученики продолжают обучение по ускоренной программе, осваивая учебный материал третьего стандартного класса. Это требует от ребенка устойчивой концентрации, самостоятельности и организованности. Дети учатся не просто запоминать, но и применять знания, анализировать тексты, решать логические задачи, делать выводы.

В течение года проводят проверочные работы по ключевым предметам, чтобы отследить прогресс и скорректировать обучение.

3-й класс

В третьем классе ученик завершает цикл начального образования: осваивает материал четвертого класса и готовится к переходу в пятый. Ученики выполняют более сложные проекты: учатся искать информацию, оформлять ее, делать выводы, выступать с мини-презентациями.

Это самый насыщенный и ответственный этап в ускоренной модели. В конце обучения ученики сдают Всероссийские проверочные работы (ВПР) вместе с четвероклассниками, обучающимися по стандартной программе.

Поступление в «Эффективную начальную школу»

В начале учебного года родителям будущих первоклассников нужно:

  • уточнить наличие программы ЭНШ. Свяжитесь с администрацией школы или проверьте информацию на официальном сайте учреждения, чтобы подтвердить, что в школе реализуют программу;
  • подать заявление. Заполните заявление на участие в программе. Форму можно получить в школе или на ее сайте;
  • пройти диагностику готовности ребенка к обучению. Обычно ее проводят весной;
  • дождаться результатов. После тестов школа или департамент образования принимают решение о зачислении ребенка;
  • подписать документы. В случае успешного прохождения диагностики родители подписывают согласие на обучение по индивидуальному учебному плану.

Диагностика в «Эффективную начальную школу»

Родители (законные представители) подают заявление на проведение независимой педагогической диагностики. Ее цель — проверить, сможет ли ребенок усвоить образовательную программу в ускоренные сроки.

Диагностика состоит из трех частей:

  • тесты на логическое мышление, счет и чтение;
  • графические задания (рисование человека, графические диктанты);
  • психологическое собеседование для оценки эмоциональной и мотивационной готовности к обучению.

Результаты диагностики проверяет департамент образования. Школа устанавливает проходной балл, и на основе него принимает решение о зачислении ребенка в класс ЭНШ. После успешного прохождения испытания и положительного заключения родители подписывают заявление на обучение по индивидуальному учебному плану.

В каких городах есть «Эффективная начальная школа»

Проект реализуют в Москве и Московской области, а также в регионах. Единого портала, на котором обозначены все школы-участники, не существует. Образовательные учреждения обязаны указывать на официальных сайтах наличие классов эффективной началки, чтобы родители могли ознакомиться с программой и при желании записать ребенка в первый класс ускоренной системы.

Плюсы и минусы «Эффективной начальной школы»

Плюсы «Эффективной начальной школы»

  • Раннее окончание обучения. Мотивированные и хорошо обучаемые дети могут сэкономить год в начальной школе и быстрее перейти к получению среднего образования.
  • Развитие самостоятельности и ответственности. Индивидуальный план требует более осознанного подхода к учебе, что формирует навыки самообразования.
  • Углубленная и ускоренная программа. Она более интересна для мотивированных и сильных учеников, ее спроектировали с учетом особенностей быстрого развития.
  • Меньше времени на однообразные темы. Программу не растягивают, материал подают более сжато.
  • Поддержка индивидуального темпа. Если ребенок готов учиться быстрее — система это позволяет.

Минусы «Эффективной начальной школы»

  • Высокая учебная нагрузка. Темп может быть слишком интенсивным, особенно для детей, которым сложно концентрироваться.
  • Меньше времени на адаптацию. В начальных классах ребенок только учится быть школьником, а ускоренная программа сокращает этот важный этап.
  • Риск перегрузки и стресса. Особенно при недостатке поддержки дома или со стороны учителя.
  • Недостаток времени на социализацию. Быстрый темп может «отнимать» время у общения, игр и внеклассной активности.
  • Подходит не всем ученикам. Программа рассчитана на определенный уровень зрелости — не каждый ребенок готов к такому формату в семь лет.
Поделиться
Авторы
Теги