Смерть не обманешь: как «Пункт назначения» травмировал миллениалов
. И научил их ценить каждое мгновение жизниНовая часть культового «Пункта назначения» вышла онлайн

Кадр из фильма «Пункт назначения: Узы крови» (2025)
3 июня онлайн вышла свежая, шестая по счету часть культовой хоррор-франшизы «Пункт назначения», с подзаголовком «Узы крови». Со сборами $232 млн она стала самой прибыльной с момента релиза первого фильма в 2000 году.
Продолжение истории о тщетных попытках обмануть смерть щедро раздает новые фобии и побуждает острое желание позвонить маме. Специально к онлайн-релизу хоррора обозреватель Мария Ракитина разбиралась, как франшиза «Пункт назначения» добавила миллениалам неожиданных фобий и какие идеи транслировала.
В материале использованы статьи и интервью изданий Esquire, The Independent, Entertainment Weekly, People, Digital Spy, Horror Geek Life.
До премьеры «Пункта назначения» воплощением страха в развлекательных фильмах ужасов было что-то конкретное: зловещий монстр, демоническая сущность или псих-убийца. Кровожадные вампиры («Ночь страха», «Пропащие ребята») и недоброжелательные существа из фольклора («Гремлины»), силы зла, подчиняющие себе человеческое тело и разум («Зловещие мертвецы», «Ночь демонов»), или инфернальные маньяки из слешеров («Хэллоуин», «Кошмар на улице Вязов») проникали в сновидения зрителей, а наяву заставляли их опасаться темноты, словно в ней притаилось чудовище из недавно просмотренного хоррора.
Кадр из фильма «Пункт назначения» (2000)
Teen-хоррор «Пункт назначения», вышедший на экраны в 2000 году, внес радикальные изменения в стандартную концепцию о столкновении молодежи со сверхъестественным ужасом или маньяком с бензопилой. Олицетворением вездесущего и непобедимого зла создатели фильма видели саму смерть. Заведомо обреченное сопротивление невидимой силе изначально казалось спорной идеей продюсерам кинокомпании New Line Cinema (она же подарила миру «Кошмар на улице Вязов»), но кассовый успех доказал, что режиссер Джеймс Вон и сценарист Джеффри Реддик знали, что делали.
Выросшая из нереализованного эпизода «Секретных материалов» история о группе тинейджеров, которые отказались лететь роковым рейсом 180, а позже вступили в бессмысленную конфронтацию с «насмехающимся над ними Ангелом Смерти», показалась критикам «глупым слешером без слешера», зато не на шутку встревожила впечатлительных зрителей. Первый «Пункт назначения» пугал детально воспроизведенным совпадением случайностей, приводящим к летальному исходу одного или нескольких персонажей, избранных безжалостным фатумом.
Кадр из фильма «Пункт назначения: Узы крови»
Создатели фильма доводили аудиторию до невроза, эффектно внушая мысль о том, что смерть поджидает нас буквально на каждом шагу, в дороге и дома. Эпизод с крушением самолета, снятый в кошмарных подробностях, оставил травмирующее воспоминание даже у тех, кто раньше не боялся летать.
Укоренению аэрофобии в сознании зрителей также способствовало то, что на написание сценария Джеффри Реддика подвигла реальная история женщины, чудом избежавшей авиакатастрофы, в которой никто не выжил. Доверившись дурному предчувствию матери, она поменяла билеты. В самом начале «Пункта назначения» старшеклассник Алекс Браунинг (Девон Сава) испытывает параноидальное ощущение дежавю после того, как ему привиделось, что «Боинг-180» взорвется, как только оторвется от земли. Из-за сцены с пророческим видением героя миллениалы до сих пор на всякий случай проверяют перед взлетом, не сломан ли у них откидной столик.
Кадр из фильма «Пункт назначения» (2000)
Поклонники первого «Пункта назначения» также нашли подозрительное сходство авиакатастрофы, показанной в фильме, с реальным крушением Boeing 747 под Нью-Йорком в 1996 году в результате взрыва топливного бака. Так что для развития аэрофобии после просмотра хоррора были все основания. Режиссер Джеймс Вон и сценарист Джеффри Реддик не ограничились масштабной трагедией и на протяжении фильма культивировали смерть в результате несчастных случаев, ведь основная идея авторов заключалась в том, что убийственный фатум окружает нашу жизнь и только ждет своего часа.
«То, что мы пытались сделать, — и это действительно ужасно — это выяснить, как люди могут умереть, делая то, что большинство из нас делают в какой-то момент своей жизни», — рассказывает Реддик. Способность «Пункта назначения» психологически травмировать зрителя объясняется пугающе доскональным обоснованием гибели каждого героя в бытовых ситуациях.
Молодежный хоррор, положивший начало жестокой франшизе, заставил нас боятся буквально всего — от самолетов до кухонных ножей. Изобретательная сцена гибели учительницы, мисс Льютон (Кристен Клоук), к которой приводит череда трагических неосторожностей (никогда не проливайте водку на домашний компьютер!), напомнила о печальной статистике: в США 81% от общего числа смертей происходит дома в результате бытовых травм.
После зловещего триумфа первого «Пункта назначения» хоррор-франшиза, созданная Джеймсом Воном и Джеффри Реддиком, увлеклась эксплуатацией подсознательных зрительских страхов, подавая им все новые поводы опасаться за свою жизнь.
Кадр из фильма «Пункт назначения 2» (2003)
Сцена с массовой аварией на шоссе из «Пункта назначения 2», например, нанесла травму целому поколению. Миллениалы моментально усвоили урок: от лесовоза на дороге лучше держаться подальше. «Я получаю мемы о грузовике с бревнами по три раза в неделю. Люди думают, что мне это надоест, но это питает мою душу — до тех пор, пока никто не умрет», — глумится Джеффри Реддик.
Фобии, которые франшиза «Пункт назначения» оставила зрителям
- Аэрофобия — первый фильм начинает череду случаев внезапной смерти героев с авиакатастрофы рейса Париж — Нью-Йорк.
- «Лесовозофобия» — вторая часть фильма знаменита сценой «убегающих» из кузова грузовика бревен, которые пробивают насквозь другие машины и убивают людей.
- Сидеродромофобия (или страх перед железнодорожным транспортом) — исходит прямиком из третьего фильма франшизы.
- Автофобия и амаксофобия — также во второй части запоминающаяся автокатастрофа нанесла некоторым зрителям непоправимую психотравму.
- Страх перед эскалаторами — заслуга четвертой части франшизы, превратившей обыденные действия вроде подъема по движущемуся эскалатору в смертельно опасные.
- Фобия падающих статуй и иглоукалывания — в пятом фильме герой погибает под упавшей на него статуей Будды в китайском спа.
- Фобия соляриев — ультрафиолет, согласно «Пункту назначения 3», может убить вас очень быстро.
- Фобия падающих кирпичей — благодарите эпизод смерти Алекса Браунинга, упомянутый во втором фильме.
- Кинетофобия (страх перед движением) — в случае франшизы это фобия американских горок, ставших смертельной ловушкой для тинейджеров из третьего фильма.
- Барофобия — боязнь подъема тяжестей из-за сцены в спортзале в третьем «Пункте».
- Страх перед донным сливом бассейна — четвертый «Пункт назначения» безжалостно расправляется с хулиганом, издевавшимся над маленьким мальчиком.
- Фобия летающих автомобильных шин — четвертый фильм франшизы снова разыгрывает страшное ДТП, в котором ошметки покореженных гоночных машин добивают выживших на трибунах.
- Фобия киноэкранов — из «Пункта назначения 4», где экран кинотеатра взрывается, убивая зрителей.
- Фобия газонокосилок — в четвертом фильме эти «дьявольские машины» действуют на свое усмотрение, что оборачивается мучительной и страшной смертью для всех, кто попадется им на пути.
- Томофобия (страх перед хирургическими операциями). В случае «Пункта назначения» — на глазах: пятый фильм франшизы пугает фатальной лазерной коррекцией зрения.
- Страх перед движущимися лифтами — не клаустрофобия, а штука пострашнее передалась зрителю из кровавой сцены во втором фильме.
Кадр из фильма «Пункт назначения 3» (2006)
Не менее шокирующим эффектом обладали сцены смерти в солярии (две девушки поджарились заживо в «Пункте назначения 3») и во время лазерной коррекции зрения («Пункт назначения 5»). Фатальные несчастные случаи всегда настигают героев франшизы в самых неожиданных местах и обстоятельствах: на американских горках, на трибунах во время автогонок, в бассейне, на сеансе иглоукалывания… Причем смерть обреченных персонажей не всегда происходит так, как мы того ожидаем, что гарантирует эффект полной неожиданности.
Кадр из фильма «Пункт назначения 4» (2009)
Например, в «Пункте назначения 2» Эван Льюис (Дэвид Петкау), выбравшийся из пожара, в котором по идее должен был сгореть, получает смертельный удар в глаз обрушившейся пожарной лестницей. Так или иначе каждая сцена с гибелью героев, напрасно противостоящих фатуму, ужасает своей продуманностью и вызывает приступ отвращения. Кажется, что режиссеры и сценаристы просто проверяют зрительскую психику на прочность, но на самом деле, помимо аттракциона графического насилия, «Пункт назначения» несет в себе важный, хотя и сентиментальный философский смысл.
Главный посыл всей франшизы — не «смерть неизбежна», как многие ошибочно полагают, а memento mori («помни о смерти»). Во втором «Пункте назначения» таинственный гробовщик Бладуорт говорит: «Перед смертью у людей в наибольшей степени проявляется живость натуры». И к его словам стоит прислушаться.
Кадр из фильма «Пункт назначения 5» (2011)
Возможно, это звучит пошло, но молодежный хоррор о безнадежных попытках обмануть судьбу исчерпывающе напоминает о том, как важно ценить жизнь и насколько бессмысленно тревожиться о будущем, ведь никто не знает, когда и как он умрет. Человек «внезапно смертен» — остается лишь наслаждаться моментом. «Пункт назначения: Узы крови» и вовсе призывает проводить больше времени с близкими. Пока смерть не разлучит.