28 игр для лагеря: на знакомство, сплочение, выявление лидера
. Подборка самых интересных игр для всех возрастов
Детский лагерь — место, где заводят новых друзей, учатся быть командой и помогать друг другу. Детям проще всего это дается в игре. Это могут быть подвижные и активные командные состязания или более спокойные. Собрали примеры игр, которые помогут быстрее познакомиться, выявят лидеров и сплотят коллектив.
Содержание
Игры для лагеря на знакомство
Знакомство — это то, с чего начинается жизнь в лагере. Одни быстро заводят новых друзей, другие могут стесняться. Познакомить всех быстрее помогут игры на имена. Вот несколько идей игр на знакомство в лагере для разных возрастов [1], [2].
«Команды тезок»
- Возраст: для всех возрастов.
- Где играть: на улице, в закрытом помещении.
- Правила игры: детей собирают вместе. По команде вожатого участники начинают выкрикивать своим имена. Цель игры — в подвижной суматохе найти своего тезку и образовать команду. Чтобы игра была более динамичной, вожатый может засечь время. Например, 15 или 30 секунд.
«Три факта»
- Возраст: для всех возрастов.
- Где играть: на улице, в закрытом помещении.
- Правила игры: детей рассаживают по кругу на улице или стульях в зале. Первый игрок выходит в центр или садится напротив других участников. Он называет свое имя и три факта о себе — один реальный, а два вымышленных. Задача других игроков определить, что правда, а что нет.
«Паровозик»
- Возраст: для всех возрастов.
- Где играть: на улице, в закрытом помещении.
- Правила игры: дети встают по кругу, вожатый — ведущий. Взрослый подходит к любому из детей и говорит: «Привет, я паровозик. А как тебя зовут?» В ответ ребенок называет свое имя, а вожатый повторяет его. После этого ребенок кладет руки вожатому на талию сзади, как «вагончик». Играют в игру, пока все дети не представятся и не присоединяться к «паровозику».
«Имя — жест»
- Возраст: для всех возрастов.
- Где играть: на улице, в закрытом помещении.
- Правила игры: дети встают кругом или врозь. Начать игру может вожатый — он называет свое имя и показывает какой-либо жест (присесть, взмах рукой, прыжок). Задача игроков повторить хором имя и движение. Затем вожатый может произвольно указывать рукой на кого-то из детей, каждый должен произнести свои имя и показать жест (все остальные опять повторяют его). Продолжают до тех пор, пока все не представятся.
Игры на сплочение для лагеря
Они помогут быстрее сдружиться. Лучше всего их проводить, когда дети в отряде уже познакомились друг с другом: знают имена, основные факты о соратниках. Большинство таких игр командные и рассчитаны не на победу, а на формирование взаимовыручки и доверия между участниками [1], [2], [3]:
«Коридор»
- Возраст: для старших групп.
- Где играть: на улице, в закрытом помещении.
- Правила игры: первая группа детей встает в две шеренги друг напротив друга, вытянув руки вперед, параллельно полу. Вторая группа встает в очередь. Первый игрок из очереди начинает бежать по коридору, между двух шеренг. Дети из первой группы поднимают руки перед ним. Задача пройти коридор доверия без остановки.
«Паучки»
- Возраст: средние, старшие группы.
- Где играть: на улице, в закрытом помещении.
- Правила игры: детей разбивают на пары. Они присаживаются на колени спиной друг к другу. Каждую пару вожатый обвязывает веревкой на уровне талии. Затем по команде ведущего пары должны начать двигаться по заданной траектории. Например, вожатый говорит: «Два шага влево, пять шагов вперед».
«Веревочка»
- Возраст: средние, старшие группы.
- Где играть: на улице, в закрытом помещении.
- Правила игры: вожатый связывает два конца веревки так, чтобы получилось кольцо (длина зависит от количества детей в отряде). Затем детей просят взять двумя руками веревку с внешнего края. По команде ведущего все закрывают глаза и слушают задание. Вожатый говорит: «Треугольник». После этого дети, не открывая глаз, должны выстроиться так, чтобы веревка повторила форму.
«Общее настроение»
- Возраст: любой возраст.
- Где играть: на улице, в закрытом помещении.
- Правила игры: дети рассаживаются на стульях, на полу или мягких матах. Можно по кругу или вразброс. Вожатый, как ведущий, просит всех на время успокоиться и расслабиться. Затем говорит фразу: «Наше общее настроение — смех». Все дети должны засмеяться. Далее ведущий называет разные эмоции, которые участники должны повторить вместе.
Игры на выявление лидера в лагере
Почти всегда в любой группе есть лидер, а иногда их несколько. Задача вожатого выявить таких детей и в дальнейшем строить общение в отряде так, чтобы между ними не возникало конфликтов. Наоборот, лидеры должны стать помощниками и связующим звеном для остальных детей [1], [2], [4]:
«Скульптура»
- Возраст: средние, старшие группы.
- Где играть: на улице, в закрытом помещении.
- Правила игры: детей разбивают на команды. Вожатый дает задание построить скульптурную композицию, например, из кубиков (любых других заранее подготовленных материалов) или участники могут построиться сами в определенную фигуру. Тематика может быть разной: животные, известные здания, места. Тот, кто сразу же возьмет на себя роль организатора, — потенциальный лидер.
«Пальчики»
- Возраст: средние, старшие группы.
- Где играть: на улице, в закрытом помещении.
- Правила игры: дети рассаживаются на стульях или полу в произвольном порядке. Главное, чтобы всем было хорошо видно и слышно вожатого. Он как ведущий показывает определенную комбинацию из пальцев: три, пять, шесть. Из числа детей должны встать столько, сколько пальцев показал вожатый. В течение игры вожатый повторяет несколько циклов и наблюдает, кто из детей встает чаще всего.
«Положи руку»
- Возраст: средние, старшие группы.
- Где играть: на улице, в закрытом помещении.
- Правила игры: предполагается, что к этому моменту дети уже знакомы и успели провести вместе некоторое время. Вожатый предлагает участникам положить правую руку на плечо тому, кто более всего симпатичен, — это душа отряда. Затем детей просят аналогично выбрать того, кого бы они назвали командиром. В процессе вожатый ведет подсчет рук и отмечает результат.
«Начали»
- Возраст: любой возраст.
- Где играть: на улице, в закрытом помещении.
- Правила игры: детей разбивают на несколько команд. Вожатый объясняет условия: каждая группа должна выбрать одно слово, которое произнесет потом хором. На выбор отводится ограниченное время. Цель игры — выявить, кто в каждой группе максимально проявит организаторские и лидерские качества.
Игры на командообразование в лагере
Командообразование не только сплачивает коллектив, но также учит детей договариваться и правильно распределять роли для достижения общей цели, например, победы в состязании. Такие игры могут быть как подвижным, так и более спокойными, рассчитанными на интеллектуальную работу [1], [2], [5].
«Клад»
- Возраст: средние, старшие группы.
- Где играть: на улице, в закрытом помещении.
- Правила игры: детей делят на несколько команд. Вожатый рассказывает легенду: каждая группа — это кладоискатели, которые нашли много древних монет. После группам выдают определенное их количество. Условие игры: за отведенное время разделить монеты между всеми участниками группы. При этом запрещено делить монеты поровну. Задача: дети должны договориться между собой, возможно, пойти на уступки внутри команды, чтобы выиграть.
«Дом»
- Возраст: средние, старшие группы.
- Где играть: на улице, в закрытом помещении.
- Правила игры: дети разбиваются на несколько команд с равным числом участников. Вожатый дает задание: внутри группы игроки должны распределить свои роли как в доме (кто-то крыша, другой — стены, фундамент и т.д.). На задание отводится ограниченное время, например не более 10–15 минут. Побеждает тот, кто «построит» свой дом первым. Цель игры: дети осмысляют свою роль и значение в коллективе, так как каждый выполняет определенную функцию, но вместе все команда (образ дома).
«Поиск сходства»
- Возраст: любой возраст.
- Где играть: на улице, в закрытом помещении.
- Правила игры: вожатый раздает командам детей лист бумаги и ручку. Задание: написать как можно больше сходств своей команды с другими. Время ограниченно. Выигрывает тот, кто найдет больше всего сходств.
«Головоломка»
- Возраст: любой возраст.
- Где играть: в закрытом помещении.
- Правила игры: детей делят на команды — две или три, зависит от состава отряда. Каждой выдают одинаковые пазлы. Побеждает та команда, которая первой соберет всю картинку.
Игры с залом в лагере
Такие игры обычно проводят перед началом какого-то мероприятия, когда собралось много детей из разных отрядов, в актовом или спортивном зале. Они не занимают много времени, простые и чаще всего веселые. Задача игры — занять время перед каким-то другим событием [1], [2], [6].
«Веселые мартышки»
- Возраст: любой возраст.
- Где играть: в закрытом помещении.
- Правила игры: это аналог игры «Морская фигура замри». Ведущий произносит со сцены стишок, в конце которого просит всех детей в зале состроить на лице определенную гримасу и замереть в таком положении. Еще один вариант: дети должны повторить то выражение на лице, которое показывает ведущий.
«Гол — мимо»
- Возраст: любой возраст.
- Где играть: в закрытом помещении.
- Правила игры: ведущий делит зал на две половины, например, по центральному проходу между креслами. Участникам с левой стороны задают фразу «Гол!». Ее нужно будет выкрикнуть, когда ведущий поднимет соответствующую руку. Дети справа будут кричать «Мимо!» при поднятой правой руке. Если ведущий поднимает сразу две руки, то все вместе кричат «Штанга!». Ведущий поочередно меняет руки и постепенно ускоряет темпы игры.
«Дождик»
- Возраст: любой возраст.
- Где играть: в закрытом помещении.
- Правила игры: ведущий рассказывает зрителям в зале, что внезапно пошел дождик и предлагает повторить его всем присутствующим. Он громко хлопает в ладоши пять раз — зал должен повторить. Затем ведущий тихо стучит одним пальцем по ладошке — зал снова повторяет. Комбинации и последовательность постоянно меняются.
«Как чихает слон»
- Возраст: любой возраст.
- Где играть: в закрытом помещении.
- Правила игры: всех присутствующих в зале делят на три большие группы. Каждой соответствует свое слово: «хрящики», «ящики» и «потащили». Выкрикивают слова по команде ведущего, когда он указывает рукой на определенную группу. Если ведущий поднял кверху две руки, то три группы должны прокричать свои слова одновременно — так получится звук, похожий на чихание слона.
Игры в автобусе в лагере
Дорога до лагеря может быть долгой, и это время можно использовать с пользой: познакомить детей уже в автобусе, занять чем-то интересным. Активных игр в дороге, конечно, не получится. Но есть варианты, которые помогут занять время в пути [1], [2], [7].
«За окном»
- Возраст: любой возраст.
- Где играть: в дороге.
- Правила игры: вожатый называет любую букву алфавита, а дети по очереди должны назвать предмет, объект на эту букву, который они видят из окна автобуса.
«Угадай слово»
- Возраст: любой возраст.
- Где играть: в дороге.
- Правила игры: ведущий называет любую букву алфавита, предварительно задав на нее какое-то слово (существительное). Задача участников — называть слова на эту букву и задавать уточняющие вопросы, чтобы отгадать то, что задумал ведущий.
«Вязка узлов»
- Возраст: средние, старшие группы.
- Где играть: в дороге.
- Правила игры: вожатый раздает всем детям в автобусе по веревке. После показывает, как завязывать разные узлы. Затем игроки пытаются повторить. Вожатый ходит между рядами и помогает детям.
«Продолжи песню»
- Возраст: любой возраст.
- Где играть: в дороге.
- Правила игры: вожатый начинает петь песню (что-то известное и популярное среди детей) и внезапно замолкает. Задача игроков — продолжить пение хором.
Подвижные игры в лагере
Подвижные игры на свежем воздухе могут быть на сплочение, командообразование и выявление лидера. Независимо от этого, время на улице не пройдет даром. Вот несколько идей подвижных игры для детей в лагере.
«Захват флага»
- Возраст: любой возраст.
- Где играть: на улице.
- Правила игры: вожатый разделяет детей на команды — две или три, зависит от численности отряда. Каждой выдают флаг определенного цвета, который нужно спрятать. Задача команд — по сигналу вожатого найти флаг соперника. Побеждает тот, кто сделает это первым.
«От чашки к чашке»
- Возраст: средние, старшие группы.
- Где играть: на улице в теплую и солнечную погоду.
- Правила игры: команды выстраиваются в две или три шеренги. У каждого в руке чашка или небольшое ведерко, у первого игрока — с водой. Задача игрока — поднять емкость над головой и перелить воду стоящему за ним игроку. Игру продолжают до тех пор, пока вода не окажется в чашке или ведре последнего. Побеждает команда, у которой останется больше всего воды.
«Охота за сокровищами»
- Возраст: средние, старшие группы.
- Где играть: на улице в хорошую погоду.
- Правила игры: вожатый предварительно прячет несколько предметов на площадке. Затем детей делят на команды и каждой выдают список предметов (либо перечисляют их устно). По сигналу команды начинают поиски. Побеждает тот, кто найдет больше всего сокровищ.
«Змейка»
- Возраст: средние, старшие группы.
- Где играть: на улице в хорошую погоду.
- Правила игры: сперва вожатый ограничивает площадку — показывает детям ориентиры, где заканчивается игровое поле, либо играют на закрытой спортивной площадке. Затем выбирают первого игрока (воду) — он начнет змейку. По сигналу все дети начинают убегать от воды. Его задача — поймать кого-то из детей, прикоснувшись. После этого пойманный берет за руку ведущего игрока, и теперь они уже вместе ловят других участников. По мере игры змейка будет становиться все больше.