«Твой труд важен». Врачи — об испытаниях профессии и современной медицине

. От первого вызова до конкурса профессионального мастерства
Обновлено 15 июня 2025, 17:01
Работа флагманского центра Городской клинической больницы (ГКБ) им. Вересаева
Фото: Александр Авилов / Агентство «Москва»

Работа флагманского центра Городской клинической больницы (ГКБ) им. Вересаева

Экстренные случаи, тяжелые диагнозы и неотложные вмешательства — ко Дню медицинского работника, который отмечается 15 июня, врачи, медсестры и фельдшеры столичных медорганизаций рассказали РБК Life о своих буднях, наполненных высокой ответственностью и стрессом, состраданием и волевыми решениями. И о том, как в этих условиях московское здравоохранение помогает работать и отдыхать.

Анна Алехина
Анна Алехина
Медицинская сестра отделения неотложной помощи ГКБ № 15 им О. М. Филатова, обладательница статуса «Московская медицинская сестра»

В 1996 году, сразу после окончания колледжа при МОНИКИ (Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского), я устроилась процедурной медсестрой в отделение кардиохирургии. Через неделю к нам поступил мальчик с коарктацией аорты (врожденный порок сердца, при котором часть аорты сужена, что нарушает кровоснабжение жизненно важных органов и приводит к их ишемии).

Тогда пациентам приходилось лежать очень долго. За это время я привязалась к мальчику. Ему было 12 лет, и я видела, как ему страшно. Очень тяжело понимать, что от операции зависит твоя жизнь. Мы подружились: разговаривали, читали, играли в шахматы. Его мама не могла быть с ним в больнице, и я стала своего рода связующим звеном между ними: передавала приветы, вкусняшки, говорила с ней по телефону — не на медицинские темы, а по-человечески.

Операция прошла тяжело: протез аорты начал отторгаться, понадобилось экстренное повторное вмешательство. Спустя шесть часов, несмотря на все усилия, у него произошел отказ нижних конечностей. Я помогала Вовке и медицински — выполняла назначения врача, делала массажи, — и психологически. Было сложно. Мальчика выписали домой с улучшением общего состояния, но, увы, в инвалидной коляске.

Все последующие годы мы постоянно перезванивались, я навещала его дома, была на выпускном, радовалась, когда он поступил в институт. Подбадривала, уговаривала заниматься в спортзале. Он учился жить заново, создал семью, стал отцом, перестал стесняться коляски. Его нет уже 15 лет. Но я точно знаю: моя поддержка помогла ему прожить яркую и наполненную жизнь.

Эта история до сих пор со мной как проверка: все ли возможное я сейчас делаю, правильно ли поступаю? Не стыдно ли будет потом за мою работу? Наверное, это был и есть самый большой жизненный урок и для юной медсестры, и просто для человека.

Сегодня я работаю в системе московского здравоохранения, и это кайф. Медицина развивается, новые технологии под рукой. Вспоминаю, как мы плакали, когда в медицину стали внедрять компьютеры. А сейчас с умилением вспоминаю бумажные истории болезни, выписывание бланков анализов на все отделение от руки. Я с удовольствием иду на работу, потому что чувствую себя частью команды, даже в трудные дни.

Я люблю учиться, поступила в университет. Увлекаюсь творчеством: создаю клипы, пишу медицинские сказки, участвую в конкурсах департамента здравоохранения города Москвы в рамках «Формулы жизни», танцую, обожаю театр, рукоделие и путешествия. Друзья знают: стоит сказать «поехали» — и мы уже в пути.

Верю: плохих профессий нет. Но профессия медсестры особая. Нам доверяют здоровье и жизнь. Это требует полной самоотдачи и высокого профессионализма. Сестринский персонал — важное звено в системе оказания медицинской помощи. Например, при подборе сестринского персонала во флагманские центры были определены профессиональные компетенции в соответствии с новым московским стандартом экстренной медицинской помощи. Мы проводим распределение пациентов, снимаем артериальное давление, частоту дыхательных движений, данные пульса, оказываем помощь при анафилактическом шоке, инфаркте, гипергликемической коме, проводим базовую сердечно-легочную реанимацию, берем анализы, профилактируем инфекции.

Я продолжаю развиваться: участвую в профессиональном конкурсе столичного департамента здравоохранения, готовлюсь к финалу. Держите за меня кулачки.

Даже один случай из практики может стать ориентиром на весь профессиональный и жизненный путь. Именно так — из опыта, боли, побед и стремления быть лучше — формируется профессионализм. Эту мысль подхватывает и Дмитрий Хромов, фельдшер с многолетним стажем, для которого каждая реанимация, каждое «спасибо» от пациента — урок и стимул двигаться дальше.

Дмитрий Хромов
Дмитрий Хромов
Фельдшер подстанции № 56 Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А. С. Пучкова, сотрудник скорой помощи с более чем 20-летним стажем, победитель конкурса «Московские мастера» по специальности «Лучший фельдшер» (2025)

Никогда не забуду свою первую успешную реанимацию. Это был 52-летний мужчина с инфарктом. Состояние было относительно стабильным, но во время вызова у него произошла клиническая смерть. Эмоционально это было непросто: родственники запаниковали, пришлось проявить выдержку и силу воли. Я даже попросил их выйти и закрыл дверь на ключ.

Мы с напарником начали сердечно-легочную реанимацию, и на восьмой минуте сердце снова забилось. С тех пор при каждой встрече он говорит мне: «Вы мой ангел!» Этот случай вселил в меня гордость за профессию и стал мощной мотивацией к дальнейшему профессиональному росту. А еще показал, что в медицине нужно постоянно учиться и держать планку. Я стремлюсь соответствовать высоким стандартам, ведь медицина не стоит на месте — знания и навыки надо постоянно обновлять. У нас на скорой регулярно появляется новое оборудование, осваивать его — часть моей профессии.

Еще запомнился вызов в конце 2024 года: шестилетний мальчик получил тяжелую сочетанную травму (повреждение двух или более органов), упав с лестницы. «Детские» вызовы — это всегда большая ответственность, а когда они тяжелые, то приходится концентрироваться вдвойне: необходимо принимать точные и четкие решения. Мы оказали помощь на высшем уровне, ребенка доставили в стационар и в итоге выписали после полного выздоровления.

Через некоторое время я снова попал на вызов к этой семье, но уже к брату мальчика. Было приятно слышать слова благодарности, малыш узнал меня, подошел и обнял. В такие моменты понимаешь, что твой труд очень важен и нужен, хочется и дальше работать на таком уровне.

Московская медицина находится сегодня на уровне мировых стандартов и постоянно профессионально растет. Современное оснащение, обучающие программы, флагманские центры, цифровизация — все это позволяет заниматься именно медициной, а не заполнением бумаг, что сказывается и на пациентах, и на самих медиках. Это вдохновляет и окрыляет. За последние годы в здравоохранении Москвы произошли тектонические сдвиги: развился догоспитальный этап, были внедрены современные методики. Еще недавно трудно было представить, что в бригаде скорой появятся УЗИ-аппараты, а теперь они есть.

Свободного времени у меня немного, но если удается выкроить, то занимаюсь спортом и садоводством. Работа с землей на свежем воздухе заряжает энергией, после этого с новыми силами и готовностью помогать людям возвращаешься на смену.

Развитие экстренной помощи, о котором рассказал Дмитрий Хромов, лишь одна грань перемен в московском здравоохранении. Не менее ощутимы они и в поликлиническом звене. Денис Заутер, врач-оториноларинголог, вспоминает случай, когда новые технологии помогли своевременно выявить серьезную патологию и, возможно, спасти пациенту жизнь.

Денис Заутер
Денис Заутер
Врач-оториноларинголог высшей квалификационной категории Городской поликлиники № 220

Я работаю врачом-оториноларингологом в поликлинике. Вспоминается случай из практики, когда ко мне на прием пришла женщина с жалобами на заложенность носа и выделения. Самолечение не помогало. При осмотре полости носа были признаки ринита, но эндоскопия выявила новообразование, частично перекрывающее носовой ход и блокирующее носоглотку. Пациентке провели компьютерную томографию придаточных пазух носа и отправили на стационарное лечение, где подтвердился диагноз — инвертированная папиллома. Это доброкачественное образование, но с агрессивным ростом с риском озлокачествления. Лечение прошло успешно.

Анализируя этот случай, я думаю, как могла сложиться дальнейшая судьба пациентки, если бы у меня в повседневной практике не было тех возможностей, которые появились у нас благодаря модернизации и переоснащению московских поликлиник. Сегодня московский врач вооружен высокоточным диагностическим и лечебным оборудованием, которое позволяет в максимально короткие сроки установить верный диагноз и сформировать эффективное лечение. Это вдохновляет расти профессионально, тем более что возможности для этого в московской медицине самые широкие.

Свободное время я провожу с семьей. Мы любим активный отдых и путешествия на машине — это всегда новые впечатления и яркие воспоминания.

Так, в Москве завершается масштабная программа капитального ремонта поликлиник: обновлены 290 учреждений, или 85% от всех зданий, вошедших в программу. До конца года работы завершат полностью. Также в столице откроются 11 новых центров женского здоровья, всего их будет почти 30. Параллельно идет активная модернизация стационаров: капитальный ремонт охватывает 23 корпуса больниц, 13 из них выйдут из ремонта уже в этом году.

Завершается строительство новых корпусов для многопрофильной детской больницы святого Владимира и для 62-й онкологической больницы. Запущены новые форматы медпомощи: Центр быстрой амбулаторной хирургии и шесть специализированных центров для детей с хроническими заболеваниями. В планах — строительство ургентной (неотложной. — РБК Life) больницы в Троицке, продолжение развития больницы в Коммунарке, нового перинатального центра и роддома в Первой градской, а также второй очереди больницы святого Владимира.

В столице в честь Дня медицинского работника проходит ряд мероприятий. Вечером 14 июня все желающие смогли поучаствовать во флешмобе и запустить фонарики на Патриарших прудах, а сегодня, 15 июня, в сам праздник по всей Москве разместили билборды с фотографиями московских медработников и словами благодарности от всего города. В разных популярных городских локациях установлены фотозоны в виде сердца и кнопки, нажав на которые, каждый сможет дистанционно выразить благодарность медицинским работникам.

Каждая история — напоминание о том, насколько сложна и многогранна работа медицинских специалистов. За профессионализмом стоят внимание к деталям, готовность учиться и умение оставаться человеком в любой ситуации. Московское здравоохранение меняется, и эти перемены чувствуют сами врачи: современные технологии, новые стандарты и возможности делают их труд точнее, а помощь — доступнее и эффективнее.

Поделиться
Авторы
Теги