«Урок»: чем хорош сериал с Юрой Борисовым и школьниками

. Как на фоне отношений двух братьев взрослеют чужие дети

Чем хорош сериал с Юрой Борисовым и школьниками

Обновлено 16 июня 2025, 17:42
Кадр из сериала «Урок»
Фото: MEM Cinema Production, Okko

Кадр из сериала «Урок»

На Okko завершилась восьмисерийная ансамблевая драма «Урок» от сценариста «Караморы» Александра Фомина и режиссера Сергея Филатова, чьи юмористические короткометражки горячо любимы критиками. Главные роли в сериале исполнили Юра Борисов и Даниил Воробьев, каждый по-своему руководившие и толпой актеров, игравших школьников, и переизбытком эмоциональных травм, которые переживали их герои.

РБК Life посмотрел этот мрачноватый проект, пытающийся соблюсти комедийно-драматический баланс, но неуклонно скатывающийся в драму.

Пустить козла в огород, подставить, публично унизить — таков был изначальный план замдиректора общеобразовательной школы Константина Викторовича (Воробьев), когда он уговаривал бедового брата заняться просветительской деятельностью в старших классах. Антон (Борисов) только что сбежал из рехаба, где отсиживался после учиненной аварии с гибелью своей девушки. И намерен был бежать дальше, на Панган, но столкнулся с ультиматумом образцового брата. Еще и усиленным чувством вины за отсутствие на похоронах матери.

«Мы относимся к другим так, как относимся к себе», — произнесет потом Антон. Если бы он договорился с дьяволом, Панган стал бы реальностью, но это невозможно: приняв предложение Кости отработать несколько месяцев в школе, с подростками, он подписал себе приговор. Восемь серий раскрывают, каким человеком Антон подойдет к моменту его исполнения.

Сериал «Урок» разрабатывался не за одну ночь и сперва должен был стать историей взросления. По признанию Филатова, чем-то средним между сериалом «Трудные подростки» и фильмом «Общество мертвых поэтов». Сосредоточиться полагалось на актуальных проблемах тинейджеров (с милым российскому зрителю миксом мелодрамы и жести), но в процессе именно отношения двух братьев показались создателям важнее, а подростки заняли почетное место между молотом братской нелюбви и наковальней сурового жизненного опыта.

«Общество мертвых поэтов» получило неожиданную реинкарнацию в 2023 году, когда на экраны вышло драмеди «Оставленные» Александра Пэйна. По сюжету в рождественские выходные в школе-интернате застревают три оставленные души — преподаватель-зануда, студент-балагур и печальная повариха. За 133 минуты герои переживают спектр эмоциональных состояний, примиряются со своими ошибками и травмами, находят новый смысл продолжать жить. Эта терапевтическая картина получила гроздь номинаций (и «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана) и заслужила зрительскую любовь (судя по рейтингам на агрегаторах). Дорогу в будущее новому поколению открывают неидеальные и не всегда честные с собой и другими люди, и «далёко» не всегда будет прекрасным, потому что это недостижимая мечта. У авторов «Урока» получается высказать эту истину гораздо болезненнее.

У сериала два измерения: в одном живут взрослые, в другом — дети. На стыках — конфликты, раскрывающие характеры участников. Гиперконтролирующая мама и поразительно адекватная на этом фоне дочь (Ольга Лерман и Вера Енгалычева); эмоционально-отстраненный властный отец и сын-раздолбай (Илья Скворцов и Олег Савостюк); мать, которая ставит личное счастье выше комфорта дочери (Ксения Жаркова и Алена Долголенко); мать, которая жертвует собой и заставляет дочь делать то же самое; отец, который внушает страх дочери, извиняясь чрезмерной заботой. Этими точечными пересечениями сериал касается вороха глубоких проблем, каждая из которых достойна отдельной многосерийной драмы. Но здесь они становятся маркерами личности и причинами жизненных уроков.

Команда молодых артистов, играющих старшеклассников, как и в других сериалах от миллениалов о молодом поколении, добросовестно проживает в кадре все арки, произносит порой кринжовые реплики (авторы щедро наделили ими калмыка Чингиза, героя Аюша Очир-Гаряева) и творит жесть (выкрасть у бати деньги и пистолет — почему бы и нет). Сценарий легко и непринужденно списывает этот винегрет из подросткового инфантилизма и драматических заскоков на пробелы в воспитании. Команда артистов, играющих родителей, преимущественно творит жесть, и сценарий списывает это на пробелы в их воспитании. Порочная спираль родительско-детских отношений обозначается, но сглаживается «милыми» моментами единения, когда персонажи вдруг переключаются из режима хейта в режим любви.

Периодически «Урок» становится похож на заграничную «Эйфорию» (тему с наркопотреблением среди старшеклассников он поднимает сразу, в первой серии, и раскручивает сюжет вокруг нее), в которой за чередой непроглядных глупостей просматривались светлые пятна благородства и душевной щедрости, сдобренные хорошим юмором. У Филатова и Фомина получилось выдержать «Урок» в похожей манере, что несомненно придает ему ценности.

Костя и Антон — сердце истории — братья, чьи отношения, мягко говоря, не сложились. Один пытался заслужить любовь матери, которая обожала другого, талантливого и одаренного сына-гения, и пришел к состоянию маниакального психоза. Воробьева за эту роль расхваливают примерно в каждом отзыве — нездоровое отношение Кости к реальности утяжеляет его глубочайший конфликт с матерью, с которой он все время ведет монолог, обвиняя во всех своих решениях. Этот незакрытый гештальт движет им, заставляя принимать подлость за благость и манипуляции за любовь.

Надтреснутая картина мира Кости врезается в такую же у его брата Антона. Баловень, соблазнившийся своей «гениальностью», убаюканный способностью получать желаемое без усилий, он расплачивается за это самой дорогой монетой. Мы встречаем его уже после истерии, пережитой в рехабе, спокойным, хотя и растерянным, уязвимым лоботрясом, легко попадающим на удочку брата. Борисов передает этого героя в недосказанностях, междометиях, ужимках, которые сочетаются с прямым взглядом и кратковременными, но бурными демонстрациями красноречия и вокального таланта. И если Костя серия за серией погружается вглубь своего психоза, Антон на глазах у зрителя медленно всплывает на поверхность.

Их конфликт распространяется за пределы личных отношений, обозначая, но не декларируя очертания кризиса власти и ущерба, который наносит живой мысли и свободе системное закостенелое начальствование. Школа и ее обитатели несут сопутствующий ущерб, когда сталкиваются две сверхновые — Антон и Костя. Этим звездам показаны свои отдельные орбиты, находящиеся как можно дальше друг от друга, но их притягивает сила созависимости, которую образуют принадлежность к одной семье, братская привязанность и родственная обязанность.

Дихотомией двух героев сериал оправдывает свое название: кто-то способен усвоить урок, а кто-то — нет. К счастью для зрителя, который обнаружит себя на финальных титрах восьмого эпизода, большинство героев сериала обучаемые и надежда на «прекрасное далёко» еще есть.

Поделиться