Крушение батискафа «Титан». Что известно о катастрофе спустя два года
. Странные совпадения, судебные разбирательства и результаты расследованийОбнародованы результаты расследований дела о гибели батискафа «Титан»

Батискаф «Титан»
Ровно два года назад, 18 июня 2023 года, при попытке погружения к обломкам легендарного «Титаника» потерпел крушение подводный аппарат «Титан». РБК Life решил вспомнить инцидент двухлетней давности, а также рассказать о том, что известно о причинах катастрофы на данный момент.
Что произошло в середине июня 2023 года
Обломки батискафа «Титан»
За трагическими событиями, развернувшимися в начале лета 2023 года в Северной Атлантике, кажется, следил весь мир. Подводный аппарат Titan американской компании OceanGate предпринял попытку погружения к месту гибели знаменитого лайнера, однако примерно через два часа потерял связь с кораблем-носителем Polar Prince. При этом команда сообщила о нештатной ситуации не сразу, а лишь через восемь часов после начала миссии, поскольку проблемы со связью наблюдались и во время некоторых предыдущих экспедиций.
В результате примерно в 650 км к востоку от острова Ньюфаундленд развернулась масштабная международная поисково-спасательная операция с участием многочисленных судов со специальным оборудованием и авиации. Предполагалось, что Titan мог запутаться в обломках «Титаника» или получить повреждения силовой установки, но при этом экипаж жив и ждет помощи на почти четырехкилометровой глубине. Оснащение аппарата подразумевало запас кислорода, которого должно было хватить на несколько дней, поэтому американские, канадские, британские, французские корабли и самолеты продолжали прочесывать огромную акваторию.
Дополнительную надежду вселяли сообщения о том, что гидролокационные буйки якобы уловили повторяющиеся шумы, которые могли быть сигналом от пропавшего экипажа. Однако все закончилось трагически: 22 июня Береговая охрана США заявила об обнаружении обломков «Титана» и гибели участников экспедиции. Всего на борту аппарата находились пять человек: глава OceanGate Стоктон Раш, один из богатейших людей Пакистана Шахзада Дауд, его 19-летний сын Сулейман, британский миллиардер и путешественник Хэмиш Хардинг, а также французский ветеран-подводник Поль-Анри Наржоле, управлявший батискафом. За восьмидневный тур, кульминацией которого должен был стать спуск к «Титанику», коммерческие участники экспедиции заплатили по $250 тыс.
Расследование показало, что «Титан» погиб в результате «катастрофической имплозии» — направленного внутрь разрушительного воздействия, зафиксированного американской секретной гидроакустической системой. Корпус аппарата не выдержал огромного давления и схлопнулся буквально за доли секунды. Все произошло настолько быстро, что его пассажиры скончались мгновенно, не успев осознать ужаса происходящего.
Странные совпадения в крушении «Титаника» и аппарата «Титан»
Батискаф «Титан»
Многочисленные вопросы, касающиеся адаптации «Титана» к погружениям на экстремальные глубины, возникли еще во время спасательной операции. В частности, в прессе и социальных сетях активно обсуждали систему управления батискафом, которое осуществлялось при помощи слегка модернизированного игрового джойстика Logitech стоимостью $20. Кроме того, выяснилось, что на аппарате не было даже элементарной навигации — ориентирование в толще воды осуществлялось при помощи сообщений со вспомогательного судна. В целом многие эксперты сошлись во мнении, что батискаф не был приспособлен к погружениям на огромные глубины, которые по сложности и опасности можно сравнить с выходом в открытый космос.
Джеймс Кэмерон, снявший знаменитую драму «Титаник», был поражен сходством катастрофы лайнера 1912 года с гибелью батискафа спустя 111 лет. По словам режиссера, в том и другом случае к трагедии привели чрезмерная самонадеянность и постоянное игнорирование предупреждений о высочайшем риске.
Компания OceanGate была основана в 2009 году американским предпринимателем Стоктоном Рашем, связанным с аэрокосмической и электронной промышленностью. На протяжении нескольких лет инженеры исследовали подводные технологии и экспериментировали с батискафами сторонних производителей, пока не приступили к разработке собственного подводного аппарата. Первая успешная экспедиция состоялась лишь в 2021 году, когда Раш и другие члены OceanGate достигли обломков «Титаника» на глубине 3,8 тыс. м. Впоследствии прошло еще несколько удачных погружений, в том числе с участием коммерческих клиентов. Во время экспедиций OceanGate удалось отснять уникальные кадры затонувшего лайнера, а также установить ряд исторических фактов.
Вместе с тем многие профильные организации высказывали опасения по поводу безопасности подобных экспедиций. Так, еще в 2018 году американское Общество морских технологий (MTS) обратилось с открытым письмом к Стоктону Рашу, где было подчеркнуто, что такой экспериментальный подход может привести к самым неожиданным последствиям. На это глава OceanGate ответил, что «отраслевые стандарты тормозят инновации». В одном из интервью Раш и вовсе называл безопасность «пустой тратой времени» и советовал «не вставать с постели и не садиться в автомобиль» тем, кто о ней беспокоится.
Судебные разбирательства по делу о крушении «Титана»
Подъем обломков батискафа «Титан»
Более того, «Титан» не был официально сертифицирован и классифицирован ни одним из регулирующих органов, но при этом они не могли запретить деятельность OceanGate. Все дело в том, что компания проводила свои экспедиции в международных водах, где юридически не действуют никакие ограничения. Плюс ко всему все клиенты Стоктона Раша перед погружением подписывали документ с отказом от каких-либо претензий в случае травм или гибели на экспериментальном судне, не одобренном ни одним из регуляторов. Минюст США, Береговая охрана США и Совет по безопасности транспорта Канады провели собственные расследования инцидента, однако так и не опубликовали полные отчеты о результатах.
Все это вкупе с гибелью предполагаемого главного виновника катастрофы Стоктона Раша чрезвычайно осложняет судебные разбирательства. К примеру, в августе 2024 года семья французского подводника Наржоле подала иск на $50 млн против OceanGate, нескольких ее сотрудников и сторонних компаний, участвовавших в создании «Титана». Однако дело о преступной халатности до сих пор так и не сдвинулось с места.
При этом в сентябре 2024-го в США начались слушания по делу о крушении батискафа, в ходе которых всплыли подробности о многочисленных технических проблемах «Титана» и нервозной атмосфере внутри коллектива OceanGate. Бывшие высокопоставленные сотрудники компании рассказали о многочисленных технических проблемах, недостатке финансирования, а также о давлении со стороны руководства с требованием ускорить разработку. Несогласные с такой политикой немедленно увольнялись или уходили по собственному желанию. Сам глубоководный аппарат характеризовался как «небезопасный», не проверялся независимыми экспертами и другими третьими лицами, несмотря на то что это достаточно распространенная практика.
Что выяснили авторы фильма Netflix о гибели «Титана»
Глава OceanGate Стоктон Раш
Авторы документального фильма «Титан»: Катастрофа OceanGate», вышедшего на Netflix 11 июня 2025 года, предполагают, что аппарат не одобрила бы ни одна независимая экспертиза. Бывшие инженеры компании, опрошенные журналистами, описывают Раша как безрассудного, постоянно торопящегося руководителя, который недостаточно заботился о безопасности пассажиров, а также воспринимал конструктивную критику проекта как личное оскорбление.
В фильме также рассказывается об изначально некачественных материалах «Титана», не предназначенных для глубоководных экспедиций. Нити корпуса из углеродного волокна постепенно разрушались под давлением, издавая характерный щелкающий звук во время погружений, что, «вероятно, было явным предупреждением, что что-то может пойти не так».
По словам режиссера Марка Монро, глава OceanGate был зациклен на том, чтобы довести конструкцию до совершенства, не отказываясь при этом от коммерческих погружений. Если бы Раш по-настоящему заботился о безопасности, то его компании потребовались бы годы дополнительных испытаний и миллионы долларов, которых у OceanGate не было.
«Если бы он строго следовал отраслевым стандартам, то в конечном итоге у него, возможно, и не получилось бы создать безопасный аппарат, способный погружаться к «Титанику». Но, с другой стороны, вероятно, все эти люди бы остались живы», — подытоживает автор фильма.