Юношеский максимализм: что это и в чем проявляется
. Советы психолога, как понять своего ребенка
Процесс взросления родители часто переживают сложнее, чем их дети. Всем знаком термин «переходный возраст», нередко к нему прилагается и юношеский максимализм — когда подросток все воспринимает слишком остро и готов к категоричным выводам и резким решениям. Разбираемся, в чем причина юношеского максимализма и как вести себя родителям.
Содержание
Что такое юношеский максимализм
Юношеский максимализм — это возрастная особенность мышления и поведения, когда подростки стремятся к крайностям, категоричны в суждениях и слишком эмоциональны [1]. Это выражается в резких высказываниях, стремлении к справедливости, поиске абсолютных истин и желании получать «все и сразу». Подросток не просто спорит — он всерьез переживает, что «все делают неправильно», и сам знает, как нужно.
Такое поведение характерно для возраста 12–18 лет, считает психолог Елена Кандыбина. Нередко его еще называют «переходный возраст», что указывает на этап перехода из детства в юность, когда психика и гормональная система ребенка перестраивается, что влечет за собой эмоциональные всплески и фрустрации о своем месте в социуме и о своем будущем. Максимализм — часть этого этапа взросления, когда подросток воспринимает все на «максимуме».

«Важно понимать, что юношеский максимализм — это не диагноз, а нормальное возрастное явление. В его основе лежит активное формирование личности, системы ценностей и представлений о мире.
На уровне нейрофизиологии это объясняется более ранним созреванием эмоциональных центров мозга, в первую очередь лимбической системы, по сравнению с префронтальной корой. Она отвечает за самоконтроль, критическое мышление и планирование. Получается, что подросток уже очень остро чувствует, но еще не в полной мере может соотносить желания с последствиями. Это и формирует резкость суждений и склонность к крайностям».
Причины юношеского максимализма
Источником такого поведения являются физиологические, социальные и психологические факторы.
1. Гормональный фон
В подростковом возрасте организм переживает мощную гормональную перестройку. Повышается уровень гормонов (в том числе тестостерона и эстрогенов), которые усиливают эмоциональные реакции, делают чувства более острыми, а поведение — импульсивным [2].
2. Развитие мозга и тяга к ощущениям
В это время активно развивается мозг — особенно те его зоны, которые отвечают за эмоции, мотивацию и самоконтроль. Уровень чувствительности к дофамину (гормону удовольствия) достигает пика [3]. Это заставляет подростка искать новые яркие, насыщенные переживания: экстремальные увлечения, громкие образы, резкие слова [4]. Он легче идет на риск.
3. Поиск идентичности
Подростковый возраст — время, когда человек впервые задает себе вопросы: «Кто я? Чего я хочу? Какое у меня место в мире?» [5] Эксперименты с внешностью, интересами, идеологиями — это способ примерить разные роли и взгляды. Яркость, многослойность и порой даже противоречивость — часть этой внутренней работы.
4. Влияние окружения
Мнение сверстников в этом возрасте особенно важно. Чтобы быть принятым в компании, подросток может демонстрировать максималистское поведение: носить вызывающую одежду, увлекаться необычными хобби, резко отстаивать взгляды. Это помогает одновременно выделиться и быть «своим» [6].
5. Бунт против системы
Юношеский максимализм часто становится формой протеста. Это способ заявить: «Я не такой, как все», «Я против лицемерия», «Я не согласен». Такие подростки могут вступать в радикальные и политические группы, с которыми чувствуют единение [7].
До какого возраста длится юношеский максимализм
Проявления юношеского максимализма нормальны для подросткового и юного возраста. ВОЗ считает подростковым или «переходным» период с 10 до 19 лет [8]. Это время, когда происходит быстрое физическое, когнитивное, психосоциальное развитие, которое влияет на то, как подростки чувствуют, мыслят, принимают решения и взаимодействуют с окружающим миром. Считается, что поздняя фаза юношеского максимализма может длиться до 22 лет [9].
Если максималистское мышление сохраняется и после 25 лет, это может указывать на незавершенные внутренние конфликты, психологическую незрелость или сложности с принятием реальности такой, какая она есть. Во взрослом возрасте крайности в суждениях, категоричность, нежелание идти на компромиссы и склонность к резким эмоциональным реакциям могут мешать в работе, личной жизни и общении с окружающими.

«У части людей максималистское мышление сохраняется и во взрослом возрасте. На это есть ряд причин. Во-первых, это может быть связано с нарушениями эмоционального созревания или определенными ментальными расстройствами. Во-вторых, причиной может стать неблагоприятный опыт социального взаимодействия в подростковом возрасте, например отсутствие безопасного пространства для поиска себя. В-третьих, это может быть связано с особенностями характера, например, у людей с нарциссическими или инфантильными чертами.
Если взрослый человек продолжает мыслить категорично, плохо переносит компромиссы и любые изменения, то это может усложнять взаимоотношения, работу и его эмоциональное состояние. В таких случаях стоит рассмотреть обращение к специалисту».
В чем проявляется юношеский максимализм
Подростки в этом возрасте многое возводят в абсолют, они категоричны в суждениях и максимально эгоцентричны. По словам Елены Кандыбиной, юношеский максимализм включает следующие составляющие.
1. Идеализм
Он проявляется в убежденности, что можно добиться всего, чего захочешь, важно стараться. Порой эта идея поддерживается родителями, которые надеются таким образом усилить учебную мотивацию. Но подростковый идеализм далеко не всегда направлен на учебу. Гораздо чаще подростка заботят другие проблемы, например стремление к всеобщей справедливости, изменению мира по собственному образцу или достижению богатства и славы любой ценой.
2. Черно-белое мышление и резкие перепады между позитивным и негативным восприятием
В этом случае подросток действует по принципу «все или ничего». Такое мышление связано с особенностями развития мозга: в подростковом периоде наблюдается значительное перепроизводство клеток мозга. Это происходит для того, чтобы ребенок смог отделиться от семьи и адаптироваться к новым жизненным условиям.
Однако эмоциональные структуры растут значительно быстрее, чем те зоны мозга, которые отвечают за анализ ситуации и логическое мышление. Именно поэтому оценка ситуации у подростка зависит от настроения, самочувствия и даже от того, голоден он или сыт. Ребенком управляют эмоции, и ему сложно видеть одновременно плюсы и минусы, оценивать ситуацию рационально — эмоциональный мозг подростка кидает его из крайности в крайность.
3. Эгоцентризм и сосредоточенность на себе
Внутри подростка идут слишком бурные процессы, чтобы замечать кого-то вокруг (если вы, конечно, не предмет его особого интереса — кумир или объект влюбленности). Он часто требует повышенного внимания к своим чувствам. И когда не получает его, считает, что всем безразличен. В это время человек особенно чувствителен к контролю и хочет все решать сам, даже в тех моментах, когда решения он не знает. Но именно ощущение безразличия окружающих усиливает желание контролировать свою жизнь.
4. Экспрессивное самовыражение
Желание найти свое место в мире сопровождается впаданием в крайности. Подростки могут примыкать к субкультурам, для которых характерно яркое самовыражение, или самостоятельно искать свой стиль.
5. Обостренное чувство справедливости
Категоричность суждений и стремление к идеализации вызывает у подростков желание добиваться справедливости: чтобы виновный расплатился, чтобы все было на равных, чтобы не страдали те, кто не может за себя постоять.
6. Желание собственного пространства
Кроме того, максимализм может проявляться в желании личного пространства, которое к тому же может выглядеть очень необычно: ярко или, напротив, депрессивно, но точно не так, как у родителей [10]. Человеку хочется иметь место, где внешний мир не будет над ним властен и которое будет полностью выражать его.
7. Импульсивные решения
Отказ от секции, смена школы, уход из дома, удаление аккаунтов — подросток может принимать серьезные решения под влиянием эмоций, потому что ему кажется, что это единственный выход и единственно верная реакция. В таком возрасте часто случаются прогулы школы и даже побеги из дома.
Как реагировать на юношеский максимализм
Подростковый период сложен не только для самих подростков, но и для их родителей. С категоричным человеком, который, кажется, вас ненавидит, общаться непросто. Особенно если родители не понимают причины поведения подростка. Елена Кандыбина советует в первую очередь относиться с уважением к тому, что переживает ребенок.
1. Уважайте его мнение
Между уважением и согласием нет знака равенства. Уважение к мнению состоит в том, что мы позволяем человеку высказать это мнение, слушаем его и признаем, что его мнение имеет значение. При этом мы можем также обсуждать разные точки зрения, давая и подростку возможность проявить уважение к чужому мнению. Если родитель не использует высказывания, типа «все это полная ерунда», «ты просто жизни не знаешь» и ведет себя доброжелательно, то контакт с подростком сохраняется. А значит, сохраняется и возможность влиять на выбор поступков ребенка.
2. Постарайтесь избегать резких оценок
То, что вам кажется обычным общением, подросток может воспринимать как оскорбление или обесценивание. Не стоит использовать сарказм и насмешки, обесценивать жизненный опыт или чувства подростка. Хотя, может быть, с высоты жизненного опыта родителя эти рассуждения и выглядят нелепо, постарайтесь ценить саму попытку подростка думать самостоятельно, строить собственные планы. А еще помните, что самой важной ценностью становится готовность подростка делиться с вами своими размышлениями. В период подростковой сепарации очень легко разорвать эту тонкую связь, поэтому старайтесь не совершать резких движений.
3. Помните, что это временно
Нереалистичные, порой инфантильные идеи и поступки подростка могут спровоцировать возмущение родителя и даже приводить к семейным конфликтам. Важно помнить о том, что это всего лишь возрастной период. Сохраняя отношения с подростком, помогая ему найти способ реализовать себя в этом мире в соответствии с его убеждениями, предоставляя ему разные взгляды на одну и ту же ситуацию, родитель сможет помочь подростку успешно продвигаться к взрослой жизни и более развитому аналитическому и критическому мышлению.
Георгий Панов:
«Главная рекомендация родителям — сохранять контакт с ребенком. Важно не спорить и не демонстрировать позицию «я так решил, это не обсуждается», а задавать вопросы, интересоваться, почему подросток так думает, какие аргументы у него есть для подтверждения своей точки зрения. Таким образом родители помогают развивать критическое мышление без прямого давления и ухудшений отношений с ребенком.
Кроме того, важно помнить, что за юношеским максимализмом часто скрывается тревога по поводу неопределенности взрослой жизни. Поэтому поддержка, внимание к эмоциональному состоянию и уважение к поиску своего пути работают лучше, чем запреты и категоричные фразы вроде «вырастешь — поймешь».
Комментарии психологов
Связан ли максимализм с определенными чертами личности?

«Как правило, эти подростковые особенности характера более ярко проявляются у тех юношей и девушек, которые и в детском возрасте были склонны к большему погружению в себя, эмоциональной чувствительности и особенному отношению к справедливости и несправедливости. Часто такие дети уже в раннем возрасте трудно меняют свои планы. Для них может быть характерно даже в дошкольном возрасте восприятие событий, состоящее из крайностей, — то самое «все или ничего». Порой из-за такого способа общения ребенок испытывает трудности в коллективе сверстников, что еще больше ухудшает развитие социальной гибкости и способствует погружению в себя и свои не всегда реалистичные фантазии. В этом случае в подростковый период все эти качества будут проявляться особенно ярко.
Однако стоит сказать, что именно такие люди, обладающие идеалами и не готовые к компромиссам, часто становятся теми, кто возглавляют социальные изменения. Именно они не согласны с имеющимся положениям вещей и готовы рисковать, чтобы мир вокруг стал лучше».
Георгий Панов:
«Юношеский максимализм связан с определенными чертами личности. Так, у подростков с повышенной эмоциональной чувствительностью, склонностью к перфекционизму, выраженной тревожностью или импульсивностью он может проявляться сильнее. Также он чаще встречается у тех, кто плохо переносит неопределенность и стремится к четкой структуре мира и делению его на черное и белое. Подчеркну: временный юношеский максимализм — это нормальное состояние».
Как отличить максимализм от проблем с психикой?
Елена Кандыбина:
«Фантастические прожекты изменения мира, эмоциональные перепады и связанные с ними противоположные оценки даже одной ситуации, характерные для переходного возраста, также встречаются и при шизотипическом или пограничном расстройстве личности, депрессии или начинающемся биполярном расстройстве. Поэтому если к идеализму и черно-белому мышлению присоединяются серьезные нарушения сна (почти не спит или, наоборот, спит все время), изменения в питании (ничего не ест или постоянно ест), пренебрежение правилами гигиены, отказ от общения не только с родителями, но и со сверстниками, постоянное негативное восприятие себя и окружающих, зацикленность на какой-то одной идее и невозможность отвлечься от нее даже ради повседневных дел, то лучше обратиться за консультацией к клиническому психологу или психиатру.
Особенное внимание взрослых должно быть обращено на то, как подросток рассуждает о смерти. Разговоры о смысле жизни и ее конечности характерны для большинства подростков, но если для достижения своих целей ребенок считает допустимым использовать насилие, например говорит, что все люди определенной расы, национальности, профессии или политических взглядов должны быть уничтожены, или, размышляя о трудности жизни, сообщает о наличии у него плана самоубийства, обращение к специалисту становится обязательным.
Подростковый период — время, когда могут впервые манифестировать психические заболевания, но порой их трудно заметить из-за сложностей подросткового поведения».
Георгий Панов:
«Юношеский максимализм сам по себе не мешает социальной адаптации. Подросток может быть категоричным, часто спорить, отстаивать свою точку зрения, но при этом учиться, общаться и проявлять интерес к жизни.
Стоит насторожиться, если есть признаки социальной изоляции, постоянное подавленное настроение, самоповреждения, выраженное чувство безысходности, бредоподобные идеи или суицидальные мысли. Все это повод обратиться к специалисту, так как в этих случаях речь идет не о возрастном максимализме, а о возможных ментальных расстройствах».
Можно ли направить максимализм в полезное русло?
Елена Кандыбина:
«В это время подросток действительно хочет участвовать в реальных, социально значимых делах. Известны случаи, когда именно молодежные движения меняли отношение общества к той или иной ситуации. И если у подростка есть возможность проявлять себя в социально значимом и эмоционально захватывающем деле, результат которого совпадает с его идеалами, это станет для него хорошим способом двигаться в сторону взрослой жизни».
Чем отличается юношеский максимализм у девушек и юношей?
Елена Кандыбина:
«Девочки обычно склонны к более реалистичным и социально окрашенным проектам, например волонтерству в сфере помощи животным или детям, участии в экологических проектах. Они часто пытаются добиваться своих целей, опираясь на других людей, например инициируют общение с известными и знаменитыми персонами. Мальчики чаще стремятся к кардинальным изменениям в мире, участии в политических проектах, пытаются делать открытия в науке или достигнуть славы и богатства невероятными бизнес-проектами.
Общество учит мальчиков и девочек по-разному относиться к рискованным поступкам. Девочки скорее будут склонны к дерзкому и авантюрному социальному поведению, а мальчики для того, чтобы приблизиться к своим идеалам, чаще выберут поступки, связанные с физической опасностью, такие как экстремальные виды спорта или рискованные поступки на грани нарушения закона.
Воспитание девочек в нашем обществе учит их гораздо лучше справляться с эмоциями, поэтому в подростковый период проявления юношеского максимализма у них часто сглажено. Они менее импульсивны и в большей степени сохраняют способность к рациональным рассуждениям».
Главное о юношеском максимализме
- Для юношеского максимализма характерна категоричность, видение мира в черно-белого парадигме, принцип «все или ничего» и идеализация.
- Максимализм — особенность развития подросткового мозга. В разной степени он свойственен всем подросткам в возрасте от 12 до 18 лет.
- Это временное явление, и ребенок его перерастет. Если этого не происходит после 22 лет, рекомендуется проконсультироваться с психологом.
- Максимализм не должен мешать социализации подростка и сопровождаться депрессивными или суицидальными мыслями. Если это происходит, родителям стоит обратиться к специалисту.
- Важно сохранить контакт с ребенком и дождаться окончания переходного периода. Поэтому родители должны воспринимать в этот период подростка и его взгляды с уважением, позволяя свободно их высказывать.