В Госдуме заявили, что даже Пушкин не смог бы сдать ЕГЭ по литературе
. Это связано с высокой «формализацией» экзаменаДепутат Смолин заявил, что даже Пушкин не смог бы сдать ЕГЭ по литературе

Великий русский поэт Александр Пушкин не сдал бы Единый государственный экзамен (ЕГЭ) из-за его «формализации». Об этом заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию, депутат Олег Смолин в ходе пресс-конференции «Прощай, школа: Подведение итогов ЕГЭ и старт приемной кампании в вузы», которая прошла 26 июня в пресс-центре НСН.
«Есть разница между формализованным экзаменом и творческим. Скажу больше: если бы в XIX веке экзамен по литературе был бы формализованным, то Пушкин его бы не сдал. Баллы на экзамене по литературе снижают не только за то, что ученик использовал недостаточное количество слов, но и за то, что сдающий употребляет слишком много слов в сочинении (более 200). Мы посчитали, что в знаменитом стихотворении Пушкина «Воспоминания в Царском Селе», которое так восхитило Державина, около 865 слов. Получается, у Пушкина был серьезный риск не сдать ЕГЭ по литературе», — отметил Олег Смолин.
В ходе конференции омбудсмен в сфере образования Амет Володарский отметил, что в этом году задания по гуманитарным предметам (литература, история, обществознание, русский язык) стали более сложными. Одновременно с этим, по наблюдениям эксперта, задания по математике и естественно-научным дисциплинам упростились.
«Например, в этом году по гуманитарным предметам задания стали сложнее. Появилось много вещей, которые искусственно занижают балл по гуманитарным направлениям. Педагоги отмечают облегчение заданий по физике по сравнению с предыдущими годами. Закон не запрещает такого регулирования. Я думаю, что такое регулирование все равно не переведет людей из гуманитариев в технарей», — заявил Володарский.
В ходе пресс-конференции Олег Смолин привел предварительные данные Рособрнадзора по итогам ЕГЭ-2025. Так, в этом году литературу выбрали на 5 тыс. выпускников меньше, чем в прошлом. Средний балл вырос с 61 до 62. Историю выбрали на 9 тыс. выпускников больше, чем в прошлом году. Средний балл составил 56. Около 9% выпускников не набрали необходимое количество баллов.
Обществознание в этом году сдавали 255 тыс. выпускников. Средний балл по этому предмету составил 53,5. Почти четверть сдававших (23%) провалили экзамен по обществознанию.
Одновременно в этом году был зафиксирован рост числа выпускников, сдававших профильную математику и естественно-научные предметы. Популярность этих дисциплин объясняется высоким престижем инженерного образования, считают эксперты. Так, «профиль» в этом году сдавали 305 тыс. человек, средний балл составил 62. Количество провалов — 5%. Информатику сдавали 122 тыс. выпускников — на 6 тыс. человек больше, чем в прошлом году. Средний балл по этому предмету составил 56, количество провалов — более 19%.
Резюмируя озвученные данные, Олег Смолин заявил, что результатами ЕГЭ нельзя оценивать качество школьного образования, так как в старших классах школьники перестают изучать другие предметы, кроме тех, которые собираются сдавать в форме ЕГЭ. По его словам, в настоящий момент экзамен носит формализованный характер и не позволяет школьникам развивать творческие навыки и умение принимать нестандартные решения.
В Рособрнадзоре снижение среднего балла по русскому языку и обществознанию связали с «повышением объективности и реалистичности результатов экзамена» в результате изменений, которые исключают возможность воспользоваться «домашними заготовками» при написании сочинения. Как отметили в пресс-службе, в этом году выпускникам давали четкую формулировку темы, в то время как в предыдущие годы сдающие сами формулировали проблему, поднятую автором текста. При этом в Рособрнадзоре отметили, что школьники стали лучше справляться с заданиями, связанными с пунктуацией, а также с лексикой и фразеологией.
До этого глава Рособрнадзора Анзор Музаев ответил на жалобы учителей и родителей о высокой сложности ЕГЭ по профильной математике: «Традиционно после сдачи математики профильной в социальных сетях дети рассказывают о своих ощущениях. Я предлагаю вернуться к этому вопросу, когда все получат результаты… Заходим в поисковик прошлых лет и видим восторг от полученных баллов. Школьники пишут: «Несмотря на сложность математики этого года, я все-таки справился и получил высокие баллы». Я надеюсь, в этом году будет то же самое», — сказал Музаев.