Кто такие старообрядцы: как крестятся, отличие от староверов
. Их история берет свое начало в середине XVII века
Священноиерей Сергий Попков (Палий) в Семейском селе старообрядцев Тарбагатай в Бурятии. 2018 год
Старообрядцы молятся в особых храмах, крестятся двумя перстами и по-своему ведут летоисчисление. РБК Life узнал больше о том, кто такие старообрядцы, откуда они взялись, а также выяснил, чем они отличаются от староверов.
Содержание
Кто такие старообрядцы
Старообрядцы в Российской империи, 1897 год
Старообрядцы — это представители группы русских православных христиан, которые отказались принимать религиозные реформы. Их в середине XVII века проводил патриарх Никон. С течением времени старообрядцы раскололись на ряд различных течений, некоторые из которых сохранились до наших дней.
Делятся на поповцев и беспоповцев. Последние, в отличие от поповцев, считают, что в институте священства нет необходимости, поскольку он не имеет божественной благодати. Из таинств и обрядов они сохранили только крещение. Поповцы считают, что совершать таинства и проводить обряды может только духовенство.
В этом течении существует много направлений: поморское и часовенное согласия, федосеевцы, филипповцы, каменщики, кержаки и другие.
Старообрядцы в России
Республика Коми. 1 июля 1992 года. Старообрядцы из деревни Гарево
В начале 1650-х годов патриарх Никон столкнулся с проблемой выбора единого авторитетного источника для исправления богослужебных книг, используемых в России. Все дело в том, что эти книги, используемые с момента обращения Руси в христианство в 988 году, были буквальными переводами с греческого на древнеславянский. В течение столетий рукописные копии переводов наполнились множеством неточностей и ошибками переписчиков.
Согласия относительно того, где следует искать «идеальный» или «оригинальный» текст, не было. Патриарх Никон выбрал вариант точного следования текстам и практикам Греческой церкви, существовавшим в 1652 году, в начале его правления. С этой целью он приказал напечатать новые богослужебные книги по греческому образцу. Его указ также требовал принятия в России греческих обычаев, греческих форм священнического одеяния и изменения способа креститься: вместо двух пальцев следовало использовать три. По задумке, унификация русского и греческого обрядов должна была объединить восточных и балканских славян.
Священники православной старообрядческой церкви принимают участие в Крестном ходе на архиерейские могилы на Рогожском кладбище. 1991 год
Реформа стала обязательной, считалась «необходимой для спасения» и была поддержана царем Алексеем Михайловичем Романовым. С тех пор тех, кто придерживался старых обрядов, объявили еретиками и предали анафеме. Оппозицию реформам Никона возглавила группа московских священников, в частности протоиерей Аввакум Петрович. Лидер старообрядцев вместе с единомышленниками подвергся гонениям. Преследования приверженцев этого течения продолжались до 1905 года, когда Николай II выпустил указ о веротерпимости, запрещающий угнетение старообрядцев.
Потомки старообрядцев и сейчас проживают в России. Наиболее многочисленные общины располагаются в Центральной России, Поволжье, на Юге страны, в Забайкалье и в Северо-Западных регионах. По приблизительной оценке, общая численность старообрядцев в России превышает 2 млн человек.
Как крестятся старообрядцы
Старообрядцы Нижегородской области впервые с 1917 года собрались на молебен. 5 июля 2004 года
Согласно реформам Никона, вместо двоеперстного крестного знамения вводилось троеперстное. Последователи этого течения придерживаются старого стандарта и в наши дни.
Двоеперстие — сложение пальцев (перстов) правой руки для совершения крестного знамения. Мизинец и безымянный пальцы, прижатые к ладони, отождествляются с божественной и человеческой природой Христа.
Обычай складывать персты указанным образом был принят у греков. Историк Русской церкви Евгений Голубинский собрал ряд свидетельств того, что в XI–XII веках церковь знала только двоеперстное перстосложение. Двоеперстие можно также обнаружить на всех древних иконных изображениях (мозаики и фрески XI–ХIV веков).
Старообрядцы и староверы: в чем разница
Старообрядец Семен Ефимов из поселка Бурный Красноярского края
Староверы — это люди, отказавшиеся принять церковные реформы патриарха Никона. Они придерживаются церковных установлений Древней Руси. Термины синонимичны — оба означают противников богослужебной реформы патриарха Никона.
Разница в том, что «староверами» себя именовали сами противники реформ Никона, а термин «старообрядцы» появился с конца XVIII века в официальных документах светской и церковной власти. Слово «обряд», происходящее от «обрядить», «облачить в одежду», предполагает, что есть некая «одежда», внешняя «оболочка» сокровенных религиозных смыслов. По мнению богословов, ее можно изменять без вреда для сути веры или оставить «по старине», как предлагали «старообрядцы».
Отличие старообрядцев от православных
Во время венчания в старообрядческой церкви
Православие — это конфессия внутри христианства. Оно имеет свои особенности по части догматов, церковной организации, богослужения по сравнению с другими направлениями христианства.
Русская православная церковь в 1971 году подтвердила, что старый и новый богослужебный обряд равноценны и равноспасительны. При этом одно из отличий состоит в том, что у старообрядцев нет действительных таинств (за исключением крещения). Ныне старообрядцы принимаются в Русскую православную церковь после принесения покаяния и совершения над ними таинства миропомазания.
Как живут старообрядцы
Старообрядцы Нижегородской области впервые с 1917 года собрались на молебен. 5 июля 2004 года
Их жизненный уклад не меняется на протяжении столетий. Большинство из приверженцев этого направления отказываются от паспортов, регистрации, пенсии и различных пособий, объясняя это нежеланием связываться с государством.
Например, одна из довольно крупных общин проживает на берегах реки Енисей — село Ярцево Енисейского района Красноярского края с населением около 2 тыс. человек. В их домах нет телевизоров, микроволновых печей и Wi-Fi. Также под запретом находятся алкоголь и сигареты. Стиральной машиной и другой техникой разрешено пользоваться только с благословения наставника.
«Дом мы купили сразу же, когда переехали сюда из Ангары в Иркутской области. Жизнь здесь спокойная, размеренная. Однако многие местные, наоборот, уезжают в поисках работы в другие города. Говорят, здесь раньше было много предприятий. Мы живем за счет своего хозяйства — вся семья работает на огороде. На Енисее легко поймать самую разную рыбу — щук, осетров, карасей, пелядь. Нам здесь нравится. Сейчас еще и собор строят, можно будет всем вместе молиться», — рассказывал РБК отец одного из семейств, проживающих в Ярцево, Сергей.
У большинства жителей деревни в домах есть печи и разрешены духовки. В каждой комнате — красный угол с иконами для молитвы, которую совершают не меньше пяти раз в день. Иконы староверов отличаются от православных — выполнены из меди или бронзы. Телевизоров, компьютеров нет.
В скитах, куда закрыт доступ посторонним, обычно селятся староверы-отшельники. У них более строгий уклад жизни. Жилища представляют собой небольшие срубы или избы из деревянных досок: лежанка без подушки, стол, стул, книги и красный угол с иконами. Большую часть времени в скитах старообрядцы проводят в молитве.
Главное о старообрядцах
- Старообрядцы — представители группы русских православных христиан (а ныне их потомки), которые отказались принимать религиозные реформы в середине XVII века.
- Термин «старообрядцы» появился с конца XVIII века в официальных документах, а староверами себя именовали сами последователи протоиерея Аввакума.
- Внутри старообрядчества есть два основных направления: поповцы (сохраняют возможность совершения церковных таинств священниками) и беспоповцы (не имеют духовенства, отрицают необходимость священства для спасения души).
- Старообрядцы крестятся двоеперстием.
- У старообрядцев нет действительных таинств, кроме крещения.
- Большинство русских старообрядцев живут в Предуралье, на Урале и в Сибири.