Дэнни Бойл вернулся: каким получился хоррор «28 лет спустя»

. Критика изоляционизма утонула в изощренном зрелище зомби-катастрофы

Западные критики окрестили «28 лет спустя» лучшим камбэком в жанре зомби-хоррора

Обновлено 30 июня 2025, 10:55
Снова на грани: «28 лет спустя» — аллегория актуальной политической обстановки в мире. 
Фото: Columbia Pictures Corporation

Снова на грани: «28 лет спустя» — аллегория актуальной политической обстановки в мире.

В международный (и теневой российский) прокат вышел фильм «28 лет спустя» — продолжение культового хоррора Дэнни Бойла «28 дней спустя». Спустя 23 года к проекту вернулся сценарист Алекс Гарленд («Аннигиляция», «Падение империи»), а сам Бойл вновь занял место режиссера. Западные критики окрестили «28 лет спустя» лучшим камбэком в жанре зомби-хоррора — рейтинг положительных рецензий на популярном агрегаторе Rotten Tomatoes достиг рекордных 90%.

Кинообозреватель Оля Смолина рассказывает, как творческий дуэт Бойла и Гарленда возвращает теме смерти сакральность, а теме зомби — человечность.

2002 год, вирус ярости только набирает обороты. Группа детей из Шотландского нагорья смотрит эпизод «Телепузиков», наслаждаясь кратковременным покоем. Спустя минуту все эти дети, за исключением маленького Джимми (Рокко Хэйнс), станут жертвами плотоядных монстров. Спустя 28 лет вирус окончательно искоренят на континентальной Европе, но изолированная от нее Великобритания останется на бессрочном карантине.

Небольшая коммуна выживших обосновывается на Святом острове (Линдисфарн) у северо-восточного побережья Англии. Мусорщик Джейми (Аарон Тейлор-Джонсон) в одиночку воспитывает 12-летнего сына Спайка (Элфи Уильямс), пока его жена Айла (Джоди Комер) медленно умирает от неизвестной болезни. Однажды Джейми берет сына вместе с собой на материк, чтобы провести ритуал перехода к совершеннолетию — совместную охоту на зараженных. По дороге обратно Спайк замечает, что кто-то вдали зажигает огонь. Это «сумасшедший» доктор Ян Келсен (Рэйф Файнс), поясняет отец.

Через несколько дней Спайк решает вернуться на материк, но уже с больной матерью в надежде, что Келсен сможет ее вылечить. Или хотя бы поставить верный диагноз. Постапокалиптическая одиссея Спайка и Айлы открывает ключевые детали новой вселенной Гарленда: теперь зомби делятся на ползающих толстяков и трясущихся спринтеров. Особняком среди всех инфицированных стоит мутировавший вид Альфа, который обладает не только невероятной скоростью и силой, но и острым интеллектом.

Вышедший в 2002 году «28 дней спустя» по сей день считается «панком» среди стандартных голливудских зомби-хорроров («Обитель зла», «Ходячие мертвецы», «Рассвет мертвецов», «Я — легенда»). Снятый на обычную домашнюю видеокамеру Canon XL, фильм изобиловал «грязными» пиксельными кадрами, которые, по задумке режиссера Дэнни Бойла, должны были приблизить зрителей к ощущению безысходности мира, оказавшегося на грани апокалипсиса. Невесомая аппаратура позволяла оператору Энтони Доду Мэнтлу снимать кино в соответствии с техническими стандартами движения «Догма 95» — в естественном освещении, со смазанными движениями и хаотичными острыми углами. При этом ставить «28 дней спустя» в один ряд с фильмами Ларса фон Триера и Томаса Винтерберга, идейных вдохновителей «Догмы 95», все еще сложно. Бойл нарушил сразу несколько важных принципов движения: наличие мнимых действий и отказ от съемки на объектив 35 мм.

Сценаристом «28 дней спустя» стал дебютант Алекс Гарленд, который придумал концепцию хоррора о быстрых зомби, вдохновившись «Ночью живых мертвецов» Джорджа А. Ромеро и серией видеоигр Resident Evil. Впрочем, к жанру зомби-хоррора «28 дней спустя», как и «28 лет спустя», также относится лишь опционально: «Жанр, к которому принадлежит «28 лет спустя», — зомби-хоррор, и я лично ничего не имею против этого. Но все же важно понимать, что речь идет не о зомби. Это не мертвые люди, которых реанимировали, это больные люди. На это в своем фильме намекает Дэнни, и это станет важной частью грядущего фильма Нии Дакосты», — приводит слова Гарленда The New York Times.

При относительно успешной кассе ($82,8 млн при бюджете $8 млн) «28 дней спустя» породил что-то вроде духовного продолжения — «28 недель спустя» Хуана Карлоса Фреснадильо, который, впрочем, был создан без участия Гарленда и Бойла, и каноничным в кругу синефилов не считается. Сам Гарленд, вернувшийся к посту сценариста «28 лет спустя» через 23 года после выхода оригинала, события формального сиквела если не обнуляет, то аккуратно игнорирует. В финале «28 недель спустя» эпидемия распространяется на Париж, однако в «28 лет спустя» только Великобритания находится на карантине, а другие страны сохранили цивилизацию. При желании «28 лет спустя» и вовсе можно смотреть в отрыве от предыдущих частей, поскольку Бойл и Гарленд уже вовсю тизерят новую трилогию.

На этот раз в распоряжении Бойла оказалось 20 айфонов 15 Pro Max, дюжина цифровых и пленочных камер, а также специальный кран для съемок невероятной красоты дальних планов — побережья реального острова Линдисфарн, который несколько лет назад вдохновил самого Гарленда на создание фильма.

Визуальный код «28 лет спустя» существенно отличается от дешевого гранжа «28 дней спустя» — это подчеркнуто дорогое кино, которое, впрочем, все так же эксплуатирует инновационный подход к построению кадра. Эффектные буллет-таймы, знакомые многим по фильмам «Матрица» сестер Вачовски, соседствуют с неопрятным монтажом, резко переходящим от глянцевого цифрового изображения к айфоновскому и обратно. Вернувшийся к работе оператора Энтони Дод Мэнтл чинно сменяет безмятежность зеленых холмов с провокационной телесностью — в международной версии фильма все зомби нагло размахивают обнаженными гениталиями и кровожадной беспощадностью.

При этом в центре сюжета «28 лет спустя» по заветам другого, более популярного постапокалиптического зомби-хоррора «Одни из нас», оказывается разбитое детское сердце.

Гарленд создает мрачную историю взросления о мальчике, который впервые сталкивается со смертью. Ее физиологический аспект — обглоданные трупы и оторванные конечности преследуют Спайка на протяжении всего путешествия, однако мифологический, сакральный смысл смерти познается лишь после потери по-настоящему ценного близкого человека — Айлы. Встреча Спайка с доктором Келсеном, чуть сумасшедшей версией Гудвина из «Волшебника Изумрудного города», оборачивается болезненным столкновением с реальностью, после которой ничего больше не будет таким, как прежде. Процесс инициации из мальчика в мужчину приходит не с количеством совершенных убийств, но с глубиной пережитой травмы.

«28 лет спустя» стартует как кино, количество смыслов которого приближается к бесконечности: Бойл бодро рифмует архивные кадры военных британских фильмов со сценами первой охоты Спайка и его отца. Однако на протяжении всего хронометража так и не возвращается к своему милитаристскому посылу.

Тема изоляционизма и последующего за ней культурного забвения, о которых говорил в интервью Гарленд, также находит свое развитие лишь в одном плот-твисте в духе «Таинственного леса» (который, впрочем, дарит фильму одну из самых смешных сцен). Вся критика религиозности также располагается за кадром. Остается лишь надеяться, что финальное возвращение «Телепузиков» под предводительством повзрослевшего Джимми (в исполнении Джека О'Коннела) в будущем придает ясности истории, которая так и не нашла своего осмысленного конца.

Поделиться
Авторы
Теги