Высоцкий, Цой и другие. 5 музыкантов, которые блестяще сыграли в кино

. Некоторые роли совершенно неотделимы от их музыкального творчества
Обновлено 16 июля 2025, 17:00
Владимир Высоцкий; Петр Мамонов; Муслим Магомаев
Фото: Одесская киностудия; Ленфильм; Киноконцерн «Мосфильм» / YouTube

Владимир Высоцкий; Петр Мамонов; Муслим Магомаев

Музыкант, обладающий внутренней драматургией, чуткостью к слову и ритму, нередко оказывается не менее выразительным в кадре, чем на музыкальной сцене.

В истории советского кино немало примеров, когда яркие музыкальные личности создавали на экране запоминающиеся, глубокие образы — и эти роли, как и их песни, остаются в памяти навсегда. О том, какие советские актеры играли в кино, читайте в материале РБК Life.

Владимир Высоцкий

Актерская и музыкальная карьера Высоцкого неотделимы друг от друга. Его дебют в кино пришелся еще на студенческие годы: в мелодраме «Сверстницы» он на пару секунд появился на экране и даже «от волнения произнес свою реплику с заиканием и высоким голосом». Но настоящая популярность пришла вместе с фильмом «Вертикаль» (1967), где Высоцкий не только сыграл главную роль, но и предложил для картины собственные песни, которые органично вплелись в сюжет.

После этой картины известность Высоцкого рванула вперед. Он сыграл более 25 ролей в кино. Наиболее яркие роли — врач фон Корен в «Плохом хорошем человеке», образ Глеба Жеглова в культовом «Место встречи изменить нельзя» и, наконец, Дон Гуан в «Маленьких трагедиях». Эти образы не просто роли, а продолжение поэтического кредо Высоцкого.

Муслим Магомаев

Муслим Магомаев прежде всего известен как певец — обладатель уникального баритона, покорившего слушателей по всей стране. Тем не менее его голос и артистизм нашли применение и в кино. Он озвучил сразу несколько персонажей в мультфильме «По следам бременских музыкантов» (Трубадура, Атаманшу и Сыщика), в музыкальной ленте «Я люблю тебя, жизнь!..» и записал вокальные партии к разным кинопроектам.

В 1982 году Магомаев впервые появился на экране в драматической роли — он воплотил образ азербайджанского поэта Низами Гянджеви в одноименной картине режиссера Эльдара Кулиева. Это был масштабный историко-биографический фильм, посвященный жизни и взглядам философа XII века. Для Магомаева это была единственная роль в художественном кинематографе.

Виктор Цой

В картине «Игла» Виктор Цой воплотил образ отрешенного от мира романтика-философа. Сегодня, говоря о солисте группы «Кино», мы часто вспоминаем именно образ героя по имени Моро: взъерошенные волосы, черная кожанка, прямой взгляд. Это один из первых образов рокеров в советском кино. Кажется, что Цой сыграл самого себя.

«Игла» вышла вскоре после «Курьера» Шахназарова, «Взломщика» Огородникова, одновременно с «Ассой» Соловьева (в которой Цой тоже появился в финальной сцене). Моро мог бы встать в один ряд с их главными героями, но его отличает другое. Он не распыляется на воодушевляющие монологи, не спорит и не ищет себя — так Виктор Цой воплотил героя конца 1980-х, когда страна была на краю роковых перемен.

Петр Мамонов

Петр Мамонов — музыкант, актер, основатель группы «Звуки Му». В юности — балагур и панк, в зрелости — затворник и православный христианин. Его путь в кино начался с роли в фильме «Игла», а уже в следующем году он сыграл главную роль в картине «Такси-блюз» Павла Лунгина.

В середине 1990-х Мамонов отошел от сцены: закодировался, крестился, переехал с семьей в деревню Ефаново и фактически исчез из публичного пространства. По его словам, к вере его привело ощущение внутренней пустоты: все было — семья, работа, деньги, — но не было смысла жить. Он на время оставил и музыку, и кино.

Вернулся в публичное поле в 2000-х. После небольших ролей он вновь снялся у Лунгина — на этот раз в фильме «Остров» (2006), где воплотил образ старца Анатолия. Работа оказалась настолько органичной, что многие критики увидели в ней самого Мамонова. Лента получила более десяти премий, а в деревню, где жил актер, действительно стали приезжать люди в надежде на исцеление.

Олег Гаркуша

Олег Гаркуша, фронтмен группы «АукцЫон», сыграл главную роль в последнем фильме Алексея Балабанова — «Я тоже хочу». Балабанов задумал проект с участием рок-музыкантов и изначально собирался задействовать Леонида Федорова, но снял в итоге Гаркушу — и композиции «АукцЫона» стали саундтреком всей картины. Его герой — пьющий музыкант, стремящийся к колокольне Счастье, — стал, по мнению критиков, одним из самых органичных образов фильма.

После «Я тоже хочу» Гаркуша периодически появлялся на экране: в фильмах «Григорий Р.», «Рыжий», а также в сериале «Король и Шут». Его необычная внешность и энергетика сделали многие образы по-настоящему запоминающимися, а песни «АукцЫона» необходимым фоном к картинам. Особенно ярко это проявилось в «Я тоже хочу», где музыка и герой слились в единое выразительное впечатление.

Поделиться
Авторы
Теги