Тарантино, Спилберг и другие назвали любимые фильмы СССР. Список

. Советские картины оказали огромное влияние на американское кино
Обновлено 03 июля 2025, 14:50
Том Хэнкс, Квентин Тарантино, Мартин Скорсезе
Фото: Amy Sussman / Getty Images; Emma McIntyre / Getty Images for Academy Museum of Motion Pictures; Sean Gallup / Getty Images

Том Хэнкс, Квентин Тарантино, Мартин Скорсезе

Имена этих режиссеров прочно вошли в историю кинематографа, а их фильмы стали классикой и нередко входят в рейтинги лучших картин современности. Однако и они когда-то начинали свой путь и вдохновлялись другими работами. Но не все знают, что большое влияние на их творчество оказал советский кинематограф — это и эпические картины, как «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, и романтические драмы, как «Летят журавли» Михаила Калатозова, и другие великие советские фильмы.

Какие фильмы СССР оказали большое влияние на звезд Голливуда — в материале РБК Life.

Квентин Тарантино

«Человек-амфибия» (1961 год, реж. Владимир Чеботарев и Геннадий Казанский)

Режиссер Квентин Тарантино («Криминальное чтиво», «Убить Билла», «Джанго освобожденный») признался, что одним из его любимых советских фильмов является «Человек-амфибия», снятый по роману Александра Беляева. По его словам, в детстве он часто смотрел англоязычную дублированную версию, которую регулярно показывали по американскому телевидению в 1970-х годах.

«Я маленьким много раз смотрел фильм «Человек-амфибия», обожал его», — заявил режиссер во время визита в Москву в 2019 году. Как отметил Тарантино, он не знал, что этот фильм русский.

Кроме того, американский режиссер превозносит работу операторов Эдуарда Розовского («Белое солнце пустыни») и Мирона Темиряева.

«Здесь настолько хорошая операторская работа, что фильм можно смотреть хоть в цвете, хоть в ч/б, хоть в сепии — картина в любом случае захватывает. Подводные съемки просто превосходные. В них есть настоящая поэзия. У операторов явно были не самые лучшие камеры, поэтому картинка не настолько четкая, как в современных подводных сценах. Но грязь, муть и пузырьки совершенно не мешают. Анастасия Вертинская похожа в этих сценах на ангела, и даже удивительно, как у актеров получилось передать романтику под водой. Вертинскую в этой роли я запомню на всю жизнь», — говорил Тарантино.

Том Хэнкс

«Летят журавли» (1957 год, реж. Михаил Калатозов)

В интервью журналу Eclectic знаменитый актер Том Хэнкс («Финикийская схема», «Тогда. Сейчас. Потом») рассказал, какое впечатление на него произвел фильм Михаила Калатозова «Летят журавли», который он посмотрел совершенно случайно:

«Я был дома один и стал смотреть советский фильм 1957 года «Летят журавли». Я плакал, когда смотрел сцену возвращения солдат с фронта в вагонах, которые тянули паровоз с серпом и молотом. Представляешь, меня и это тронуло! На публике я не расплачусь, а вот дома бывает. Особенно когда я чувствую свою личную связь с происходящим с другими людьми».

Напомним, что «Летят журавли» остался единственным советским полнометражным фильмом, который получил главный приз Каннского кинофестиваля.

Эмир Кустурица

«Тени забытых предков» (1964 год, реж. Сергей Параджанов)

В 2010 году знаменитый сербский режиссер Эмир Кустурица («Андеграунд» и «Жизнь как чудо») заявил, что советская картина «Тени забытых предков» режиссера Сергея Параджанова — лучшая картина в мире, снятая к тому времени.

Стивен Спилберг

«Летят журавли» (1957 год, реж. Михаил Калатозов)

«Летят журавли» — особенный фильм для Стивена Спилберга («Список Шиндлера»). В интервью «Известиям» в 1994 году он так отзывался о советской картине:

«Один из моих самых любимых русских фильмов — «Летят журавли». Одно из великих качеств российского кино — мастерство в показе чего-то малого, глубоко личного на фоне невероятной, огромной деятельности вокруг. Русские рассказывают историю одной любви, но окружают ее тысячами человек, лошадьми, артиллерией, взрывы сотрясают воздух. И просто интересно, как выстраивается этот баланс между интимным и сюрреалистическим, который есть, к примеру, в работах Эйзенштейна. И вот еще: когда я вспоминаю русские фильмы, первое, что приходит мне в голову, — это даже не столько простор и зрелищность, сколько поцелуи. Русские делают великие поцелуи в кино… Это пролетка у крыльца… Это иконная образность. И великие кадры, когда летят журавли и крики в небе. Малая частность, но всегда окруженная простором, огромными армиями и всем тем чрезвычайным, огромным, что и мне так нравится делать в кино».

Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола

«Я — Куба» (1964 год, реж. Михаил Калатозов)

В 1990-х годах Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола впервые открыли для себя картину 1964 года Михаила Калатозова «Я — Куба», посвященную революционным событиям на Кубе. Фильм им безумно понравился, и они решили познакомить с ним американских зрителей. При поддержке Фрэнсиса Форда Копполы и Мартина Скорсезе Milestone Films восстановила фильм и перевыпустила картину после показа в Телурайде в 1992 году и на Международном кинофестивале в Сан-Франциско в 1993 году.

«Я — Куба» — не только история о народной социалистической борьбе, но и небывалый операторский эксперимент Сергея Урусевского с феноменальной траекторией движения камеры с рук, на тележках и штативах почти без склеек.

Майкл Манн

«Броненосец «Потемкин» (1925 год, реж. Сергей Эйзенштейн)

Режиссер Майкл Манн («Феррари») называет любимым фильмом советскую картину «Броненосец «Потемкин» — немой исторический художественный фильм, снятый режиссером Сергеем Эйзенштейном в 1925 году.

«Эйзенштейн не только заложил теоретическую основу — диалектический инструментарий — для большей части киноповествования XX века, но и в 1924 году создал одну из величайших классических работ кинематографа, применив теорию к монтажу, композиции и смыслу. Ее влияние на британское, веймарское и американское кино огромно», — отметил американский режиссер.

Антонио Бандерас

«Иди и смотри» (1985 год, реж. Элем Климов) и «Сталкер» Андрея Тарковского

В интервью для газеты «Коммерсантъ» в 2010 году Антонио Бандерас («Филадельфия», «Интервью с вампиром», «Четыре комнаты», «Отчаянный», «Дети шпионов») рассказал:

«Могу пересказать по кадрам «Иди и смотри» Элема Климова. Я увидел его в 1984 году, и он остался лучшим фильмом о войне за всю мою жизнь. Мальчик, входящий в дом, хозяев которого истребили нацисты, повсюду оставшиеся следы мирной жизни. Об этом разоренном гнезде я вспомнил, когда смотрел «Сталкера» Андрея Тарковского: тот же кошмар неприкаянности. Хотя и без войны. Герой этого фильма от ужаса ходил зигзагами — это была страшная геометрия».

Ларс фон Триер

«Зеркало» (1974 год, реж. Андрей Тарковский)

Ларс фон Триер («Догвилль», «Нимфоманка») является фанатом творчества Андрея Тарковского и называет его человеком, который вдохновил его на создание всех фильмов. В разговоре с The Guardian фон Триер рассказал о том, как «Зеркало» Тарковского изменило его жизнь.

«Я мог бы посвятить ему любой из своих фильмов», — сказал он.

В финальных титрах картины Ларса фон Триера «Антихрист» значится: «Посвящено Андрею Тарковскому 1932–1986».

«Вы видели «Зеркало»?» — спросил фон Триер критика Дэвида Дженкинса по поводу «Антихриста». «Я был загипнотизирован! Я видел его 20 раз. Это самое близкое к религии, что у меня есть. Для меня он бог. И если бы я не посвятил фильм Тарковскому, то все бы сказали, что я у него краду».

Поделиться