Работать в IT с непрофильным опытом. Реальность или вымысел
. Топ-рекрутеры рассказали, как повысить шансы на трудоустройствоРекрутеры рассказали, как устроиться в IT с непрофильным опытом работы

Российские IT-компании заинтересованы в специалистах, которые имеют непрофильный опыт работы и диплом о высшем образовании. Однако этого далеко не всегда достаточно для того, чтобы получить оффер после первого же собеседования. Специалисты по IT-найму рассказали РБК Life, как еще нужно подготовиться, чтобы повысить свои шансы на переход в IT.
Диплом о высшем образовании или курсы по IT
Чаще всего для IT-компаний важно, чтобы у сотрудников было высшее образование, еще лучше, если оно профильное — это релевантно почти для любых позиций и ролей, объяснила РБК Life руководитель отдела подбора персонала в «Лаборатории Касперского» Елена Михеева.
«Что касается курсов, они могут принести пользу с точки зрения развития профессиональных навыков, но не заменяют высшее образование», — пояснила она.
Однако важно отметить, что сейчас на рынке очень много IT-курсов разного качества, поэтому для многих работодателей они теряют свою ценность, а ценность базового профильного образования возрастает, констатировала Михеева.
По ее словам, необязательно проходить курсы по IT, чтобы работать в IT-компании не на технической должности. Например, если вы HR-специалист, то работодателю будут прежде всего важны ваши знания в области управления персоналом, найма и так далее.
С такой точкой зрения согласна и директор по управлению персоналом «Т1 Иннотех» Вероника Еликова. Она сообщила, что наличие любого высшего образования по-прежнему ценится работодателями, даже если оно не техническое.
«Специальные IT-курсы, интенсивы и онлайн-программы могут помочь быстро освоить практические навыки и актуальные технологии, однако они лишь дополняют диплом. Университет дает глубину, системное мышление и фундамент для развития, а курсы — узкий прикладной навык», — заметила спикер.
Диплом о высшем образовании является показателем способности учиться, но практические навыки гораздо важнее при устройстве на работу, уверена руководитель направления «Кадровый суверенитет» АНО «Цифровая экономика» Юлия Горячкина.
В комментарии для РБК Life она заметила, что крупный бизнес находится в поисках специалистов среднего уровня (middle), что предполагает не только и не столько получение образования в IT.
«Курсы для начального входа в профессию подтверждают компетенции, и с таким уровнем образования человек может проявить себя на кросс-функциональной позиции или «переводчика» с IT-языка на «человеческий», — добавила она.
Однако Горячкина предупредила, что одного обучения, даже в виде курсов по IT, недостаточно для трудоустройства. По ее мнению, важно подкреплять портфолио участием в проектах вне основной работы или успешно пройденных стажировках.
Какие IT-профессии лучше подойдут
В IТ-сфере востребованы не только разработчики — существует множество ролей на стыке технологий и бизнеса, куда часто проще перейти благодаря опыту из других отраслей, заявила Вероника Еликова из «Т1».
«Работодатели охотно рассматривают кандидатов с «переносимыми» навыками — это компетенции, которые можно адаптировать к новым задачам», — заметила она.
По мнению специалиста, в IT особенно ценится опыт в анализе информации, работе с людьми и организации процессов. Например, специалисты, ранее координировавшие проекты в других сферах, успешно находят себя в проектном IT-менеджменте.
При этом Еликова привела в пример профессию технического писателя или тренера для ИИ-моделей, которую могут освоить опытные журналисты и маркетологи. Она уточнила, что спрос на такие роли кратно вырос в 2024–2025 годах, в том числе на фоне развития российских ИИ‑сервисов.
Юлия Горячкина из «Цифровой экономики» высказалась о том, что глубокая экспертиза в строительстве, медицине, логистике, различных отраслях промышленности и финансах важна и для IТ-компаний, так как многие из них активно работают с бизнесом из всех отраслей экономики.
«Поэтому скил-сет с многолетним опытом в других профессиях и надстройка с дополнительными навыками, такими как тестирование, анализ данных, программирование, продуктовый менеджмент и другие, — это мощное конкурентное преимущество в современном мире», — заметила она.
В пример Горячкина привела специальности в области аналитики, разработки, технической поддержки и UX/UI-дизайна.
Должность аналитика подойдет тем, кто имеет опыт в управлении, финансах; разработка продукта — для тех, кто понимает бизнес-процессы; техническая поддержка — для тех, кто имеет опыт работы в технических областях, а UX/UI-дизайн — для творческих специалистов, уточнила она.
Получение профильного образования даже со специализацией вне IT возможно в рамках проекта «Цифровые кафедры», заметила спикер.
Елена Михеева уточнила, что в «Лаборатории Касперского» сейчас открыты десятки вакансий по самым разными нетехническим направлениям. Тем не менее специалист предупредила и о сложностях, с которыми можно столкнуться, даже будучи сотрудником с многолетним опытом работы вне IT.
«Зачастую кандидатам из других сфер тяжело перестроиться на новую, отличную от предыдущей бизнес-модель, темп работы и культуру. При смене сферы на зрелом этапе карьеры важно прокачать компетенцию обучения», — заметила Михеева.
По ее словам, специалист сможет построить карьеру в IT при условии, что готов учиться новому и погружаться в нюансы бизнес-процессов компании, даже если раньше не работал в этой сфере.
При поиске вакансий в IT-компаниях она посоветовала в первую очередь искать работу в маркетинге, дизайне и финансах, юридической поддержке и HR.
Особенности IT-собеседований
На собеседованиях в IT проверяются и профессиональные, и «гибкие» навыки, рассказала Вероника Еликова. Например, на технических интервью кандидатам предлагают решить задачу на реализацию алгоритма сортировки или поиска в массиве данных и объяснить выбранный подход.
«Кроме того, могут попросить написать код в реальном времени, предложить архитектурное решение или провести код‑ревью. Таким образом, на собеседовании важно уметь быстро «думать вслух» и последовательно решать нестандартные задачи», — предупредила специалист.
По ее словам, HR также часто задает поведенческие вопросы и оценивает коммуникативные качества кандидата. Это оправданно, так как исследования показывают, что успех в профессии примерно на 85% зависит от хорошо развитых «гибких» навыков, заверила Еликова.
Собеседование на каждую позицию IT-специалиста индивидуально и закрывает отдельные задачи, пояснила Юлия Горячкина.
Она тоже подтвердила, что в числе общих маркеров на IT-собеседовании — алгоритмические задачи и технические тесты. По словам руководителя направления в «Цифровой экономике», без подобных тестов крайне сложно оценить уровень компетенций собеседуемого. По словам Горячкиной, также практикуется live-кодинг — программирование в онлайн-режиме с комментариями.
На собеседованиях в IT-компаниях работодатель, как правило, задает вопросы, которые непосредственно связаны с предстоящими рабочими задачами кандидата, но бывают и особые случаи, рассказала Елена Михеева из «Лаборатории Касперского».
«На интервью вас могут попросить решить задачи на логику или произвести математические вычисления, поскольку нанимающей команде важно всесторонне оценить кандидата. В некоторых случаях на собеседовании могут предложить решить какое-либо тестовое задание или порассуждать на тему, связанную с продуктами компании или ее спецификой, чтобы понять, как человек рассуждает, как походит к решению задачи», — пояснила она.
По мнению Михеевой, для работы в IT важны soft skills, причем речь идет обо всех специалистах, а не только технических.
«Soft skills — это один из ключевых элементов успешной карьеры практически для всех сотрудников. Современные IT-решения создаются командами из десятков или даже сотен человек, поэтому умение взаимодействовать с другими людьми крайне необходимо для успешной работы, для развития компании», — отметила руководитель отдела подбора персонала.
Она также заметила, что все более важную роль начинают играть метанавыки: способность переучиваться, ориентироваться в большом потоке информации и не бояться новых сложных задач.
Иностранные языки и работа в IT
Английский язык — обязательный минимум для айтишника, заявила Юлия Горячкина.
По ее словам, это связано с тем, что техническая документация, написание кода, инструменты, например GitHub, представлены на этом языке.
«Однако стоит отметить, что в последние годы в России разработано множество отечественных технологий, платформ и инструментов, которые активно поддерживаются на русском языке», — добавила она.
По словам Елены Михеевой, владение иностранными языками действительно зачастую является важным навыком для работы в крупных IT-компаниях.
«Особенно в тех [компаниях], которые присутствуют на международных рынках, либо для определенных направлений в компаниях, которые начинают свое развитие в новых странах», — заметила она.
При этом чаще всего это английский язык на уровне Intermediate и выше. У «Лаборатории Касперского» больше 30 офисов в разных странах, а специалисты в России взаимодействуют с коллегами из самых разных регионов, поэтому для успешной работы на определенных позициях без английского языка не обойтись, уточнила Михеева.
Специалист рассказала, что конкретные требования к кандидату сильно разнятся в зависимости от работодателя и позиции, которую рассматривает соискатель, в определенных случаях знание языков может и не являться значимым преимуществом при трудоустройстве.
Вероника Еликова из «Т1» также уверена, что владение иностранными языками — безусловный плюс.
«Особенно важен английский: множество технической документации и обучающих ресурсов по программированию публикуются на нем», — пояснила она.
По ее мнению, необязательно свободно владеть языком, но знания на рабочем уровне позволяют получать актуальные сведения о технологиях и повышают общую конкурентоспособность специалиста.
Как лучше готовиться к собеседованию
Юлия Горячкина из «Цифровой экономики» констатировала, что в IT все еще имеется высокая конкуренция и перенасыщенность рынка труда начинающими специалистами.
«Сейчас ситуация сильно не изменилась, поэтому решающим фактором успеха на собеседовании остается уровень практических навыков и личный профессиональный опыт», — добавила она.
Вероника Еликова из «Т1» рассказала, что перед собеседованием стоит обязательно освежить ключевые знания: алгоритмы, структуры данных, основы объектно-ориентированного программирования (ООП) и популярные технологии. По ее мнению, уверенное владение даже базовыми вещами произведет хорошее впечатление на потенциального работодателя.
«Важно заранее проработать поведенческие вопросы и кейсы, используя, например, технику STAR. Это метод подготовки к интервью, который поможет кандидатам структурированно рассказать о своем опыте решения рабочих задач в формате «ситуация — задача — действие — результат», — заметила спикер.
По мнению Еликовой, для практики общения с рекрутерами удобно использовать и цифровые инструменты. Например, ИИ-тренажеры для подготовки к собеседованиям, которые помогают отработать как технические задания по разным IT-направлениям, так и коммуникативные сценарии с виртуальным HR.
Елена Михеева из «Лаборатории Касперского» порекомендовала начать подготовку к интервью на должность в IT-компанию со сбора информации о компании — интересующем работодателе.
«Можно почитать в интернете, посетить официальный сайт, посмотреть, какие продукты компания разрабатывает, что пишут о ней в СМИ. Обычно, если человек уверен в своих профессиональных навыках, такой базовой информации бывает достаточно для первого интервью», — рассказала специалист.
Руководитель отдела подбора персонала констатировала, что на этапе последующих собеседований могут потребоваться более детальные сведения о компании.
«Полезно будет продумать структуру описания своего опыта, вспомнить конкретные примеры, которые могут быть интересны работодателю. Также важно сформулировать свои ожидания от компании и новой должности», — заключила Михеева.
Эти данные можно попросить предоставить рекрутера и даже прямо спросить, как лучше подготовиться к общению на следующих этапах.