Умер Юрий Кара: вспоминаем карьеру инженера и кинематографиста

. От «Завтра была война» до «Королева»: о чем снимал и мечтал режиссер

Умер Юрий Кара: вспоминаем карьеру инженера и кинематографиста

Обновлено 17 июля 2025, 17:16
Юрий Кара
Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Юрий Кара

16 июля в Ялте скончался советский и российский режиссер Юрий Кара — автор экранизации повести «Завтра была война» Бориса Васильева, «Пиров Вальтасара» и «Воров в законе» по Фазилю Искандеру, а также булгаковского романа «Мастер и Маргарита», которую постиг производственный ад.

РБК Life вспоминает картины режиссера, работавшего в Донецке инженером-радиофизиком, но сделавшего выбор в пользу кинематографа.

«Я начинал с Бориса Васильева, потом с Фазилем Искандером, потом с Булгаковым имел дело», — размышлял Кара в одном из интервью о том, что опирается на литературные произведения, когда делает свое кино. Мечтал снять «Идиота» Достоевского, но не срослось. Не получилось, сколько себя не заставлял, сколько не перечитывал роман. В конце концов его поставил Владимир Бортко, который, к слову, и мистический роман Булгакова «Мастер и Маргарита» экранизировал гораздо успешнее, чем Кара.

Но когда-то, в конце 1980-х, «Завтра была война» — дебютная дипломная работа Кары, выпускника ВГИКа, а по первому образованию инженера-радиофизика из Донецка, — оказалась для него фейерверком. Хотя зрители увидели фильм не сразу, а через полтора года после завершения всех этапов производства. Потом ленту повезли показывать по всему миру: во Францию, Германию, Испанию, Польшу, Америку и Японию. Везде вместе с фильмом побывала и съемочная группа. Даже Министерство обороны СССР вручило режиссеру золотую медаль имени Александра Довженко, потому что, по мнению ведомства, Кара снял лучший фильм на героико-патриотическую тему.

Поздний СССР переполнял дух грядущих перемен, гласность Михаила Горбачева ослабила идеологическую цензуру, и художникам постепенно открывалась возможность говорить о том, что прежде было под запретом. Кино по повести Бориса Васильева о молодом поколении, переживающем сталинские репрессии в 1940 году с надеждой, что это просто год високосный, а следующий будет лучше и добрее, стало пронзительным высказыванием, очищающим опытом, болезненным откровением о прошлом страны.

«Борис Львович был талантливейшим писателем. И мне посчастливилось с ним сделать свой фильм «Завтра была война», это была дипломная работа, — вспоминал Кара в 2013 году после смерти писателя. — Я сначала сделал свои первые попытки, он посмотрел, поверил в меня, пригласил к себе. И мы у него дома на его даче несколько дней, я жил у него практически действительно в отеческой его атмосфере. Он меня очень многому научил и многое дал в жизнь, и в отношении честности, порядочности это был действительно эталон для нашей страны».

Кара рассказывал, что для своего первого фильма, снятого в стилистике 1930-х, сам писал сценарий и работал «художником по костюмам», однако вторая специальность явно не была его сильной стороной. Будучи еще неопытным студентом, он не мог оценить важность костюмной части производства: когда актер Сергей Шакуров, которого Кара взял на роль директора, примерил складские сапоги и гимнастерку, сразу же поправил начинающего режиссера: гимнастерка женская, так дела не делаются. Кара посмеивался, вспоминая об этом. Директора в итоге сыграл Сергей Никоненко, с которым режиссер работал в дальнейшем почти над всеми своими фильмами.

Как и с Валентином Гатфтом, который пришел сниматься в роли Берии в «Пиры Валтасара» (1989) — еще одну картину, обличающую сталинский террор. По сюжету танцор из Народного ансамбля песни и пляски Абхазии попадает на ночной пир, устроенный для Сталина в 1935 году. И узнает в вожде бандита, которого в детстве встретил на Нижнечегемской дороге и от рук которого чуть не погиб. Джугашвили почти угадывает в танцоре мальчишку-пастушка, но тот переубеждает его. А когда возвращается с пира домой, обнаруживает, что артисты, которые провели «ночь со Сталиным», начинают исчезать. Этот фильм Кара тоже сделал по новелле — Фазиля Искандера из романа «Сандро из Чегема». Сценарий готовил сам писатель, а в картине снялись, помимо Гафта, Евгений Евстигнеев (в роли Климента Ворошилова) и Алексей Петренко (в роли Иосифа Сталина).

Это был второй проект по Искандеру в карьере Кары: до него он снял «Кармен» (по повести «Чегемская Кармен»), которая в прокате получила название «Воры в законе». Гафт сыграл там главу абхазской мафии Артура, чей образ был написан с реального вора по кличке Хаджарат. Критики дали картине неровный прием, указывая на пренебрежение ключевой идеей писателя о трагедии утерянной человечности, на смену которой Кара представил романтизацию бандитского образа жизни. Глядя на пользующиеся бешеной популярностью у российского зрителя криминальные драмы («Бригада», «Бумер», «Майор», «Бык», «Слово пацана», «Лихие» и так далее), хочется передать критикам немного грустный привет из будущего.

За ленту «Мастер и Маргарита», на производство которой ушло примерно три года, Кара не получил всеобщего признания: сняв трехчасовой фильм в 1993 году, режиссер вынужден был ждать релиза целых 18 лет. К моменту, когда публика увидела картину, популярностью пользовался одноименный телесериал Владимира Бортко 2005 года с Олегом Басилашвили, Александром Абдуловым и Анной Ковальчук. Образы, воплощенные ими, по-настоящему крепко въелись в зрительские представления о героях булгаковского романа, проиллюстрировали его ключевые моменты практически досконально, и даже небольшой бюджет бортковской экранизации не помешал сериалу стать народным хитом. На этом фоне труд Кары был как бы утерян.

«Возникла правовая коллизия. В Советском Союзе авторское право защищалось 15 лет. Но в 1994 году наша Госдума вдруг приняла закон, что авторское право распространяется на 50 лет. И тут же нашлись какие-то родственники третьей жены Булгакова Елены Сергеевны, хотя у него самого и у его родственников детей не было. И детей Елены Сергеевны он не усыновлял. Так что, конечно, права у них были достаточно призрачные. Но в 1990‑е годы они у какого-то левого нотариуса оформили права на Булгакова и начали получать со всех изданий и постановок. И они не смогли договориться с моими продюсерами. Из-за этого фильм в итоге завис. Но потом, в 2011 году, он все-таки вышел и получил шесть номинаций на «Золотого орла», и два из них мы даже получили. Так что фильм все-таки был признан».

Юрий Кара, режиссер

Примечательно, что актеры Александр Филиппенко и Валентин Гафт, сыгравшие у Кары Воланда и Коровьева, перешли к Бортко уже в других ролях — Азазелло и Каифы. «Мастер и Маргарита» Кары вышли в формате четырехсерийного фильма на 200 с лишним минут и остались в истории кинематографа очередной амбициозной попыткой экранизировать «проклятый» роман. Наиболее удачную совершил Михаил Локшин в 2023 году по сценарию Романа Кантора с Евгением Цыгановым и Юлией Снигирь в главных ролях. Новейшая экранизация показала, что вневременной мистической сказке для успеха требуется творческое пространство без территориальных границ — сыграть Воланда поручили немецкому актеру Аугусту Дилю, а Понтия Пилата сыграл датчанин Клас Банг.

Концепция международного кинематографа была для Кары чувствительной темой. В разные годы он рассуждал о вторжении Америки в кинопространство образовавшейся в 1990-е России («Нас тогда подбила Америка, сразу задавила»), но цитировал Федерико Феллини, требовал запретить американское кино в ответ на санкции в 2014 году, но через десять лет выступил за его возвращение в российские кинотеатры. Однако и концепция российской киноиндустрии волновала его не меньше. Он сетовал в 2018-м, что отечественному кино не хватает денег, поскольку в кинематографе образовалась монополистская структура, где руководят финансами Никита Михалков, Федор Бондарчук, Константин Эрнст, Александр Роднянский (признан Минюстом иноагентом. — РБК Life) и Валерий Тодоровский. Даже отпускал шпильки в адрес Михалкова («В кино я вообще пришел «со стороны». Обычный парень из Донецка, папа — не автор государственного гимна, не член ЦК»).

Совсем недавно спровоцировал резонанс в Госдуме заявлением, что Фонд кино злоупотребляет поддержкой «легковесных» развлекательных фильмов Сарика Андреасяна, который ранее позволил себе грубые и оскорбительные замечания в адрес Андрея Тарковского перед студентами киноколледжа. Отдельно беспокоился о нехватке частных инвестиций, которую и прикрывал Фонд кино, обеспечивая кинематографистов невозвратными бюджетами: «Одну из причин того, что плохо окупаются фильмы в прокате, вижу в том, что у нас катастрофически мало — по современным мировым стандартам — кинотеатров: 2,5 тыс. на всю страну. В СССР было 25 тыс. кинозалов, в США сейчас — 45 тыс. В Союзе кинематографистов, исходя из этого, правомерно ставят задачу — надо дотянуть до планки в 20 тыс. минимум». Об этом Кара твердил в течение десятилетия, пока в 2022 году проблема киносетей не стала катастрофической на фоне ухода мейджоров из России.

А еще Кара много и масштабно мечтал. Идея снять первый российский фильм в космосе, на борту станции «Мир», пришла ему в конце 1990-х. Предполагалось переработать в сценарий роман Чингиза Айтматова «Тавро Кассандры». По сюжету главный герой, космонавт, отказывается возвращаться на Землю и остается на орбите в статусе первого космического монаха с именем Филофей. Кара даже заручился поддержкой Госкомитета России по кинематографии, начался отбор претендентов на космический рейс.

Интерес проявляла британская актриса Эмма Томпсон («Разум и чувства»), но реально претендовали российские артисты, например Дмитрий Певцов, Ольга Кабо и Вера Глаголева. Отбор прошли Наталья Громушкина, Владимир Стеклов и Кабо, но последняя отказалась по семейным обстоятельствам. Еще два года Кара пытался решить организационные проблемы, и к 2000-му полет Стеклова на орбиту мог состояться, но этого не случилось: его вывели из экипажа, как сообщалось, из-за нарушения финансовых условий договора организаторами кинопроекта. Кара не скрывал обиды, публично называл тогдашнего руководителя «Роскосмоса» Юрия Коптева «человеком, который развалил ВАЗ» и говорил, что из-за него падают спутники и самолеты.

«Да, я действительно хотел снимать на станции «Мир» — пока ее не затопили. И это должно было стать первой художественной постановкой, снятой в невесомости, на околоземной орбите. У меня в то время просил консультацию автор «Титаника» и «Аватара» Джеймс Кэмерон (храню письмо от него, где он назвал меня «famousRussianfilmdirectorYuriKara»)».

Юрий Кара, режиссер

Мечтал он экранизировать, как мы уже упоминали, «Идиота», а еще «Тараса Бульбу» (которого поставил Бортко в 2009 году) и даже «Войну и мир» — после Сергея Бондарчука практически невыполнимая миссия. Последним его громким проектом с пышной премьерой стал «Королев» (2007) — байопик об отце советской космонавтики, в котором режиссер волей не волей снова поднимал тему Большого террора, но превращал все в мелодраму и фокусировался на личных, лиричных, переживаниях конструктора. За «Королевым» последовал сиквел «Главный» (2015), который сенсацией не стал.



Кара повел свою кинематографическую карьеру вдоль того яркого луча, который исходил от «Завтра была война» — его дипломного фильма. Но постепенно этот луч истаял в демагогии, непрерывном перечитывании классики, переосмыслении киноиндустрии и организационных проволочках. С тех пор, как дебют прогремел на весь мир, сменился ни один високосный год. Жаль, что все следующие за ним — вопреки надеждам — не оказались добрее.

Поделиться
Авторы
Теги