«Супермен» предлагает договориться: каким получился фильм Джеймса Ганна
. Даже всесильному супергерою DC надоела геополитическая обстановка«Супермен» Джеймса Ганна предложил всем начать диалог: обзор фильма

У нового Супермена Дэвида Коренсвета русско-еврейское и немецко-еврейское происхождение
В международный и российский теневой прокат ворвался «Супермен» — кинокомикс о благородном криптонце от создателя «Стражей Галактики» и «Отряда самоубийц: Миссия навылет» американского режиссера Джеймса Ганна.
«Супермен» — первый большой проект обновленной вселенной DC, которая получила название «Боги и монстры». В период общей усталости от супергеройского кино новые руководители DC Studios Ганн и Питер Сафран пытаются отойти от мрачной эстетики блокбастеров Кристофера Нолана («Темный рыцарь») и Зака Снайдера («Бэтмен против Супермена», «Лига справедливости») и подарить зрителям что-то необычное.
Кинообозреватель Оля Смолина рассказывает, как «Супермен» объединяет ключевые события комиксов и реальные геополитические конфликты.
Предыстории у фильма нет. Кларк Кент, он же криптонец Кал-Эл (Дэвид Коренсвет), уже тридцать лет находится на Земле, три года живет в Метрополисе, работает корреспондентом Daily Planet, скрывается за могуществом Супермена, а еще три месяца тайно встречается с Лоис Лэйн (Рэйчел Броснахэн).
Прошло всего три недели, как Супермен остановил вторжение Боравии во главе с усатым президентом Василием Гурко (Златко Бурич) в Джанхарпур, чем невольно навлек на себя гнев Соединенных Штатов. В ответ ученый, бизнесмен и мультимиллиардер Лекс Лютор (Николас Холт) решает собрать собственную команду суперзлодеев, готовых остановить Супермена, если тот начнет мешать интересам американского правительства.
Кадр из фильма «Супермен»
Сам Кларк, кажется, даже не подозревает, какие проблемы ждут его впереди. После очередной неудавшейся драки Супермен отправляется в заснеженную Крепость Одиночества, где латает полученные раны, играет с неуемным псом Крипто и восстанавливает моральный дух, слушая на повторе видеопослание, оставленное давно погибшими родителями-криптонцами.
В мире больших супергеройских блокбастеров Джеймс Ганн — парень скорее залетный, но, как показало время, самый родной. Будучи по натуре гиком, а по жизни — режиссером трешевых комедий («Слизняк», «Супер», «Муви 43»), Ганн каким-то чудом заручился поддержкой Marvel и снял самый уютный кинокомикс «Стражи Галактики», который спустя несколько лет и одно скандальное увольнение дорос до триквела.
Кадр из фильма «Супермен»
Годовая отлучка от Disney позволила Warner Bros. переманить Ганна к себе — вышел «Отряд самоубийц: Миссия навылет», который вернул мрачным блокбастерам DC хулиганскую натуру и зрительские симпатии. В 2022 году Джеймс Ганн вместе с продюсером Питером Сафраном заступил на должность нового главы DC Studios, вознамерившись раз и навсегда изменить творческий курс студии. Так на свет появилась новая вселенная под названием «Боги и монстры», в рамках которой Ганн, как ожидалось, должен был дать место новым, малоизвестные персонажам комиксов.
Однако первым полнометражным проектом новых креативщиков DC все-таки стал «Супермен» — самый любимый и узнаваемый супергерой Америки. История экранизаций комиксов восходит к 1940-м годам: в разные десятилетия парень в синем трико возвращался на большой экран — под эгидой режиссера «Смертельного оружия» Ричарда Доннера, создателя франшизы «Люди Икс» Брайана Сингера, постановщика «Хранителей» и «300 спартанцев» Зака Снайдера.
Каждый кинематографист видел в «Супермене» что-то свое: Сингер — народного аутсайдера, Снайдер — христианского мессию. Но ни одна из последних экранизаций комиксов о супергерое с Криптона так и не смогла стать кассовым хитом: «Возвращение Супермена» с треском провалилось в прокате, а скромные сборы концептуального «Человека из стали» не выдерживают сравнения с марвеловскими «Мстителями».
Ганн в отличие от предшественников не стал адаптировать «Супермена» под современный менталитет, напротив — он обратился к проверенным временем сюжетам. В основу нового «Супермена» легла культовая серия комиксов All Star Superman 2005–2008 годов, в которых Кларк Кент получает критический заряд солнечной радиации и совершает 12 героических подвигов, которые устанавливают мир на Земле.
Кадр из фильма «Супермен»
Экранный образ Супермена также подвергся значительным переменам: вместе с классическими красными плавками герою вернули традиционную маскулинность, обостренное чувство справедливости и неоправданную тягу к риску. Супермен Дэвида Коренсвета — криптонец по рождению, слуга народа по призванию, который искренне пытается спасти человечество от разных напастей, но зачастую сам становится причиной этих самых бед.
Выступив не только режиссером, но и сценаристом «Супермена», Ганн умело подсвечивает теневые стороны Кларка Кента, превращая его из классического протагониста в антигероя.
При этом внутренний конфликт Супермена строится вокруг его криптонского и человеческого происхождения: неспособности оправдать империалистические наклонности биологических родителей и стремления использовать свои способности во благо. Похожий финт Ганн проворачивал в сиквеле «Стражей галактики», когда Звездный Лорд (Крис Пратт) отказывается от жестокого наследия отца Эго (Курт Рассел) и выбирает собственный путь.
Впрочем, на этом сходства с комедией о межгалактических хулиганах не ограничиваются. «Супермен» возвращает на экраны привычный «ганновский» цирк с неуправляемой пушистой братвой, гигантскими носорогами, кричащими зеленощекими младенцами, гравитационными аттракционами и бурными фонтанами лавы.
Лекс Лютор в исполнении лысого Николаса Холта — супергеройская инкарнация Илона Маска или другого известного техногения, владельца заводов и пароходов. Как и любой влиятельный лидер, Лютор ведет гибридную войну (не только на поле боя, но и в цифровом пространстве) с помощью специально обученных ботов-мартышек. У злодея есть особая мотивация: он жаждет контроля и ненавидит Супермена за то, что тот ставит себя выше гражданских законов (при этом сам Лютор втайне занимается тем же).
Кадр из фильма «Супермен»
Точкой отсчета их конфликта становится вмешательство Супермена в противостояние двух вымышленных государств, Боравии и Джанхарпура, обстоятельства которого недвусмысленно напоминают реалии израильско-палестинского конфликта. При этом власти США в фильме отстаивают интересы Боравии, а Супермен защищает от обстрелов народ Джанхарпура. Как один из главных поп-культурных героев Америки, Супермен не хочет прогибаться под интересы правительства, действует от собственного лица, руководствуясь личным этическим кодексом.
Согласно версии самого Ганна, в Кларке Кенте заложен образ простого американца — бывшего эмигранта, прибывшего в страну свободы в поисках демократии и любви: «Супермен — это история Америки; история эмигранта, который приехал издалека и со временем заселил эту страну, для меня он олицетворение простой человеческой доброты, ценности, которую мы давно потеряли».
«Супермен» противопоставляет эмигранта-сироту, выросшего на ферме, влиятельному лидеру мнений, ставя бонусом к суперсиле неискоренимую веру в добро, социальную справедливость и важность каждой отдельной жизни. Иными словами, набор высоких моральных ценностей, которые были вложены в Кларка Кента его простой человеческой семьей.
Кадр из фильма «Супермен»
С помощью наиболее мейнстримного супергероя в истории Ганн в очередной раз взывает к сердцам многомиллионной аудитории в попытке разбудить стремление противостоять произволу и моральному разложению. Внимательный зритель разглядит в «Супермене» не только осуждение израильских атак, но и глобальный антитрамповский спич — за последнее Ганна сейчас жестко критикуют американские «праваки». Впрочем, при наличии всех параллелей с текущими мировыми событиями «Супермен» — все еще развлекательное кино, которое не ставит целью посеять в обществе волну политических предубеждений, но призывает все стороны к вдумчивому диалогу.