Кино на закате лета: «Прости, детка», «Хорошенькая» и «Рецепт счастья»
. Три истории от женщин-режиссеров выходят в российский прокатТри истории от женщин-режиссеров вышли в российский прокат

«Прости, детка»; «Хорошенькая»; «Рецепт счастья»
В последний месяц лета в российском прокате друг за другом идут несколько фестивальных картин, снятых начинающими женщинами-режиссерами и получивших признание на международных фестивалях.
Журналистка Милана Стояновска рассказывает, как три фильма о судьбах разных героинь с особенными жанровыми решениями изучают темы преодоления травмы, взросления и обретения собственного пути.
«Прости, детка»/ Sorry, Baby
Режиссер Ева Виктор
В кино с 24 июля до 2 августа: прокатное удостоверение отозвано.
Кадр из фильма «Прости, детка»
В фильме, который побывал на «Санденсе» и в Каннах, Ева Виктор выступила одновременно режиссером и сценаристом и сама исполнила главную роль. Ее героиня Агнес живет в небольшом городке и работает преподавательницей литературы в университете, где училась сама. Университет подарил ей не только место работы, но и лучшую подругу Лидию (Наоми Аки), с которой они сблизились во время учебы. Именно с ее визита в гости к Агнес и начинается фильм — теплая история о настоящей дружбе, болезненном прошлом и внутренней силе.
Во время умиротворяющих совместных прогулок и посиделок Агнес и Лидия обсуждают все на свете: Лидия делится новостью, что скоро будет мамой, Агнес иронизирует над общением с мужчинами, обе вспоминают старых знакомых, рассуждают о жизни и строят планы на следующую встречу. Иногда в разговоре подруг проскальзывают намеки на нечто из прошлого, и по мере развития сюжета зритель все больше узнает о травматическом воспоминании Агнес, которое ни она, ни ее подруга не могут просто выбросить из головы.
Cтуденткой Агнес подверглась сексуализированному насилию со стороны преподавателя, который не понес наказания. Теперь она работает в его кабинете, как и он, преподает литературу, старается не вспоминать о злополучной диссертации, которая привела ее к болезненной ситуации, и пугается слова «бесподобно», которое так часто слышала по отношению к своей студенческой работе.
Несмотря на сложную тему, Еве Виктор удается создать очень светлое кино, которое вполне можно назвать ироничной комедией.
Агнес не терпит излишней серьезности и не упускает возможности оставить комичную ремарку при случае. Юмор становится ее стратегией защиты, ниточкой, которая удерживает от погружения в пережитое, где остается только есть себя за то, от чего никак не можешь избавиться.
«Прости, детка» — не про акт насилия и не про горечь травмы, а про жизнь, которая продолжается вопреки всему и которая может быть удивительной, когда рядом есть настоящая подруга и открытые люди. Дух сестринства, надежда без патетики и честная демонстрация исцеления от душевных ран делают картину одним из самых душевных релизов года, достойных внимания любителей тихого инди.
«Хорошенькая»/ Good One
Режиссер Индия Дональдсон
В кино с 31 июля
Кадр из фильма «Хорошенькая»
17-летняя Сэм (Лили Коллиас) отправляется в поход вместе со своим отцом Крисом (Джеймс Легро) и его старым другом Мэттом (Дэнни Маккарти), чей сын тоже должен был присоединиться, но в последний момент сошел с дистанции из-за переживаний, связанных с разводом родителей. Родители Сэм тоже в разводе, более того, у отца уже есть новая молодая жена и младенец. Трехдневная вылазка на природу может помочь уставшим от рабочих и семейных передряг мужчинам расслабиться, а Сэм предпочла бы провести время на вечеринке друзей, но не рискует отказать. С такими вводными начинается уик-энд.
По мере приближения к стартовой точке маршрута — яснее расстановка сил: Крис, как самый опытный походник, берется руководить, Мэтт, допускающий ошибку за ошибкой, вынужден терпеть насмешки друга, а Сэм выбирает роль медиатора, стараясь улаживать конфликты, которые могут испортить отдых всем. Весь фильм строится на общении трех героев; важную роль играют не только слова, но и молчание или почти заметные движения Сэм.
То, что начиналось как мирная скучноватая вылазка, постепенно становится иллюстрацией скрытого пренебрежения. На протяжении всего похода Сэм идет наравне со старшими, не отставая и не требуя особого внимания, помогает, готовит на всех еду, находит для каждого добрые слова и занимается бытовым менеджментом во время привалов. В один из вечеров Мэтт неожиданно замечает доброту и мудрость девушки и начинает сыпать комплименты, которые превращаются в сальности. Не происходит ничего ужасного, но Сэм хватает одного намека Мэтта и отвержения отца, чтобы что-то навсегда изменилось в ее мировосприятии.
«Хорошенькая» — первая полнометражная картина Индии Дональдсон. Премьера состоялась на фестивале «Санденс», после чего фильм показывали в рамках секции «Двухнедельник режиссеров» в Каннах.
Постановщица использует минимум средств, чтобы показать историю взросления на примере ситуации, знакомой многим женщинам.
Героиня старается быть удобной и полезной, относиться к людям с пониманием, соглашаться на меньшее, чтобы никого не расстроить, и подавлять несогласие. Но когда ей дают понять, что доброе отношение можно трактовать как негласное разрешение на нечто большее, а ждать защиты и справедливости неоткуда, она забывает о поведении «хорошенькой» и выбирает быть настоящей.
«Рецепт счастья»/ Partir un Jour
Режиссер Амели Боннен
В кино с 21 августа
Кадр из фильма «Рецепт счастья»
Фильм открытия 78-го Каннского кинофестиваля — французский мюзикл. Но не такой блокбастерный как «Ла-Ла Ленд» или «Мулен Руж», а камерный, без внушительных спецэффектов, зато с милой историей.
Несколько дней из жизни успешного французского шеф-повара Сесиль (ее играет французская певица Жюльет Армане). Однажды она выигрывает популярное кулинарное шоу, что дает ей шанс открыть собственный ресторан в Париже. Но от этого шага ее отвлекает известие, что отец пережил инфаркт. Сесиль оставляет подготовку к открытию на своего бойфренда (Теуфик Джаллаб), а сама отправляется к родителям (Доминик Блан и Франсуа Роллен), которые всю жизнь посвятили работе в придорожном кафе.
Оказавшись в родительском доме, Сесиль будто возвращается в подростковый период: конфликтует с отцом, который упрямо не хочет выходить на пенсию и не подтрунивает над профессиональными успехами дочери; идет отрываться со школьными приятелями, которые мало изменились за годы; откладывает в долгий ящик решение «взрослых» вопросов относительного своей беременности и личной жизни. Героиня поддается ностальгии и отдыхает от загруженной самостоятельности, но в конце концов ребячество уступает место зрелости, и Сесиль находит в себе силы попрощаться с прошлым так, как оно того заслуживает, и идти вперед к собственным мечтам.
Фильм во многом наивен, но в этом его прелесть. «Рецепт счастья» создает пространство, в котором легко верить в лучшее и наслаждаться происходящим.
Кулинария и музыка становятся красноречивым сопровождением разговорных сцен. Перепетые хиты Селин Дион, ироничное исполнение Parole Parole, знакомые всему миру биты Alors On Danse, приправленные постоянным обсуждением изысканной и не очень пищи, добавляют картине французский шарм, которым сложно не проникнуться.
Создательница фильма Амели Боннен следует канонам жанра и использует проверенные приемы, так что назвать ее работу новым словом в кинематографе нельзя. Однако именно предсказуемость и общее настроение делают «Рецепт счастья» отдушиной для зрителей, которые не прочь на полтора часа перенестись во французскую провинцию с песнями, танцами и добрыми семейными историями.