В России почти в 2 раза за 10 лет вырос риск РПП у девочек 12–14 лет
. Негативную динамику связывают с усилением влияния соцсетей
В России почти в два раза за десять лет вырос риск развития расстройств пищевого поведения (РПП) у девочек 12–14 лет, пишет ТАСС со ссылкой на Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ).
В вузе совместно с учеными из Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина (РГУ) изучили поведение 326 девочек 12–18 лет с 2009 по 2023 год. Оказалось, что в среднем риск РПП возрос с 12,3 до 13,5%, однако в младшей возрастной группе он увеличился практически вдвое — с 7,9 до 14,9%.
Кроме того, у девочек этой возрастной категории выявили более раннее взросление, выраженную озабоченность весом и телом, усиление влияния социальных сетей. При этом в старшей возрастной группе (15–17 лет) показатель уменьшился: с 17,3 до 12%.
Предположительно, негативная динамика объясняется усилением воздействия социальных сетей и медиа, ростом тревожности из-за внешнего вида и низкой самооценки, зависимостью от мнения других людей.
Ученые отнесли к защитным факторам благоприятную обстановку в семье, эмоциональную поддержку матери, «высокий уровень эмпатии и отсутствие перфекционизма».
Ранее ведущий эксперт Центра молекулярной диагностики CMD Центрального научно-исследовательского института эпидемиологии Роспотребнадзора Марина Вершинина объяснила, что современная наука делит РПП на три основных типа. При эмоциогенном типе расстройства пищевого поведения доминирует не чувство голода, а неприятные эмоциональные переживания. В таком случае люди «заедают стресс».
При ограничительном типе РПП наблюдаются излишние самоограничения, когда за строгой диетой, как правило, следует срыв, ведущий к перееданию. При экстернальном типе человек ориентируется не на естественные сигналы организма (голод и чувство пустоты в желудке), а на внешние стимулы: рекламу, богато накрытый стол, изображения людей, которые едят с аппетитом.
В клинической психиатрии отдельно выделено патологическое пищевое поведение, когда речь идет о нервной анорексии, булимии, симптоматическом или неуточненном расстройстве приема пищи.