Несусветная жуть: история мрачной семейки Аддамс из карикатуры — в кино
. За что зрители полюбили готических чудаков-садистовВторой сезон «Уэнсдэй» выходит на Netflix: вспоминаем историю семейки Аддамс

Семейка Аддамс новейшей эпохи: Йонас Суотамо, Кэтрин Зета-Джонс, Дженна Ортега, Исаак Ордонес, Луис Гусман. Кадр из сериала «Уэнсдэй» (2025)
6 августа на Netflix выходит первая часть долгожданного второго сезона «Уэнсдэй». В роли угрюмой девочки из готического клана Аддамсов возвращается Дженна Ортега. Одним из режиссеров и исполнительным продюсером черной комедии с элементами мистики снова выступил Тим Бёртон. Специально к премьере кинокритик Мария Ракитина вспоминает историю семейки Аддамс — от макабрических комиксов в журнале The New Yorker до сольного шоу о взрослении Уэнсдэй.
Для материала автор использовала статьи изданий Smithsonian Magazine, Mental Floss, Collider, E! News, книги «Чарльз Аддамс: Жизнь карикатуриста» (Charles Addams: A Cartoonist's Life) Линды Х. Дэвис, «Хроники Аддамсов: Совершенно жуткий взгляд на семейку Аддамс» (The Addams Chronicles: An Altogether Ooky Look at the Addams Family) Стивена Кокса.
Отец семейки Аддамс и его мрачные комиксы
Американский карикатурист Чарльз Аддамс с малых лет обожал все жуткое и странное. В детстве он частенько пугал бабушку, шатался по кладбищам, а однажды залез в заброшенный викторианский особняк неподалеку от его дома. Макабрической карикатурой юный Аддамс увлекся после начала Первой мировой войны: на его рисунках немецкого кайзера Вильгельма II закалывали, расстреливали, сбивали поездом или варили в котле с кипящим маслом.
«Знаю, было бы, пожалуй, интереснее, если бы у меня было ужасное детство — например, если бы я был прикован к железной балке и мне каждый день бросали банку «Альпо» (американский бренд корма для домашних животных. — РБК Life). Но я один из тех странных людей, у которых на самом деле было счастливое детство».
Чарльз Аддамс
Окончив школу, он долго изучал программы колледжей искусств и в итоге поступил в The Grand Central School of Art. Еще будучи студентом, Аддамс продал журналу The New Yorker первый рисунок — скетч с херувимом, который мыл витраж католической церкви. Сотрудничество с культовым изданием стало для Чарльза делом всей жизни.
«Аддамс — один из тех редких людей, которые зарабатывают на жизнь искусством. Он сотрудничал с The New Yorker до самого конца, и это обеспечило ему гламурную и изысканную жизнь. Он не был сказочно богат, но у него имелась квартира с видом на сад скульптур Музея современного искусства в Нью-Йорке (МоМА), он ездил на Bugatti и Bentley, встречался с Джеки [Кеннеди] после убийства ее [мужа-президента] и всегда возглавлял списки гостей на званых ужинах», — пишет биограф Линда Х. Дэвис. А еще Чарльз дружил с Хичкоком, который однажды появился на пороге его дома, чтобы увидеть Аддамса в «естественной среде обитания», ведь в богемно-светском обществе Нью-Йорка о карикатуристе ходили самые разные слухи.
Поговаривали даже, что Чарльз Аддамс пил мартини, украшенный глазными яблоками. Образ мрачного чудака закрепился за художником из-за его комиксов об американской семейке со странностями.
На страницах журнала The New Yorker Аддамсы дебютировали летом 1938 года. На скетче коммивояжер втюхивал «бесшумный» пылесос хозяйке старого особняка, охраняемой угрюмым дворецким (прообраз Ларча). В статной женщине в черном готическом платье угадывалась вампироподобная Мортиша, которая со временем обзавелась большой семьей. В то время как брак карикатуриста The New Yorker распадался, клан Аддамс только расширялся.
Кадр из мультфильма «Семейка Аддамс» (2019)
Четыре года спустя у Мортиши появился эксцентричный супруг Гомес, которого набожный демократ Аддамс срисовал с 51-го губернатора штата Нью-Йорк, республиканца Томаса Э. Дьюи. Через год у четы Аддамс появился сын Пагсли, запечатленный за изготовлением гроба. В среду у Пагсли появилась сестра Уэнсдэй, которая пыталась его отравить. Затем к семейству Аддамс присоединился лысый и болезненного вида дядя Фестер — на рисунке он смеялся в зале кинотеатра, пока все остальные зрители плакали.
В число ближайших родственников макабрического клана со временем вошли стереотипная бабушка-колдунья, кузен Итт, напоминающий копну волос и издающий визги, понятные только его близким, а также Вещь — живая кисть руки, которая общается на жестовом языке и обитает в шкатулке. Доверенным лицом Аддамсов на протяжении всей серии комиксов оставался дворецкий Ларч — неразговорчивый верзила, похожий на монстра Франкенштейна.
Кадр из фильма «Семейка Аддамс» (1991)
К 1950-м семейка Аддамс, история которой разворачивалась на страницах The New Yorker, обзавелась многочисленными поклонниками и даже удостоилась мерча — посуды с изображением членов семьи. Однако настоящую славу готическому клану (и его создателю Чарльзу Аддамсу) принес черно-белый ситком, в 1963 году стартовавший на телеканале ABC.
Канонический ситком и анимационный сериал
Примечательно, что Чарльз Аддамс дал имена своим персонажам только накануне съемок телесериала. Карикатурист изначально хотел назвать Пагсли Пубертом, но цензоры посчитали это «слишком рискованным». Мортиша же получила имя в честь слова mortician (в переводе с английского — «гробовщик» или «владелец похоронного бюро»). Собственно, ситком Чарльз Аддамс не оценил, потому что члены макабрической семейки не были даже «наполовину такими злыми», как созданные карикатуристом персонажи.
Однако именно сериал, выходивший в эфире ABC с 18 сентября 1964 года по 8 апреля 1966 года, сформировал каноническое представление об Аддамсах. Экранная Уэнсдэй (Лиза Лоринг) носила косички и платье в стиле школьной формы, сыпала жуткими историческими фактами и издевалась над братом Пагсли. Между Мортишей (Кэролин Джонс) и Гомесом (Джон Эстин) бушевала романтическая страсть.
Кадр из мультсериала «Семейка Аддамс» (1973)
Бабушка-ведьма варила зелья, а дядя Фестер, способный проводить через свое тело электричество, зажигал лампочки, засовывая их себе в рот. Кузен Итт и Вещь были не просто королями эпизода, а полноправными участниками действия. «Этот сериал не был таким мрачным, как комиксы. Скорее безумным, чем жутким, но он передал дух того, что Чарльз Аддамс делал в «Нью-Йоркере». Я всегда считал «Семейку монстров» (1964) смешнее, но «Семейка Аддамс» несла в себе интеллектуальный заряд благодаря более взрослым темам», — объясняет автор книги «Хроники Аддамсов» Стивен Кокс.
Сериал 1960-х строился на столкновении заурядных людей с жутким и причудливым миром семейки Аддамс, в котором Мортиша выращивала ядовитые растения в своей оранжерее, Уэнсдэй пытала младшего брата, а бабушка-ведьма метала ножи. Вопреки общественным предрассудкам обитатели викторианского особняка с монстрами не представляли угрозы для незваных гостей и встречали всех с распростертыми объятиями.
Аддамсы никогда не стремились нарочно шокировать посетителей — они всего лишь оставались собой, демонстрировали искреннюю любовь друг к другу и считали странными «нормальных» людей, настроенных агрессивно по отношению к любой инаковости. Американская аудитория без памяти влюбилась в «Семейку Аддамс», которая вписала в поп-культуру музыкальную тему The Addams Family Theme и со временем стала национальным достоянием.
Первое появление готического клана в анимационном формате состоялось в 1972 году — в спешле «Скуби-Ду встречает семейку Аддамс». Эпизод мультсериала «Новые дела Скуби-Ду» был посвящен столкновению подростков из корпорации «Тайна» с жуткими секретами макабрического особняка, из которого пропала невеселая девочка Уэнсдэй. Через год студия Hanna-Barbera («Флинтстоуны», «Скуби-Ду») представила сольное анимационное шоу «Семейка Аддамс». В мультсериале, рассчитанном на детей, Аддамсы путешествовали по стране в викторианском особняке на колесах и наводили ужас на всех, кто встречался им по пути.
Кэролин Джонс и Джон Остин в роли Мортиши и Гомеса Аддамс. Кадр из сериала «Семейка Аддамс» (1964–1966)
Несмотря на то что в сравнении с ситкомом ABC мультфильм казался «вегетарианским», в нем готическая семейка предстала еще более странной, чем в ее игровом дебюте. Мультсериал просуществовал всего один сезон, потому что не пользовался популярностью у зрителей. Классическая семейка Аддамс из оригинального сериала ABC вернулась на малые экраны в телефильме «Хэллоуин с новой семейкой Аддамс» (1977), снятом в цвете.
Триумфальное возвращение макабрического клана и обретение бессмертия
1980-е для семейки Аддамс были эпохой забвения. Триумфальное возвращение состоялось в 1991 году в комедийном хорроре Барри Зонненфельда. Выход фильма на большие экраны подарил готическому клану новую жизнь и всеобщее признание (кассовые сборы картины составили $191, 502 млн). «Семейка Аддамс» Зонненфельда, номинированная на «Оскар» за лучшие костюмы, скрестила мрачную сатиру оригинальных комиксов с мистической страстью ситкома ABC. Культовый статус этой хоррор-комедии обеспечил не только провокационный юмор, но и эксцентричные перформансы актеров, точно попавших в образы.
Кадр из фильма «Семейка Аддамс» (1991)
Гомеса, пылкого миллиардера-фехтовальщика испанского происхождения, блестяще воплотил Рауль Хулиа. Величественную и благородную Мортишу, «колдующую» в экзотической оранжерее, великолепно сыграла Анжелика Хьюстон. «Мы всегда хотели [на эту роль] Анжелику. Она — тепличный цветок, она — миссис Минивер в этом фильме, настоящая мать-наседка в семье. Она может быть милой и лукавой, а потом вдруг резко измениться и стать очень страстной», — рассказывает продюсер Скотт Рудин. Для десятилетней Кристины Риччи роль не по годам саркастичной садистки Уэнсдэй стала определяющей в карьере. «Я чувствую, что неразрывно связана с ней», — говорит актриса. Перед прослушиванием на роль Уэнсдэй мама посоветовала Риччи «представить себе Вайнону Райдер в «Битлджусе», и, по словам актрисы, эта рекомендация сработала, потому что «персонажи очень похожи».
Кадр из фильма «Семейка Аддамс» (1991)
Кристина Риччи, Анжелика Хьюстон и Рауль Хулиа вернулись к своим ролям в сиквеле «Семейные ценности Аддамсов» (1993). Продолжение критики встретили более восторженно, чем оригинальную хоррор-комедию Зонненфельда. Chicago Tribune окрестил «Семейные ценности Аддамсов» «ядовитой валентинкой», а Американская киноакадемия номинировала фильм на «Оскар» за лучшие декорации. К сожалению, сиквел «Семейки Аддамс» оказался не таким коммерчески успешным.
Сегодня же две черные комедии Зонненфельда считаются эталонными фильмами про Аддамсов. Картины возводят в абсолют фриковость обитателей викторианского особняка, но при этом находят их внутрисемейные отношения крепкими и поддерживающими. Зонненфельд переиначивает представления об идеальной американской семье (родственники, любя, периодически пытаются обезглавить или отравить друг друга) и в то же время подчеркивает, что Аддамсы искренне принимают и приветствуют страдания, переживания, недостатки и причуды своих близких.
Кадр из мультфильма «Семейка Аддамс» (2019)
Во внешнем мире эксцентричных героев сторонятся, отвергают и попросту боятся. Только в кругу семьи Аддамсы, которым нет места в «традиционном» обществе, могут обрести счастье и понимание. Доверительные отношения с близкими — их главная ценность в жизни, а викторианский особняк — их крепость.
За годы своего существования на экране семейка аутсайдеров фактически обрела бессмертие. Аддамсы, обожающие все темное и мрачное, обладают самобытной харизмой, которая смотрится эффектно и оригинально в любом десятилетии.
Неизменные готические образы Мортиши, Гомеса, Уэнсдэй и остальных радуют глаз вне зависимости от среды или эпохи, в которую их помещают режиссеры. Так, в 2019-м анимационный фильм MGM «Семейка Аддамс» уважительно переосмыслил наследие Чарльза Аддамса в реалиях технологического прогресса XXI века. Семейный мультфильм заработал в прокате внушительные $200 млн, а вот его сиквел, «Семейка Аддамс: Горящий тур» (2021), провалился.
Дженна Ортега в роли Уэнсдэй. Кадр из сериала «Уэнсдэй» (2025)
Год спустя былое величие клану Аддамсов вернул сериал «Уэнсдэй» (2022), который полюбили абсолютно все — от зумеров до Леди Гаги. Проект, посвященный взрослению Уэнсдэй Аддамс в академии «Невермор», завирусился в TikTok в конце ноября 2022 года и сделал Дженну Ортегу звездой мирового масштаба. Ожидания от нового сезона у поклонников шоу, режиссером и исполнительным продюсером которого все еще выступает Тим Бёртон, самые высокие. Странные, мрачные и безумные в своей любви Аддамсы вернулись и готовы к своим жутким приключениям.