Что такое архитектурная бионика. 5 примеров зданий со всего мира
. Рассказываем о необычном стиле в градостроительстве
Пекинский национальный стадион
В современной архитектуре наблюдается множество трендов, но один из наиболее активно развивающихся, в том числе в России, — стиль технобионика, или биотек. Это направление позволяет визуально подчеркнуть связь силуэтов зданий с ритмом окружающей среды, объединяет эстетику и функциональность, необычную форму и лаконичность.
РБК Life рассказывает об особенностях стиля на ярких примерах.
Архитектурный биотек: что это
Небоскреб Aqua Tower, Чикаго
Архитектурная бионика (биотек или технобиотек) — современный стиль в архитектуре, который основан на принципах бионики.
«Это прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы. Исторически сложилось так, что архитекторы на протяжении многих веков копировали природные формы. Именно в форме растений, устройстве животных, насекомых заложены необыкновенные архитектурные формы», — рассказал РБК Life профессор кафедры Градостроительство МАРХИ Александр Малинов.
Прототипами зданий в стиле биотек выступают растения и живые организмы, а проектируют их по аналогии с тем, как это придумано природой. Например, вантовые конструкции, которые напоминают паутину, ячеистые формы зданий, похожие на растения или соты пчел, привел примеры профессор МАРХИ.
Архитектурной бионике присущи пластичные и текучие фасады, природные оттенки, панорамное остекление с видовыми точками и открытые интерьеры, использование натуральных материалов и зеленых технологий. А сами здания должны гармонично вписываться в природный и городской ландшафт. При этом с развитием урбанистики и расширением городского пространства в силуэтах новых домов зачастую обыгрываются не только природные составляющие, но и непосредственно элементы городского ландшафта, будь то соседние здания или элементы инфраструктуры. Стиль биотек часто используется при строительстве театров, музеев, спортивных объектов и офисных зданий.
Как сформировался стиль биотек
Центр исполнительских искусств «Эспланада», Сингапур
Принципы архитектурной бионики применяли еще в Древнем Египте и Греции. Но основоположником стиля считается американский архитектор Луис Генри Салливан (его также называли отцом небоскребов и модернизма), который впервые употребил термин «бионическая архитектура» в 1890-х годах. Его концепция предполагала использование элементов конструкций, существующих в природе, в проектировании и возведении объектов.
Идеи Салливана развил его ученик — американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт. В 1939 году он озвучил новаторскую концепцию об органической архитектуре, которая заключалась в достижении гармонии с природой через строительство сооружений, спроектированных по подобию живых организмов. Позднее идеи архитектурной бионики подхватили архитекторы по всему миру, в том числе Норман Фостер, Хавьер Сеносьян, Сантьяго Калатрава, Йорн Утзон, Майкл Соркин и Заха Хадид. А пионером архитектурной бионики в СССР считается Юрий Лебедев.
Небоскреб «Мэри Экс», Лондон
Небоскреб «Сент-Мэри Экс 30», Лондон
Одним из ярких примеров бионического стиля является лондонский 40-этажный небоскреб «Сент-Мэри Экс 30». Он построен в 2001–2004 годах по проекту архитектора Нормана Фостера на месте Балтийской биржи.
У здания торпедообразная аэродинамическая форма, вдохновленная природой. Благодаря почти полностью стеклянному фасаду и прозрачному куполу в нем много естественного света и воздуха, а солнечные батареи сокращают расходы на электроэнергию. Общая площадь стеклянного фасада равна площади пяти футбольных полей. В народе небоскреб назвали «Огурцом» — не только за внешнее сходство, но и зеленоватый оттенок стекла. Внутри располагаются офисы, а на верхних этажах есть рестораны с видом на центр Лондона.
За более чем 20 лет проект получил множество наград, в том числе премию Стирлинга и архитектурную премию Emporis Skyscraper Award.
Офисный центр Rail.A, Москва
Офисный центр Rail.A, Москва
В качестве яркого примера архитектурного стиля техно-бионика в России, в частности в Москве, можно привести бизнес-центр Rail.A класса А от девелоперской компании Ortiga Development. Концепцию здания разработала архитектурная мастерская Алексея Ильина.
Офис возводится в Басманном районе, где с XIX века появилось множество фабричных корпусов, многие из которых в наше время переродились в значимые культурные и общественные пространства. Например, Центр современного искусства «Винзавод», «Арма» (бывший Московский газовый завод), Центр дизайна Artplay (завод «Манометр»), Центр творческих индустрий «Фабрика» (фабрика технических бумаг «Октябрь») и другие. По словам генерального директора Ortiga Development Станислава Куликова, Басманный район сегодня активно застраивается.
«Мы видим, что в последнее время локация сильно оживилась, и рады быть частью развития городской среды. Архитектура района органично сочетает историческую застройку с современными проектами, одним из которых будет наш бизнес-центр, призванный стать новой точкой притяжения», — рассказал Станислав Куликов.
Офисный центр Rail.A, Москва
Rail.A станет одним из первых новых высококачественных офисных объектов за последние десять лет в этой локации. Конструкция здания будет соразмерна окружающей застройке и продолжит тенденцию «брутальности» района. Концепция тесно связана с железнодорожной эстетикой, это продиктовано и близким расположением бизнес-центра к железной дороге. Офис строят на участке между МЦД-3 и Переведеновским переулком, со стороны которого расположатся главный вход и въезд в паркинг. В пешей доступности находятся станции метро «Электрозаводская» и «Бауманская», чуть дальше — площадь трех вокзалов.
Офисный центр Rail.A, Москва
По задумке архитекторов, плавные углы верхней части здания повторяют формы вагонов, а отделка панелями из алюминиевых ребристых панелей поддерживает этот образ. В то же время панорамное остекление, присущее стилю биотек, выходит не на городскую улицу, а на проходящие напротив железнодорожные пути. У трех других сторон будет витражное остекление высотой 2 м с металлическими элементами. Таким образом, будет соблюдено главное правило бионического стиля — здание максимально гармонично вписывается в окружающий городской ландшафт и продолжает его.
«Мы ведем тщательный авторский надзор над созданием проекта и видим, что облик офисного центра получается именно таким, каким мы его задумали, — отмечает Алексей Ильин. — При разработке своих проектов мы всегда придерживаемся сквозного дизайна — все части проекта от фасада до интерьера подчинены единой концепции. В Rail.A благодаря рациональному размещению несущих колонн и отсутствию сплошных несущих стен внутреннее пространство здания отлично освещено, а ленты прозрачного остекления прерывают лишь небольшие участки стемалитного остекления фасада, что создает лаконичный и динамичный облик».
Внутренний интерьер бизнес-центра тоже сохраняет связь с индустриальных вайбом. Сдержанная палитра и сочетание разных фактур в виде бетона, металла и дерева, а также фирменный синий цвет бизнес-центра подчеркивают стильный и современный характер проекта. В самих офисных помещениях предусмотрена возможность гибкой планировки.
Центр исполнительских искусств «Эспланада», Сингапур
Центр исполнительских искусств «Эспланада», Сингапур
Образцом архитектурной бионики считается центр исполнительских искусств «Эспланада» на побережье бухты Марина Бэй в Сингапуре. Спроектировали его архбюро DP Architects (DPA) и Michael Sparkle & Partners (MWP), а открыт он был в 2002 году.
Здание выполнено в форме двух стеклянных полусфер, фасады которых покрытых тысячами треугольных алюминиевых козырьков. Местные жители называют здание «дурианом», игольчатую форму которого он напоминает. При проектировании центра искусств использовались другие принципы архитектурной бионики, например естественная вентиляция и затенение, что способствует повышению энергоэффективности.
«Эспланада» состоит двух площадок — театра и концертного зала, соединенных в фойе, где располагается главный вход. В корпусах есть творческие студии, публичная библиотека, кафе и конференц-зал. В концертном зале же установлена одна из лучших акустических систем в мире. Звук регулируют три акустических навеса, 58 бетонных акустических дверей, которые соединены с камерами реверберации. Двери открываются и закрываются, таким образом меняя тон звучания.
Небоскреб Aqua Tower, Чикаго
Небоскреб Aqua Tower, Чикаго
Еще одним ярким примером стиля биотек выступает многофункциональный небоскреб Aqua Tower в Чикаго. Он был построен в 2006–2009 годах по проекту Studio Gang Architects и Джинн Ганг. Высота 87-этажной башни составляет 262 м. При создании небоскреба архитекторы вдохновлялись природой и особенностями рельефа района Больших озер. Там часто можно встретить выходы известняка на поверхность, образ которых лег в основу проекта.
Необычный фасад здания создает силуэт волны и напоминает гигантский водопад или складки ткани. Такой эффект достигается благодаря монолитным плитам, вписанным в прямоугольник, которые выступают за контур здания и образуют неровную поверхность. Помимо эстетической функции, эти плиты выполняют роль основания балконов. Последние же создают тень в помещении, которое находится под ним.
В здании расположены отель, кафе и квартиры, а на крыше находятся один из самых больших «висячих садов» в Чикаго, бассейн и зона отдыха.
Пекинский национальный стадион
Пекинский национальный стадион
Говоря об архитектурном стиле биотек, нельзя не упомянуть о национальном стадионе в Пекине, который в народе назвали «птичьим гнездом». Здание построили к летней Олимпиаде-2008 по проекту швейцарского архитектурного бюро Herzog & de Meuron Architekten.
Стадион состоит из внешнего стального каркаса, бетонной чаши и 24 ферменных колонн, которые ее поддерживают. Эффект «гнезда» создают переплетения изогнутых металлических прутьев, которые заменяют стены. А вместо крыши в верхней части стальной конструкции натянута прозрачная водонепроницаемая пленка, которая пропускает солнечный свет.
Поскольку стадион построен в районе с высокой тектонической активностью, была разработана особая сталь с почти полным отсутствием примесей. В результате стальной каркас не только сделал здание более устойчивым, но и позволил отказаться от общей системы вентиляции.
Трибуны стадиона, способные вместить до 80 тыс. человек, устроены таким образом, что все происходящее на поле видно с любого места. Сегодня объект используется для проведения спортивных мероприятий, концертов и фестивалей.