От типовых зданий до удобных пространств: как изменилась московская школа

. 35 лет, три поколения выпускников и целая эпоха перемен
Обновлено 29 августа 2025, 14:18
Директор московской средней школы № 4 Тамара Майорова во время урока. 1991 год
Фото: Алексей Федосеев / РИА Новости

Директор московской средней школы № 4 Тамара Майорова во время урока. 1991 год

К 1 сентября в столице откроется 51 школьное здание по программе «Моя школа». Просторные атриумы, медиатеки и зоны отдыха с мягкой мебелью — подобные интерьеры в российских школах представить раньше было сложно. А какими были учебные корпуса до этого?

РБК Life вспомнил, как менялись школьные здания за последние десятилетия — от советских «коробок» до современных пространств для учебы и творчества.

Типовая советская школа

За последние полтора века отношение к образованию в России менялось множество раз — лишь к 1930-м власти поняли, что нужно не только унифицировать школьную программу, но и разработать типовые здания, в которых комфортно и, главное, эффективно могли обучаться дети. Одним из первых «школостроителей» Москвы стал архитектор Константин Джус-Даниленко, по проектам которого было построено несколько десятков образовательных учреждений.

В послевоенный период начали строить школьные здания архитектора Ларисы Степановой, узнаваемые и сегодня, — их фасады украшают барельефы известных писателей и фронтоны с открытой книгой. Однако уже в конце 1950-х здания стали упрощать и постепенно модернизировать. Так появились знаменитые школы-самолетики, где в одном корпусе расположены учебные классы, а в другом — столовая, актовый и спортивный залы. А затем и кольцевые школы проекта V-76. Последние же популярные советские типовые здания, V-79 и V-92, продолжали строиться вплоть до 2010-х и, конечно, уже не могли отвечать современным требованиям к полноценным и комфортным школьным зданиям.

Послетиповой период

1990-е стали переломным временем для московской школы. На фоне экономических и социальных изменений город сталкивался с новой реальностью: старые советские здания, пусть и привычные, уже не могли удовлетворять растущие образовательные потребности. На смену им начали приходить новые школы — более светлые, просторные, с измененной планировкой и попытками внедрить современные технологии.

Первые шаги были осторожными, но заметными. В школьных рекреациях появились удобные шкафчики и скамейки, в кабинетах — новые парты и учебное оборудование. Появлялись первые компьютерные классы, что в те годы казалось настоящей революцией. Школы пытались адаптироваться к требованиям времени: эксперименты с цветом и освещением, частичные перепланировки, создание небольших уголков для творческих занятий. Эти изменения были, конечно, далеко не идеальными, но они закладывали фундамент для дальнейшей модернизации.

Эти годы стали переходными: с одной стороны, старые типовые школы еще продолжали использоваться, с другой — появлялись новые проекты, которые учитывали изменяющиеся стандарты образования. Постсоветское строительство не только решало вопросы вместимости и безопасности, но и постепенно формировало понимание, что школа — это пространство, где должно быть удобно учиться, проводить эксперименты, заниматься спортом и творчеством.

Так постепенно возникло видение школы XXI века: светлое, комфортное, технологичное пространство, которое вдохновляет учеников. Именно из него выросла современная программа «Моя школа», которая сегодня кардинально меняет московские образовательные здания, превращая их в настоящие центры знаний, творчества и коммуникации.

«Образовательный объект — это центр новых знаний, новых подходов, новых идей. Традиционные методы уже не работают — нужно задействовать нелинейное комбинаторное мышление, нетрадиционное решение задач, что для нынешнего этапа развития человечества критически важно. Поэтому я считаю, что современный дизайн нацелен на решение именно этих задач», — подмечает Андрей Асадов, руководитель архитектурного бюро Asadov.

Программа «Моя школа»

С прошлого года в столице действует программа реконструкции «Моя школа» — уже к 1 сентября 2025 года в разных частях города откроется 51 обновленное здание. Чем же они отличаются от прежних, таких привычных старшим поколениям, школ?

Во-первых, это переработанные под современные требования стандарты. Во-вторых, это оснащение современной мебелью и оборудованием. В-третьих — обновленные пришкольные территории с современными спортивными площадками, включающие зоны для игры в футбол и волейбол, тренажеры, беговые дорожки, а также комплекс для сдачи нормативов «Готов к труду и обороне».

Все инновации, которые применены в рамках проекта, — результат совместного труда архитекторов, дизайнеров, проектировщиков, экспертов столичного департамента образования и науки, представителей школ и даже родителей с детьми.

«Программа «Моя школа» — это не просто ремонт или строительство новых зданий. Это создание принципиально новой образовательной экосистемы, где все элементы — от учебных кабинетов до рекреаций и спортивных залов — работают на одну цель: сделать процесс обучения эффективным и интересным для ребенка», — говорит Самира Караханова, директор ГБОУ Москвы «Образовательный центр «Протон».

Компьютеры, роботы и микроскопы

Долгие годы школьные кабинеты информатики ассоциировались со своего рода музеем компьютеров. А еще совсем недавно смартфоны некоторых учеников работали даже быстрее учебной техники. В обновленных школах, помимо современных компьютеров, в лабораторно-исследовательских комплексах есть наборы для сборки роботов, цифровые и стереоскопические микроскопы, 3D-принтеры, станки с ЧПУ (числовое программное управление) и другое оборудование для научных экспериментов и факультативных занятий.

Не обошли вниманием и кабинеты для предмета «Технология». Помещения оснащены современной кухней, на которой можно приготовить практически любое блюдо, а также швейными машинками.

Библиотека без границ

Сегодня школьная библиотека шагнула за рамки простого книгохранилища, где нужно было стоять в долгой очереди, чтобы получить заветный учебник. Теперь учреждения оборудованы современными медиатеками с комфортными зонами, где можно не только уединиться с книгой, но также проводить тематические групповые занятия. Книжные стеллажи организованы по тематическим блокам, а специальная панель «Московская электронная школа» позволяет проводить здесь интерактивные уроки.

Продолжением медиатек стали рекреации, оборудованные на каждом этаже. Там размещена мягкая удобная и долговечная мебель, питьевые фонтанчики, шкафчики для индивидуального хранения вещей, а на подоконниках уже лежат подушки — теперь больше никто не скажет: «Сидеть на подоконниках нельзя!» Здесь же в неформальной обстановке можно будет проводить родительские собрания и открытые лекции. Но и это далеко не всё.

«К примеру, раньше школьные туалеты были больной темой, и мы подошли к ее решению комплексно. Теперь это просторные, светлые санузлы, разделенные на зоны с индивидуальными кабинками и современной вентиляцией», — говорит Самира Караханова. Директор подчеркивает, что принципиально важно обеспечение полной визуальной изоляции и комфорта для детей.

Еще одна инновация — актовые залы. Вместо бесконечного зала, на галерке которого некоторые ученики могли и вздремнуть, появились многофункциональные многосветные пространства, которые выполняют функции театра, конференц-холла и лектория. По словам Андрея Асадова, ученики из разных классов могут собираться там как на регулярные мероприятия, так и просто во время переменок, находясь на подобии городской площади. «В моем понимании современная концепция школы — это модель города. В ней ученики — городские жители, которые обретают навыки социального взаимодействия и общения», — добавляет Асадов.

Гуляем по школе

Побывать в обновленных школах могут не только ученики, но и их родители, друзья, да и вообще любой желающий. Для этого до 30 августа там проводят экскурсии для всех вне зависимости от места проживания. Во время ознакомительного тура можно увидеть все новые функциональные пространства — от лабораторно-исследовательских комплексов и учебных кабинетов до медиатек. Также гостей познакомят со школьными обеденными залами, которые стали больше похожи на городские кафе, и спортивными залами, оборудованными по профессиональным стандартам, с гимнастическими снарядами, степ-платформами и прочим оборудованием. Кстати, в рамках прогулки учителя физкультуры проведут тренировки, а специалисты Городского психолого-педагогического центра столичного департамента образования и науки города Москвы — лекции и консультации для родителей.

Эти экскурсии позволяют понять, как меняется сам подход к обучению: школа превращается в среду, где каждая деталь поддерживает развитие ребенка, будь то физическое здоровье, творческие способности или интеллектуальный потенциал. Уютные уголки для чтения и групповой работы, медиатеки вместо традиционных библиотек, лабораторно-исследовательские комплексы для экспериментов — все это создает ощущение, что школа становится местом вдохновения, а не просто обязательной остановкой на пути знаний. Самира Караханова подчеркивает, что о проекте уже есть первые отзывы. Например, маленькие экскурсанты чаще всего отмечают именно комфорт и технологичность. Им нравятся яркие пространства, современное оборудование, которое делает уроки динамичнее. Родители же в первую очередь обращают внимание на безопасность и открытость. Им важно, что школа стала пространством, где созданы все условия не только для учебы, но и для гармоничного развития их детей.

Как ранее сообщила заммэра Анастасия Ракова, экскурсии в субботу можно посетить с 10:00 до 16:00. Для этого необходима предварительная регистрация.

Поделиться