Человек, который переодел мир: чем нам запомнится Джорджо Армани

. Итальянский модельер умер в возрасте 91 года

Чем нам запомнится Джорджо Армани и как он переодел весь мир

Обновлено 05 сентября 2025, 08:33
Джорджо Армани, 1988 год
Фото: Barbara Rombi Serra / Mondadori Portfolio via Getty Images

Джорджо Армани, 1988 год

Он тот самый дизайнер, которому удалось невозможное: трансформировать высокую моду в язык повседневной жизни. Костюмы Джорджо Армани изменили правила игры, его подход к стилю подарил нам power dressing, а эстетика бренда стала синонимом сдержанной роскоши.

РБК Life разбирается, за что мир будет помнить Армани и почему его наследие невозможно стереть.

Мода редко бывает демократичной, а особенно — мода прошлого столетия. Она создавалась для узкого круга и уже потом — медленно просачивалась в повседневность. Но Джорджо Армани оказался исключением. Когда в 1970-х он основал собственный бренд, мало кто верил, что сдержанная эстетика сможет соперничать с яркостью Версаче или театральностью Мюглера. Но именно Армани стал дизайнером, который изменил саму философию одежды: он подарил женщинам и мужчинам новый костюм, подкинул миру идею кэжуал шика, ввел моду на минимализм задолго до того, как это стало трендом, и создал одежду, которая была одновременно модной и удобной.

Сегодня, когда мы слышим «Армани», в воображении возникает не просто человек или бренд, а целая система ценностей: свобода, уверенность, чистота линии, комфорт и респектабельность без кричащих деталей. Но за этой «простотой» стоят изобретения, которые незаметно встроились в жизнь миллионов людей, казалось бы далеких от моды, и изменили наше представление о том, как может выглядеть повседневная элегантность.

Вот чем нам запомнится Джорджо Армани и как его идеи проникли в жизнь людей, которые едва ли волнуются о трендах.

Мягкий костюм: революция против жестких правил

Главное изобретение Армани — «мягкий» пиджак. В 1980-х он буквально освободил мужской и женский костюм от грубых конструкций: убрал жесткие подплечники, облегчил ткань, сделал линию кроя свободной и естественной. В результате костюм перестал быть символом формальности и стал одеждой для жизни.

Это решение мгновенно изменило гардеробы: мужчины начали носить костюмы каждый день, а женщины получили в руки новый инструмент пауэр дрессинг (power dressing — стиль одежды, с помощью которого женщины заявили о себе в деловом мире. Его основа — костюмы с широкими плечами, четкими линиями и строгим кроем, которые женщины стали носить наравне с мужчинами, ведь именно они символизировали силу, уверенность и карьерный успех — мягкий пиджак поверх блузки или даже майки, который выглядел уверенно, но не лишал комфорта.
Понадобилось немало времени, чтобы мы стали носить пиджак с кроссовками и майками-алкоголичками, и считать это абсолютно нормальным, но запустил этот процесс именно Армани.

Пауэр дрессинг от Армани

Если в 1970-е женская мода колебалась между сексуальностью диско и романтизмом бохо, то Армани предложил иной путь: сдержанная женственность через силу силуэта. Его костюмы стали символом новой женщины в бизнесе — сильной, но не копирующей мужскую одежду, а адаптирующей ее под себя.

Эта философия во многом определила лицо 1980-х: героини фильмов и сериалов носили костюмы от Armani, а миллионы женщин по всему миру примеряли их аналоги, ощущая, что одежда способна менять ощущение собственной значимости. Получается, тому, что сейчас чуть ли не у каждой в гардеробе найдется хотя бы один брючный костюм, мы тоже обязаны Джорджо Армани — как и тому, что теперь эти костюмы делают так, чтобы они украшали женскую фигуру.

Кэжуал шик: роскошь простоты

До Армани роскошь почти всегда ассоциировалась с блеском, яркими тканями и драматизмом. Тогда никому и в голову бы не пришло размышлять о феномене «тихой роскоши» или одежде в стиле old money в том же ключе, что и сейчас, ведь до социальных сетей и эпохи инфлюенсеров мода развивалась совсем иначе.

Дизайнер же сделал акцент на минимализме и натуральных оттенках — сером, бежевом, песочном. Вещи выглядели нейтрально, но именно в этом и заключалась их сила: они сочетались между собой, давали ощущение свободы и универсальности.

Сегодня это кажется нормой, но именно Армани первым сделал «невидимую роскошь» новым языком моды.

Одежда вне подиума: красные дорожки и кино

Армани был одним из первых дизайнеров, кто всерьез сделал ставку на Голливуд. Его костюмы носил Ричард Гир в «Американском жиголо», и именно после этой пленки они оба стали по-настоящему известны. Фильм и вовсе называют «очень длинным видеокампейном итальянского бренда» — тогда еще мало кому известного. Не забываем и про Дэниела Крейга в роли Джеймса Бонда — безупречные жакеты Armani украшают его в части «Казино рояль».

Но самое важное — он стал пионером red carpet fashion, создав особое направление в моде: платья для ковровых дорожек. Сегодня это индустрия миллиардного масштаба, а в 1980-е именно Джорджо первым превратил ковровую дорожку в глобальный подиум. Да, примерить подобные наряды приходится не каждой, но все мы любим посмотреть, что же звезды выбрали для выхода — и без участия кутюрье это было бы совсем не так любопытно.

Доступная роскошь: Emporio Armani и Armani Exchange

Джорджо Армани одним из первых осознал, что бренд может существовать на разных уровнях. В 1981 году он запустил Emporio Armani — более демократичную линию, которая сделала его эстетику доступной широкому кругу покупателей. Позже появилась еще более молодежная и недорогая линия Armani Exchange.

Эта многоуровневая система сейчас кажется привычной, но именно Армани был одним из первых, кто ее внедрил, фактически изобретя концепцию «доступной роскоши», которая сегодня лежит в основе работы и заработка большинства модных домов.

Армани не просто создавал одежду — он изменил наше понимание того, как мы можем выглядеть в повседневности, сделав стиль частью жизни, а не только подиума. И, пожалуй, именно за это его и будут помнить: за способность говорить языком простоты, которая на самом деле сложнее любой вычурной моды.

От врача до кутюрье

Кстати, Джорджо Армани — один из тех дизайнеров, чья биография почти сама по себе иллюстрирует феномен итальянской моды. В юности он вовсе не мечтал о модных показах: Армани поступил в университет, чтобы изучать медицину, и несколько лет провел на лекциях по анатомии и хирургии. Однако очень быстро стало ясно, что белый халат и скальпель не его призвание.

Он бросил университет и отправился служить в армию, а после демобилизации устроился в универмаг La Rinascente в Милане. Там Армани работал оформителем витрин и ассистентом закупщика — именно в этот момент он впервые соприкоснулся с одеждой не как с повседневной вещью, а как с системой стиля и коммуникации.

Его внимание к деталям и врожденное чувство гармонии позволили заметить его в модной индустрии. Армани начал сотрудничать с домом Nino Cerruti, где создавал мужские костюмы, а позже решился на собственное дело. Этот путь — от будущего врача до архитектора современного костюма — делает его фигуру особенно интересной. Армани не пришел в моду из художественных академий или семейных ателье, он буквально «переизобрел» себя и доказал, что стиль можно создавать не из традиции, а из наблюдательности, опыта и внутреннего чувства времени.

Поделиться
Авторы
Теги
Вас может заинтересовать