Чудовищное кино: в прокат вышел «Токсичный мститель»

. Звезда «Игры престолов» падает в бочку с химикатами и становится героем

В прокат вышел «Токсичный мститель»: зачем смотреть это кино

Обновлено 05 сентября 2025, 11:02
Питер Динклэйдж умрет и воскреснет в «Токсичном мстителе»
Фото: Troma Films, Legendary Pictures

Питер Динклэйдж умрет и воскреснет в «Токсичном мстителе»

В российских кинотеатрах идет опасное для зрителей с хрупким эстетическим вкусом кино: «Токсичный мститель». В нем Тирион из «Игры престолов» (Питер Динклэйдж) становится уродливым супергероем, упав в бочку с токсичными отходами, и спасает город Тромавилль от не менее уродливых корпораций. Акты освобождения сопровождаются оторванными конечностями, раскуроченными черепами, постмодернистским юмором и социальным комментарием.

«Токсичный мститель» — это перезапуск франшизы от студии треш-кино Troma, выходившей в середине 1980-х. Визуал в фильме не для слабонервных, но, если морально подготовиться заранее, можно даже получить удовольствие от просмотра.

Герой Питера Динклэйджа, Уинстон, — уборщик разной ядовитой дряни на производстве фармкорпорации, которая «кормит» весь город. Это типичный «маленький человек». В извращенной реальности Troma он еще и физически маленький — у актера дварфизм.

Зато проблемы у него очень большие: испорченное вредной работой здоровье, пасынок-подросток с тяжелым периодом в жизни (его играет 18-летний Джейкоб Тремблей), безденежье, бессилие, бесперспективность. Страховая по какой-то абсурдной причине не намерена оплачивать ему извлечение опухоли мозга, и в отчаянии он идет прямиком к главе корпорации, Бобу Гарбинджеру (Кевин Бейкон), просить денег за выслугу лет. «Я заболел, понимаете», — мямлит он в чеховских интонациях посреди пышного банкета, и получает искомый ответ. Помощь прибудет, своих не бросаем. Разумеется, обнаглевшие бизнес-воротилы и знать ничего не хотят о трудностях простых смертных, пока они не мешают им покупать то, что им впаривают.

Сюжет не пытается держать интригу: неприятности нанизываются на судьбу Уинстона так же легко, как бусины на нить. Еще и стремительно — продолжение вечера заканчивается трагедией, после которой герой чудесным (и довольно болезненным) образом перерождается из твари дрожащей в того, кто право имеет.

Фильм снимал настоящий фанат проектов Troma. Режиссер Мэйкон Блэр смотрел все фильмы и анимационный сериал о Токсичном мстителе, так что, когда сценарий наконец-то запустили в производство после десятилетнего простоя (на фоне бушевавших тогда марвеловских кинокомиксов «Токсичного мстителя» чуть ли не подписывали под детский рейтинг PG-13), он вернул проекту чумовую дерзость B-movie 1980-х, малопригодную для семейного просмотра. Ранее эксперимент Prime Video и Эрика Крипке с сериалом «Пацаны» доказал, что аудитория не против издевок над напыщенным благородством классических супергероев. «Токсичный мститель» 2025 года отлично вписывается в тренд на деконструкцию.

Структура фильма выстроена на шаблонах кинокомиксов, где в качестве двигателя — путь героя, как правило, неудачника (стеб над «Человеком-пауком» в этом случае — коронный номер программы). Сперва он сталкивается с банальными вызовами (это, как правило, буллинг в школе / на работе, надоедливая опека родителей / отстраненность взрослеющего ребенка, невзаимная влюбленность / долги и нищета), а потом и с глобальными (противостояние катаклизму, чрезвычайному происшествию или наглому злодею), потому что с большой силой приходит большая ответственность.

Тут стоит оговориться, что изначально герой «Токсичного мстителя» был подростком, но с 1980-х эта концепция трансформировалась — повзрослела вместе со зрителем. Так что Уинстон — это взрослый человек возраста 40+ с проблемами тинейджера, что делает сюжет еще абсурднее. Максимализм украшает и главного злодея — жадюгу-бизнесмена Боба Гарбинджера, сыгранного Бейконом в гомерической манере. Его монструозное нутро постепенно вылезает наружу и уродует его похлеще, чем токсичная жижа изуродовала Уинстона.

Полутонов тут нет и быть не может: бесстыжий юмор бескомпромиссно разграничивает «плохих» и «хороших» и стирает саму возможность экзистенциальной рефлексии, душевных метаний и морального выбора. Все зрелище — это замкнутый во вселенной Troma анти-артхаус, аморальный постмодерн на максималках, презирающий все, что было создано и кем-то любимо до, но эксплуатирующий эффективные механики.

Так вечный Фродо Бэггинс — актер Элайджа Вуд — является здесь лысеющим голлумоподобным хромоножкой, который обязательно произнесет «Моя прелесссть» (пусть и в дублированной версии); террористическая группировка, захватившая дайнер с жующими обывателями, прочтет манифест против разгулявшейся в мире «америкафобии»; наживший состояние на человеческих страданиях бизнесмен будет помешан на вечной молодости… Хотя это уже не постмодерн, а сатира.

«Токсичный мститель» увидел свет еще в 2023 году как фильм открытия фестиваля Fantastic Fest. После прокатился по другим смотрам, достигнув к 2025 году Эдинбургского международного кинофестиваля. Но зрительской премьере и последующему прокату мешали проблемы с поиском дистрибьютора: у фильма сложилась репутация «непригодного для релиза» из-за демонстрации насилия и жестокости.

За последние десять лет подобный контент рассредоточился по стримингам, обрел приватность домашнего просмотра, где позволено многое без ущерба для кассовых сборов. Кинотеатральные новинки более осторожны со зрителем, и «Токсичный мститель» своей контрастностью проявляет, насколько именно. Фильм оправдывает и свое название, и содержание, а высокие рейтинги оправдывают его существование.

Поделиться