Кино на выходные: мокьюментари-комедия «Олдскул» с Марией Ароновой

. Смешной ситком про математичку «старой школы» в дивном новом мире

Вышла мокьюментари-комедия «Олдскул» с Марией Ароновой: зачем ее смотреть

Обновлено 07 сентября 2025, 06:00
Мария Аронова в роли учительницы математики в ситкоме «Олдскул»
Фото: Онлайн-кинотеатр START

Мария Аронова в роли учительницы математики в ситкоме «Олдскул»

В онлайн-кинотеатрах Start и Premier с 1 сентября выходит новый проект про школу в жанре комедийного мокьюментари. Поклонники «Офиса» или «Реальных упырей» сразу узнают все составляющие: съемка на ручные камеры, забавные мизансцены, имитация документальной съемки, гротескные образы, слом четвертой стены и так далее. Место действия — школа для привилегированных детей. Главных героев — целый ансамбль под руководством блистательной Марии Ароновой.

РБК Life посмотрел первые эпизоды и считает, что пропускать «Олдскул» — значит, портить себе четверть.

Автора идеи «Олдскула» Алексея Ляпичева («Физрук», «Контейнер») можно было бы попросить: «Только не списывай точь-в-точь». Но он справился без нас, и это привело к появлению на отечественных стримингах неплохой альтернативы стерильным телевизионным ситкомам на тему образования.

Мокьюментари-комедию показали на фестивале «Пилот» в Иваново и там же выдали сразу два приза — от прессы и зрителей. За легкой тональностью «Олдскул» прячет социальный комментарий, семейную драму и тонкие остроты, которые достаются как винтикам образовательной системы, так и тем, кто находится от нее на безопасном расстоянии.

По сюжету заслуженный педагог СССР, математичка Мария Павловна (Аронова), внушающая ужас и трепет своим подопечным, оказывается в школе для богатеньких детей, где учителя ходят по струнке, поощряя нерадивых оболтусов грамотами и кубками за любой чих. Завязкой служат семейные обстоятельства: Марию Павловну из привычного общеобразовательного учреждения «для всех» в элитное переманивает зять (Роман Маякин). Ему нужно, чтобы с его дочерью (Таисья Калинина) занимался математикой настоящий профи.

Однако внучка 10 лет не видела бабушку, потому что с той не общается дочка (Надежда Жарычева) — строгая чиновница с тревожным расстройством и страстью к интригам. Причины семейной трагедии вроде бы на поверхности: у Марии Павловны невыносимый характер, жесткие меры и советское воспитание, которое растило исключительно героев — космонавтов, хирургов, директоров. Она не признает депрессию, панические атаки и вообще какие-либо «слабости», но быстро испытывает и то, и другое и третье уже в первом эпизоде, попадая на учет к психиатру.

«Олдскул» стоит на трех китах: самоиронии, сарказме и буффонаде. Школьные будни, пусть даже в не обычной ГБОУ СОШ, а в прогрессивной (где есть столовая с бесплатными деликатесами разных кухонь мира и нет звонков и плохих оценок), показаны довольно точно, отчего юмор порой горчит.

Подобострастие учителей перед системой (будь то спущенные сверху правила или ужас перед отдельно взятым попечителем), страх перегнуть палку в процессе обучения и получить штраф или выговор, балансирование в токсичной среде, навязывание технологий (героиня Ароновой смешно шутит про куар-коды, которыми ее достают с первой минуты в учительской) — все это мелькает в сюжете, который при этом не претендует на глубоководное погружение зрителя в школьную хтонь.

Актерский ансамбль раскрывается постепенно, в каждом новом эпизоде «зажигая» своих героев и добавляя новых. Со второго эпизода солировать начинает директор (Павел Савинков), напоминая персонажа Стива Карелла из «Офиса», затем и Жарычева (дочь Марии Павловны), за ними — повернутый на конспирологии завхоз (Игорь Хрипунов) и тщеславный историк (Сергей Беляев). Вокруг героини Марии Ароновой образуется «фан-клуб» — учитель английского, серб Боян (его играет американец Дэниел Барнс), скромняга-куратор Даня (Евгений Михеев), биологичка (Анастасия Кипина) и, конечно же, внучка. Появление Ефима Шифрина в роли слесаря на пенсии, увлеченного съемками в массовке дневных телешоу, — отдельное удовольствие.

Хмурая, непробиваемая тиранша с 35-летним опытом педагогического «насилия», Мария Павловна в исполнении Ароновой — и пародия, и ода российской педагогике, а также ее способности выживать и трансформироваться в меняющемся мире. Там, где приходится сталкиваться с неизвестностью, нужно опираться на опыт, что математичка и делает. К счастью, он у нее универсальный — подходящий и к «осознанным», и к толерантным, и к терапевтированным. И тем более к избалованным.

Ее учительская роль — не единственная в сюжете; персонаж раскрывается со всех сторон и во всех возможных для ее типажа обстоятельствах и обстановках. Так очень быстро выясняется, что Мария Павловна отнюдь не деспот, а хлебосольная хозяйка, которая рада угостить пирогами. Да и баловни-школьники отнюдь не безнадежны, а действительно талантливы. Конфликт олдскула с новой школой вполне поддается решению с взаимным уважением. Методы воспитания космонавтов, хирургов и директоров могут смягчаться, но методы воспитания личности должны оставаться незыблемыми.

Поделиться