Черные зубы и волосы предков: 10 удивительных «стандартов» красоты
. Связанные с внешностью обычаи разнятся в зависимости от эпохи и региона
Представления о красоте изменчивы — в разных культурах и в разные времена действуют подчас столь непохожие «стандарты». Рассказываем об удивительных традициях, приемах и обычаях, связанных с внешностью: где создают головные уборы из волос предков, зачем чернят зубы и почему от белил в эпоху Ренессанса выпадали волосы.
Головные уборы из волос предков
Представительница народа мяо (юг Китая)
Представительницы народа мяо (юг Китая) надевают головные уборы, созданные изо льна, шерсти и волос их предков, которые наматывают на рога животных или специальные деревянные клипсы. Прикрепляют конструкции к волосам. Часто такие «парики» передаются от матери к дочери. Сейчас подобные головные уборы носят по особым случаям, чтобы почтить память предков и сохранить традиции.
Пластина для губы
Представительница народа мурси (Эфиопия)
Одна из отличительных черт представителей народа мурси (Эфиопия). В возрасте 15–16 лет мать или другая женщина разрезает девочке нижнюю губу и помещает в разрез деревянную пробку. Разрез заживает в течение месяцев трех, у мурси даже есть растительные мази для облегчения заживания. Впоследствии разрез растягивают — некоторые женщины носят пластины для губы диаметром 12 см и более.
Из-за пластины произношение звука [с] смягчается, при этом в целом такая трансформация не влияет на способность женщин говорить и петь.
Как подчеркивают в Даремском университете, у девочек есть возможность отказаться от подобной практики — они все равно могут выйти замуж и родить и детей. Прибегнуть к трансформации представительницы мурси способны и в более зрелом возрасте, уже после рождения одного или двух детей.
Есть несколько гипотез, почему мурси практикуют подобные трансформации. Согласно одной из них, губы девочек намеренно растягивали, чтобы сделать их менее привлекательными для работорговцев. Но сами мурси такого объяснения не предлагают, к тому же аналогичные практики есть и в других регионах. Например, в Бразилии пластины для губы носят пожилые мужчины народа каяпо.
Чернение зубов
Представительница народа тай лу (Вьетнам)
Чернение зубов веками практиковали представители разных культур, жившие на территории разных стран — Китая, Японии, Таиланда, Вьетнама, в районах на севере Перу и в Эквадоре. В Японии такая традиция называется «охагуро», там зубы чернили с XI века, используя для этих целей рецепт со стружкой железа и уксусом в составе.
Во Вьетнаме традиция известна как nhuộm răng đen, отследить ее можно до эры королей Хунгов (2879–258 годы до н.э.). Вьетнамско-канадский архивист Ленора Хунк уточняет, практика была духовной, считалось, что так можно защитить человека от воздействия сверхъестественных существ: белые зубы ассоциировались с нечистью и представителями подземного мира. Составы для чернения варьировались — к примеру, в них могли быть древесный уголь и воск.
В XX веке практика стала угасать, но все же в некоторых районах пожилые женщины не отказались от подобной традиции. Дань уважения наследию и своей семье отдала певица Sailorr — она надевает черные грилзы, чернение зубов практикует ее бабушка. Исполнительница живет в США, но у нее вьетнамские корни.
Носовые пробки
Представительница народа апатани (Индия)
Такие деревянные пробки называют Yaping Hullo. На модификации шли женщины народа апатани, проживающего в долине Зиро (Индия, штат Аруначал-Прадеш). Традиция передавалась из поколения в поколение, но в 1970-е годы правительство запретило ее, так что сейчас с носовыми пробками можно встретить в основном пожилых женщин.
Считается, что носовые пробки и татуировки на лице женщин апатани стали делать, чтобы защитить их от захватчиков. Но со временем следование традиции стало символом красоты и самобытности культуры.
Татуировки на подбородках
Представительница народа маори (Новая Зеландия)
Искусство нанесения татуировки на лицо у маори (Новая Зеландия) называется «моко канохи». Символы, которые наносят женщинам маори на подбородки известны как «моко кауаэ».
Маорийские татуировки рассказывают о предках, достижениях, обязательствах и месте в семье. Практика переживает ренессанс. Возрождение традиции — больше чем просто эстетика, убежден тату-мастер Моконуи-а-ранги Смит, это способ вернуть утраченные во времена колонизации черты самобытности коренных народов. В наши дни маорийская татуировка, по мнению Смита, форма деколонизации.
Блогер Линия Морсеу-Тол нанесла на подбородок моко кауаэ, когда ей было 27 лет. Этот опыт она сравнила с перерождением: девушка почувствовала себя новой маорийской женщиной — wahine. Каждая моко кауаэ уникальна, такие татуировки нельзя заслужить, они даются по праву рождения, носить их могут только женщины-маори, уточняет Морсеу-Тол.
Вытягивание шеи
Представительницы народа падаунг
Примерно в пять лет девочкам народа падаунг (известен и как каян, в конце XX века многие каяны бежали из Бирмы в Таиланд) надевают на шею небольшой обруч, со временем его заменяют на другой — с большим количеством звеньев, и так до замужества. Обручи так много весят, что с годами грудная клетка и ключицы девушек «сжимаются» в виде буквы V, из-за чего создается иллюзия длинной шеи. Если во взрослом возрасте снять обручи, то шея не сломается, тем не менее многие женщины предпочитают оставлять кольца: за годы ношения их шеи ослабли, покрылись синяками и побледнели.
Есть несколько гипотез возникновения обычая. Длинная шея могла служить признаком принадлежности к племени, в случае межплеменных войн сородичи могли бы выкупить женщину из плена. Еще одна версия: металлические кольца защищают от клыков тигров, которые обычно хватают жертву за шею. Кроме того, традиция может быть связана с тем, что каяны считают себя потомками Матери-Дракона, а кольца символизируют ее броню, способную исцелять и даровать счастье.
Ношение тяжелых обручей на шее, ногах и руках ограничивает подвижность женщин народа каян, так что бытовые обязанности и уход за детьми ложится на плечи мужчин. Женщины же занимаются музицированием и дрессировкой животных. При этом носить кольца на шее могут не все девочки, а только те, что появились на свет в благоприятные даты.
Бинтование ног
Результат бинтования ног (Китай)
Практиковалось в Китае с X века и до образования Китайской Народной Республики в 1949 году. С 4–6 лет (а иногда в три года или 12 лет) девочкам начинали бинтовать ноги, прижимая четыре маленьких пальца к ступне. Цель — придать ступне форму «золотого лотоса» размером 3 дюйма (7,62 см), достичь таких параметров мало кому удавалась.
Когда бинты снимали, ноги девочек очищали от омертвевшей кожи, засохшей крови и гноя. Бинтование могло привести к параличу, гангрене, образованию язв и даже смерти, но случаи с летальным исходом все же были редкостью.
Гипотез о появлении практики несколько. Согласно одной из них, бинтование ног связано с эротическим интересом мужчин к положению ног танцовщиц при дворе. Кроме того, бинтование рассматривали как обряд посвящения молодых девушек и подготовку к половому созреванию. Также считалось, что оно благотворно сказывается на фертильности, якобы из-за того, что кровь приливала к бедрам.
Высокие лбы
Портрет дамы в красном (1460–1470)
В эпоху Ренессанса люди верили в то, что внешность женщины должна отражать ее добродетели. Бледная кожа, длинная шея, светлые волосы — вот перечень прекрасных черт, приведенный в стихах Петрарки (1304–1374). Поэт упоминал еще одну примету красоты — высокий лоб. В строках Петрарки, посвященных музе — Лауре, лоб служил синонимом духовной красоты и чистоты.
Добиться желанной пропорции помогал пинцет. Выщипывать волоски по одному — занятие мучительно долгое, так что изобретались различные рецепты по эпиляции. Графиня Форли, бабушка Козимо Медичи Катерина Сфорца, в рукописи 1500 года поделилась рецептом под названием «Чтобы волосы выпадали и не возвращались». Его ингредиенты: яичные белки, мастика, свинец и кровь летучей мыши. Графиня уверяла, что волосы бесследно выпадут и лоб станет красивым. Как подчеркивает историк Марлиса ден Хартог, большинство рецептов по удалению волос были опасны, повторять их нельзя. По мнению Хартог, в эпоху Ренессанса были осведомлены об опасности подобных смесей. Например, в книге Пьетро Баиро «Секреты врачевания» сразу за рецептом по эпиляции шла заметка о том, что делать, если мазь сожгла кожу.
Токсичные белила
Девушка с белилами на лице
Свинец не только применяли при эпиляции, но и добавляли в белила. В XVI веке английские аристократы начали использовать белила со свинцом, чтобы кожа выглядела светлее. Рецепты были разными, так что уровень токсичности, вероятно, различался. Наиболее опасными считаются «венецианские белила», они даже попали в Книгу рекордов Гиннесса как самый токсичный макияж.
Популярные в Европе в XVI–XVIII веках «венецианские белила» представляли собой смесь свинцовых белил и уксуса, при этом свинец в большей мере попадал в организм, впитываясь через кожу. «Венецианские белила» создавали легкий эффект свечения на коже сродни современным консилерам.
Из-за воздействия свинца у поклонников «венецианских белил» могли выпадать зубы и волосы, появлялись язвы и шрамы на коже, раньше начинались проблемы с когнитивными способностями.
Красноватые кожа и волосы
Представительница племени химба (Намибия)
Женщины племени химба (Намибия) покрывают волосы и тело отджизе — смесью сливочного жира и красной охры, в которую иногда добавляют ароматные травы и смолы. Отджизе увлажняет кожу и защищает от солнца, а еще отпугивает комаров.
Пасту наносят каждый день. Кроме практического применения, у нее есть и символическое значение: красный цвет символизирует кровь, землю и жизнь, он считается духовным и священным. Химба верят, что все пронизано духовной жизнью, окрасить тело охрой — возможность соответствовать этой силе и способ почтить саму жизнь.