Индивидуальный итоговый проект: из чего он состоит и как его написать
. Правила оформления, защита и критерии оценивания
Итоговый индивидуальный проект — это учебная работа, которую ученик выполняет самостоятельно
Согласно Федеральному государственному стандарту (ФГОС), выполнение индивидуального проекта в школе — возможность оценить, как ученик освоил межпредметные навыки [1]. Проекты помогают школьникам самостоятельно ставить цели, планировать, чаще использовать коммуникацию и проявлять креативность. Они формируют навыки, которые важны как в учебе, так и в жизни. РБК Life рассказывает, как сделать и успешно защитить индивидуальный итоговый проект в старших классах.
Что такое индивидуальный проект
Итоговый индивидуальный проект (ИИП) — это учебная работа, которую ученик выполняет самостоятельно, чтобы показать полученные знания, умения и навыки. ИИП может быть связан с одним или несколькими предметами и направлен на решение учебной, исследовательской, творческой или социальной задачи [2]. Проект входит в систему оценки достижений основного общего образования [3]. Его выполнение занимает один или два года в рамках времени, выделенного учебным планом, защита обычно проходит в 9-м или 11-м классах [4].
Результатом ИИП может быть:
- макет;
- фильм;
- выставка;
- презентация;
- театральная постановка;
- учебное пособие;
- художественное произведение;
- организация праздника;
- аудиокнига;
- веб-сайт;
- газета;
- буклет;
- карта;
- квест;
- костюм;
- кроссворд;
- музыкальное произведение;
- плакат;
- сценарий;
- экскурсия;
- другой формат, подходящий для проекта.
Индивидуальный проект можно сделать в виде презентации
Виды индивидуальных проектов
Индивидуальный проект может быть разным — все зависит от целей ученика и выбранной темы. Кто-то исследует научную проблему, кто-то создает полезную вещь или социальную акцию, а кто-то выражает себя через творчество.
- Исследовательский. Ученик изучает проблему, собирает данные, анализирует их, доказывает или опровергает гипотезу. Итог такого исследования — научная работа, презентация или учебное пособие.
- Информационный (поисковый). Проект строится на сборе, анализе, обобщении и представлении информации о каком-либо объекте или явлении. Результатом часто становятся публикация, стенд, инфографика или сайт.
- Практико-ориентированный (прикладной). ИИП предполагает реальную практическую реализацию идеи, направленной на улучшение общества. В результате часто создаются полезные изделия или решения, применимые в быту.
- Творческий. Такой проект требует нестандартного, креативного подхода к оформлению и представлению результатов — это может быть стихотворение, рассказ, арт-объект или театрализованное представление.
- Игровой (ролевой). ИИП строится вокруг воссоздания сцен или ситуаций через игровые действия. Участники берут на себя роли, что помогает исследовать тему через инсценировки.
- Социальный. Ученик пробует решить актуальные проблемы социальной среды, например экологические или общественные. На выходе получается проект социального действия, акция, план решения проблемы.
- Инженерный. Проект связан с моделированием, разработкой конструкции или устройства, макета, адаптацией существующих изделий или созданием новых.
- Инновационный. ИИП сосредоточен на организационно-экономическом механизме внедрения новшеств или улучшений, например пути применения нового продукта или технологии [5].
Структура индивидуального проекта
Индивидуальный проект должен быть оформлен по определенным правилам. Важно учитывать как содержание, так и технические требования к работе. Ниже — основные разделы и рекомендации по их выполнению [6].
Титульный лист
На титульном листе указывают:
- название образовательной организации;
- тему проекта;
- фамилию, имя, отчество и класс ученика;
- фамилию, имя, отчество и должность руководителя;
- город;
- год написания.
Часто ученики неверно указывают название школы, не соблюдают правила оформления, нарушают единый стиль и используют разные шрифты. Это ошибки, которые по решению комиссии могут привести к снижению баллов.
Содержание
В содержании перечислите все заголовки индивидуального проекта и номера страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте работы. Например, если в содержании написано «Глава 2. Результаты исследования», то в тексте работы заголовок должен выглядеть так же, а не «Глава 2. Результаты» или «Результаты исследования». Слово «содержание» пишите прописными буквами, после него двоеточие не ставится.
Паспорт проекта
В паспорте содержатся краткие сведения о проекте:
- тема;
- цель;
- задачи;
- гипотеза (если есть);
- продукт (если есть);
- значимость.
Пишите емко и без лишних деталей — это визитная карточка работы, помогающая комиссии сразу понять содержание и важность работы.
Введение
Введение содержит:
- актуальность темы;
- цель;
- задачи;
- назначение проекта;
- объект и предмет;
- гипотезу;
- прогнозируемый результат;
- практическую значимость;
- новизну.
Избегайте общих фраз — лучше конкретно обосновать, почему выбрана именно эта тема и почему она актуальна для изучения.
Глава 1
В первой главе собрана теоретическая база работы: что уже изучено по теме, какие есть подходы и методы. Если проект исследовательский, опишите объект, предмет и методику исследования. Обязательно ставьте ссылки на используемые источники.
Глава 2
Во второй главе представлены собственные результаты ученика, описан процесс создания продукта или проведения исследования. Напишите итоговые выводы, доказательства, примеры, для исследовательских проектов — таблицы, схемы, графики и иллюстрации.
Заключение
В заключении сделайте общие выводы по проекту, дайте рекомендации, опишите перспективы продолжения работы. Здесь важно показать, достигли ли вы поставленных целей и решили ли задачи.
Список литературы
В списке укажите все источники, на которые есть ссылки в тексте. Оформление зависит от требований школы.
Приложение
В раздел помещают дополнительные материалы — фото, таблицы, опросники, схемы, чертежи. Они не входят в основной объем текста, но должны быть пронумерованы и подписаны.
Как написать индивидуальный проект
- Выберите тему. Подумайте, что вам интересно и что реально исследовать или создать.
- Составьте план проекта. Определите цели, задачи и ожидаемый результат.
- Разбейте проект на этапы. Нарисуйте схему или таблицу этапов, чтобы видеть ход работы.
- Соберите информацию. Используйте книги, статьи, интернет-ресурсы, опросы, эксперименты. Сразу записывайте источники, чтобы потом не забыть указать их в списке литературы. Проверяйте достоверность информации, особенно взятой из интернета.
- Проведите исследование или создайте продукт. Фиксируйте процесс и промежуточные результаты — это пригодится для отчета.
- Оформите текст проекта. Следуйте структуре, проверяйте орфографию, форматирование и нумерацию страниц.
- Напишите заключение. Подведите итоги, покажите, достигли ли цели, какие задачи выполнены. Дайте рекомендации или идеи для продолжения работы.
- Подготовьте презентацию. Отразите основные положения проекта, процесс работы, результаты. Добавьте фото, видео, графики или слайды с иллюстрациями. Помните, что презентация должна быть краткой и наглядной.
- Подготовьте речь. Отрепетируйте ее перед разными людьми — родителями, друзьями, учителями, чтобы не волноваться во время защиты.
Помните, что проект — задача с конечным результатом, со сроками, с ресурсами и возможностями, которые используются для достижения результата. Не менее важно учитывать риски, которые могут возникнуть на пути, оценивать силы и реально представлять сроки, а также заранее предусматривать возможные сложности.
В нашей школе важным принципом является выбор темы, которая по-настоящему интересна ученику, — та, что волнует, трогает, вызывает внутренний отклик. Это может быть то, что всегда хотелось попробовать, но не удавалось, либо тема, по которой возникает настоящий вопрос и желание разобраться. Проект позволяет реализовать навыки, возможности, идеи — не потому, что это нужно кому-то или полезно, а потому, что это действительно важно лично для ученика. Важно, чтобы он смог ответить на вопрос: «Какой ты видишь в проекте свой личный смысл?»

Оформление индивидуального проекта
Оформление работы зависит от требования школы, но есть и общие требования:
- объем текста — обычно от 15 до 30 страниц;
- формат А4;
- отступ слева — 3 см, сверху и снизу — 2 см, справа — 1,5 см;
- шрифт — Times New Roman, 14 пт;
- интервал — 1,5;
- абзац — 1,25 см;
- выравнивание текста — по ширине, заголовков — по центру;
- печать заголовков заглавными буквами, жирным шрифтом;
- нумерация страниц начинается с титульного (номер не ставится) [2].
Защита индивидуального проекта
Защита проекта — финальный этап работы, где ученик показывает результаты, делится процессом и демонстрирует достижения.
- Подготовьте презентацию. Включите ключевые моменты проекта: цель, задачи, методы, результаты, выводы. Используйте наглядные материалы: схемы, графики, фото, видео. Презентация должна быть краткой и понятной, поддерживать рассказ, а не перегружать аудиторию.
- Напишите речь. Пропишите структуру выступления. Не заучивайте текст дословно — лучше говорить своими словами, ориентируясь на слайды.
- Отрепетируйте выступление. Тренируйтесь соблюдать время, чтобы уложиться в лимит.
- Проверьте технические моменты. Убедитесь, что презентация работает на компьютере, все ссылки и видео воспроизводятся. При необходимости возьмите резервный носитель информации.
- Настройтесь психологически. Дышите глубоко, сохраняйте спокойствие и уверенность. Вспомните, что вы хорошо знаете материал и готовились.
Как настроиться на защиту проекта? Во‑первых, репетировать как можно больше — желательно хотя бы три-четыре раза перед разными слушателями, чтобы почувствовать себя уверенно и получить обратную связь. Во‑вторых, тщательно знать содержание своей презентации. Важно уметь рассказывать про каждый слайд своими словами, не заучивая текст дословно. Даже если текст на слайде есть, ваша цель — говорить уверенно и естественно, показывая, что вы полностью владеете материалом.

Для защиты проекта нужно подготовить презентацию
Примеры тем индивидуального проекта
Русский язык и литература
- Язык социальных сетей: как мемы влияют на речь подростков.
- Эмоциональная окраска слов: как музыка меняет восприятие текста.
- Психологический анализ современной детской литературы.
- Что читают герои романа «Преступление и наказание»?
- Читательское досье моего класса: анализ предпочтений.
Математика
- Авторские задачи: создание и решение.
- Аликвотные дроби: исследование свойств.
- Как изменить пространство без линейки?
- Бесконечный мир чисел: исследование бесконечности.
- Быстрый счет без калькулятора.
Биология и химия
- Зрительные иллюзии.
- Содержания антоцианов в разных плодах.
- Растительные масла: биохимический состав и влияние на здоровье человека.
- Антибиотики и здоровье человека.
- Определение качества воды методом биотестирования.
Информатика
- Методы обработки и передачи информации.
- Организация данных: разработка эффективных алгоритмов.
- Мир без интернета: анализ влияния отсутствия Сети.
- Вирусы и борьба с ними: создание антивирусной программы.
- Компьютерная игра для изучения дробей.
История и обществознание
- История моего города: люди, события и легенды через архивные материалы.
- Школьная жизнь в разные эпохи: сравнение XIX, XX и XXI веков.
- История моды: как одежда отражает эпоху и социальные изменения.
- Экологические инициативы нашего города: анализ и предложения.
- Исследуем привычки: как школьники принимают решения о покупке.
Частые вопросы
Что будет, если не сдать индивидуальный проект?
По современным ФГОС ученик обязательно должен выполнить проект до выпускного из средней общеобразовательной школы, а затем снова — в 10-м классе. Но на практике реализация отличается в разных образовательных учреждениях. Например, есть школы, где проект защищают в 8-м классе, а потом в 11-м классе. Поэтому индивидуальный проект необходимо сдать, чтобы получить аттестат, так как оценка за него указывается в документе.

В нашей школе проект состоит из трех этапов: планирование, реализация и рефлексия. Последний этап часто оказывается даже более значимым, чем достижение конкретного результата, потому что именно здесь ученик оценивает свой путь, ошибки и успехи. Это возможность оглянуться назад и проанализировать: как начинался проект, как он продвигался, где было сложно, а где все шло легко. Важно оценить, когда приходилось привлекать дополнительные ресурсы, а где возникали задержки. Этот анализ — широкий, глубокий, детальный и честный — является одним из ключевых результатов выполнения проекта. Таким образом, если задуманная цель не достигнута или продукт не создан, это не конец, а тоже результат. Появляется масса материала для анализа: почему проект не был завершен, что можно изменить в следующий раз, как выбрать тему, управлять ресурсами и временем на протяжении нескольких месяцев. Этот опыт помогает лучше понять себя, свои возможности и подход к работе.

В какой программе нужно делать индивидуальный проект?
Индивидуальный проект можно оформлять в любых привычных офисных программах, которые позволяют работать с текстом, таблицами, графиками и изображениями. Текстовая часть проекта чаще всего создается в Microsoft Word, Google Docs или «Яндекс Документах». Презентацию для защиты обычно делают в Microsoft PowerPoint или Google Slides. Дополнительные материалы (графики, схемы, фотографии, видео) можно создавать в Excel, Google Sheets, графических редакторах или видеоредакторах. Главное — чтобы файл был удобен для чтения и демонстрации, соответствовал требованиям школы и легко открывался на компьютере для защиты.
Есть ли ограничения по формату работы?
Ограничения есть, но они во многом зависят от требований школы. Чаще всего индивидуальный проект представляет собой презентацию с докладом. Однако иногда ребята могут делать и видео, и фотопроект, и какой-то другой формат. Так как мой профиль — химия и биология, мои ученики в основном делают исследовательские проекты. Ребята изучают что-то, проводят эксперименты и пытаются получить новые знания на основе своих исследований. Но иногда результаты превращаются в комиксы, настольные игры или другие продукты — зависит от фантазии ребенка.

В нашей школе проекты можно делать в любом формате. Например, ученики создавали сайт по истории архитектуры, бот по профориентации, курс лекций для сообщества школы по теме «Расстройство пищевого поведения». Это то, что интересно ребятам, что волнует непосредственно их, они выступают с инициативой и реализуют такой проект.

Главное об индивидуальном проекте
- Индивидуальный проект является частью оценки метапредметных результатов по ФГОС и выполняется в 8–11-х классах, демонстрируя знания, умения и навыки ученика.
- Цель проекта — развитие самостоятельности, постановки целей, планирования, коммуникации и креативности; формирование навыков, полезных в учебе и жизни.
- Виды проектов: исследовательский, информационный, практико-ориентированный, творческий, игровой, социальный, инженерный, инновационный — выбор зависит от интересов и целей ученика.
- Результаты проекта: макет, фильм, презентация, выставка, учебное пособие, веб-сайт, игра, акция, бот, музыкальное произведение и другие форматы.
- Структура ИИП: титульный лист, содержание, паспорт проекта, введение, главы с теорией и результатами, заключение, список литературы, приложения — важны оформление и ссылки на источники.
- Этапы работы: выбор темы, составление плана, сбор информации, проведение исследования или создание продукта, оформление текста, подготовка заключения и мультимедийной презентации.
- Оформление: 15–30 страниц, формат А4, Times New Roman 14 пт, межстрочный интервал 1,5, абзац 1,25 см, нумерация страниц, единый стиль.
- Защита проекта: презентация с ключевыми моментами, наглядными материалами, структурированная речь, репетиции, проверка техники и психологическая подготовка.
- ИИП создается в текстовых, графических и видеоредакторах, которые лучше всего подходят для формата работы.
- Проект должен быть интересен лично ученику, давать опыт планирования, анализа, управления ресурсами и времени; даже незавершенный проект предоставляет полезный опыт и материал для рефлексии.