Потребности человека: что это такое и какими бывают. Мнение психологов
. Как отличить от желаний и что относится к мнимым потребностям
Потребности могут отличаться в разных культурах
Потребности человека — сложное и комплексное явление, затрагивающее биологические, психологические, социальные, экономические и культурные аспекты человеческой жизни. Изучением этой темы на протяжении истории занимались многие гуманитарные науки. РБК Life рассказывает, какие виды потребностей бывают, как отличить потребности от желаний, что относится к мнимым потребностям и как работает пирамида Маслоу.
Содержание
Что такое потребности человека
Потребности — это осознание человеком необходимости в предметах, условиях и действиях, требуемых для поддержания им жизнедеятельности и развития его личности.
Психология рассматривает потребности человека во взаимосвязи с эмоциями и мотивацией и считает, что все действия человека направлены на удовлетворение тех или иных потребностей [1]. Развитие личности происходит благодаря разрешению противоречий между потребностями и возможностями их удовлетворения [2].
Виды потребностей человека
Существует множество классификаций потребностей. В психологической и философской литературе наиболее распространена та, в которой выделили три группы потребностей: биологические, социальные и духовные.
Биологические потребности универсальны для всех людей
Биологические потребности
Биологические потребности — это потребности, необходимые для выживания, поддержания жизнедеятельности и воспроизводства. Они обусловлены физиологией и универсальны для всех людей. К ним относят:
- потребность в воде и пище;
- потребность в комфортных условиях окружающей среды;
- потребность в двигательной активности;
- потребность в сексе и продолжении рода;
- потребность в сне и отдыхе.
Психофизиолог и автор информационной теории человеческих потребностей Павел Васильевич Симонов разделял биологические потребности на потребности для себя и других. Последние проявляются в заботе о близких и членах семьи и об их благополучии.
Социальные потребности
Социальные потребности связаны с взаимодействием с другими людьми и контролируются социальными нормами. Их удовлетворение необходимо для выживания личности в социуме. К ним относят:
- потребность в принадлежности к социальной группе;
- потребность в социальной активности и общении;
- потребность в любви и привязанности;
- потребность в социальной роли и значимости;
- потребность в признании и уважении.
В классификации Симонова социальные потребности также делят на потребности для себя и других. Последние включают заботу об интересах группы, страны, альтруизм и патриотизм.
Потребности могут отличаться в разных культурах. Например, в индивидуалистических культурах — внимание на себе, личном, границах, а в коллективистских — на социальных связях и вкладе в общее дело.

Духовные потребности
Духовные потребности связаны с внутренним миром человека, его стремлением к гармонии и целостности, они необходимы для полноценной и осмысленной жизни. Именно они отличают человека от животного. К ним относят:
- потребность в смысле жизни;
- потребность в духовном общении;
- потребность в нравственных ориентирах;
- потребность в красоте и гармонии;
- потребность в единении с высшим;
- потребность в творчестве и самовыражении.
Отличие потребностей в разном возрасте
Немецкий и американский психолог Эрик Эриксон разработал теорию психосоциального развития личности, согласно которой у каждого возраста есть ключевая потребность:
- в младенчестве (от рождения до года) — доверие;
- в раннем детстве (0–3 года) — автономия;
- в дошкольном возрасте (3–6 лет) — инициатива;
- в школьном возрасте (6–12 лет) — компетентность;
- в юношестве (12–20 лет) — идентичность;
- в молодости (20–25 лет) — близость;
- в зрелости (26–64 года) — продуктивность;
- в старости (65+ лет) — целостность.
Потребности различаются у младенца, подростка или взрослого не только по содержанию (любовь, автономия, признание, творчество, близость), но и по форме их удовлетворения.
Периодизация Эриксона простая, стройная и показывает, что на каждом жизненном этапе у человека есть главный вопрос, а значит, ведущая потребность.

Эрик Эриксон выделил восемь этапов психологического развития
По словам семейного психолога Александра Тимофеева, потребности меняются с возрастом следующим образом:
- В детстве и юности главное — безопасность и принадлежность. Ребенок ищет опору в семье, подросток — в группе сверстников. В этом возрасте человек формирует личность, и ему критически важно найти свое место.
- Для молодых взрослых (20–35 лет) главное — самореализация и достижения. В это время человек строит карьеру, создает семью, ищет финансовую стабильность. Потребности в признании и успехе становятся ключевыми.
- В зрелости (35–60 лет) фокус смещается с внешних побед на внутреннее благополучие и вклад. На этом этапе люди часто задумываются о том, что они оставят после себя. Появляется потребность в наставничестве, передаче опыта, а также в заботе о родителях и воспитании детей.
- В пожилом возрасте (60+ лет) ключевыми потребностями становятся здоровье, гармония и социальные связи. Человек больше ценит душевный покой, общение с близкими и чувство собственного достоинства.
Отличие потребностей разных социальных групп
Говоря о потребностях разных социальных групп, семейный психолог Александр Тимофеев выделяет в первую очередь их зависимость от финансовых возможностей.
- Люди с низким доходом сосредоточены на удовлетворении фундаментальных потребностей: жилье, питание, безопасность. Обычно в условиях выживания долгосрочное планирование и саморазвитие недоступны.
- Люди со средним доходом, обладая финансовой устойчивостью, могут инвестировать в образование, здоровье, досуг и личный рост. Материальное положение позволяет им путешествовать, заниматься хобби, приобщаться к культурным практикам.
- Люди с высоким доходом в меньшей степени озабочены материальными проблемами. Их потребности смещаются в сторону самоактуализации: поиск интеллектуальных и профессиональных вызовов, реализация в творчестве, участие в социальных и благотворительных проектах.
Понимание различий помогает нам не только лучше понять себя, но и с большим сочувствием относиться к окружающим. Осознание того, что потребности других людей могут сильно отличаться от наших, помогает строить более крепкие и доверительные отношения.

Пирамида потребностей Маслоу
Абрахам Гарольд Маслоу (1908–1970) — один из основателей гуманистической психологии, признавшей человека как целостную личность, и автор теории иерархии потребностей. Впервые свои идеи он представил в статье «Теория психологической мотивации» в журнале Psychological Review в 1943 году, а 1954-м он выпустил книгу «Мотивация и личность», в которой более подробно рассказал о разработанной модели.
Маслоу — один из влиятельнейших американских психологов XX века
Согласно Маслоу, потребности бывают физиологические и психологические и делятся на пять уровней.
- Физиологические потребности: сон, пища, вода. Маслоу считал, что физиологические потребности доминируют над остальными, но при этом могут маскировать потребности других уровней: «Человек может ощущать голод, но на самом деле это может быть не столько потребность в белке или в витаминах, сколько стремление к комфорту, к безопасности» [3].
- Потребность в безопасности. Сюда относят защищенность, стабильность, отсутствие страха, тревоги и хаоса, потребность в структуре, порядке, законе и ограничениях, силе покровителя.
- Потребность в любви и принадлежности. Сюда психолог отнес отношения с семьей и родственниками, дружбу, доверие к другим и принятие человека окружающими.
- Потребность в уважении. Она включает силу, достижения, адекватность, мастерство и компетентность, уверенность, независимость и свободу, статус, известность, славу, превосходство, признание, внимание, значительность, чувство собственного достоинства.
- Потребность в самоактуализации. Под самоактуализацией Маслоу подразумевал стремление человека к выявлению и раскрытию собственных способностей, какими бы они ни были. Чтобы достичь этого уровня, необходимо полностью или частично удовлетворить остальные потребности.
Самоактуализация — это не конец пути развития, а постоянный процесс и движение к реализации своих талантов. Выйти на этот уровень способны немногие. По наблюдениям Маслоу, самоактуализирующаяся личность обладает следующими качествами:
- адекватное восприятие реальности и правильное отношение к ней;
- принятие себя, других, природы;
- непосредственность, простота, естественность;
- центрированность на задаче, а не на себе;
- потребность в уединении;
- самостоятельность, отсутствие конформизма, относительная независимость от среды;
- постоянная свежесть оценки;
- мистичность, опыт высших состояний;
- чувство сопричастности, единения с природой;
- глубокие межличностные отношения;
- демократическая структура характера;
- различение средства и целей, добра и зла;
- невраждебное чувство юмора [4].
В дальнейшем последователи Маслоу, опираясь на его труды, расширили модель. Они добавили еще два уровня потребностей, которые психолог рассмотрел отдельно от модели, и расположили их перед уровнем самоактуализации.
- Когнитивные потребности. К ним относят интерес к науке, философии, обучению, желание понимать мир.
- Эстетические потребности. Сюда относят стремление к красоте, гармонии и искусству.
Маслоу предполагал, что люди удовлетворяют потребности не одну за другой, а одновременно. При этом уровень удовлетворенности распределяется следующим образом: физиологические потребности удовлетворяются на 85%, потребность в безопасности — на 70%, в любви и принадлежности — на 50%, в уважении — на 40%, в самоактуализации — на 10% [1]. Иерархичность потребностей, по мнению психолога, заключается в том, что после удовлетворения одной потребности у человека неизбежно появляется другая, часто более высокая, а за ней еще одна, далее еще одна, и так до бесконечности [3].
Пирамида Маслоу — это визуальное представление теории об иерархии человеческих потребностей. Вопреки распространенному мнению, ее придумал не Маслоу. Первая попытка графически представить модель Маслоу была предпринята Китом Дэвисом в 1957 году: в учебнике по менеджменту он изобразил теорию потребностей в виде ступеней, где верхнюю ступень занимал человек в деловом костюме и с поднятым флагом. Такое представление теории не получило широкого распространения. Однако в 1960 году психолог Чарльз Макдермид в статье «Как деньги мотивируют людей» в журнале Business Horizons презентовал модель Маслоу в виде пирамиды, вероятно, вдохновившись ступенями Дэвиса. Макдермид утверждал, что пирамиду можно использовать для достижения «максимальной мотивации при минимальных затратах» [5].
Изначально модель Маслоу имела пять уровней потребностей, но в дальнейшем ее расширили до семи
Пирамиду Маслоу часто используют в маркетинге и бизнесе для описания потребностей целевой аудитории, а также в сфере управления персоналом для понимания мотивации сотрудников. Сама модель, будучи основанной исключительно на наблюдениях, а не научных исследованиях, многократно подвергалась критике, в том числе со стороны психологического сообщества.
Пирамида Маслоу актуальна скорее как метафора, удобный язык для широкой публики. Но как научная модель ее давно пересматривают: потребности — это скорее не иерархия, а сеть, где разные уровни включаются одновременно, а их приоритет зависит от возраста, культуры и личной истории. Помимо этого, сейчас исследуют новые потребности внутри пирамиды Маслоу, пытаясь связать их с биологией и эволюционной психологией.

Теория Маслоу во многом построена на ценностях западного общества, где преобладает индивидуализм. А что, если человек живет в коллективистской культуре, где связь с семьей и обществом важнее личных достижений? В таком случае потребность в принадлежности может быть даже выше потребности в признании.
Вместо того чтобы слепо следовать этой модели, я рекомендую смотреть на нее как на гибкую карту, а не как на строгий маршрут. Пирамида Маслоу — это отличный отправной пункт для понимания себя. Но чтобы по-настоящему понять свой путь, нужно добавить на нее новые ориентиры.

Ложные и мнимые потребности
Понятие ложных потребностей ввел Герберт Маркузе (1918–1979), немецко-американский философ из Франкфуртской школы критической теории. Впервые он использовал термин в работе «Одномерный человек» в 1964 году. Согласно ему, такие потребности навязаны обществом, в том числе рекламой, а их удовлетворение приводит к «эйфории в условиях несчастья» [6], [7].
По словам Анастасии Менн, мнимые потребности — это потребности, удовлетворение которых направлено на снятие психологического напряжения, избавление от боли или компенсацию психологических ресурсов. К таким потребностям относят различные виды зависимостей: алкоголизм, табакокурение, наркоманию, порнозависимость, интернет-зависимость.
Психолог считает, что мнимые потребности могут возникнуть по следующим причинам:
- Травмирующий детский опыт. Если потребности ребенка в любви, принятии и безопасности систематически не удовлетворяли, он формирует защитные стратегии и развивает деструктивные способы саморегуляции.
- Социальные факторы. Сюда относят образы успеха и счастья, навязанные рекламой и массовой культурой: роскошная жизнь, дорогие гаджеты, постоянное признание в соцсетях.
- Стресс и усталость. При хроническом стрессе человек склонен прибегать к деструктивным способам снятия напряжения: употребление алкоголя, эмоциональное переедание или бесцельное потребление цифрового контента.
- Недостаток навыков самоподдержки. Если человек не умеет справляться с эмоциями и стрессом здоровыми способами, он пытается утешить себя быстрыми и нездоровыми.
За мнимыми потребностями могут стоять потребности в любви, смысле, контакте с другими, чувстве безопасности, отдыхе. Можно заметить, что часто мнимые потребности прикрывают именно эмоциональные и духовные дефициты — потребность в смысле, любви, связи.

Потребности и желания: в чем разница
Желание — это внутреннее стремление к достижению какого-то состояния или обладанию каким-либо объектом.
По словам экзистенциально ориентированного психолога и кандидата философских наук Дмитрия Дементьева, желания формируются на основе потребностей. Их основное отличие друг от друга в том, что потребность — это нужда в том, что необходимо для человеческого существования, а желание — это форма переживания той или иной потребности, стремление, в котором конкретизированы потребности и возможные пути их удовлетворения.
Причины, почему люди путают желания с потребностями, могут быть разными, и в каждом отдельном случае нужно это исследовать. Кому-то может не хватать осознанности в понимании желаний, и тогда важен самоанализ: стоит спросить себя, какой потребностью оно обусловлено, почему я этого хочу. В некоторых случаях это может связано с «борьбой мотивов»: когда обстоятельства складываются таким образом, что у человека наряду с одним желанием возникают другие. В подобных ситуациях необходимо расставлять приоритеты и быть последовательными. Когда неосуществленных желаний слишком много, человеку трудно понять, чего он на самом деле хочет.
Также важна и эмоциональная осознанность: надо обращать внимание на переживания, сопутствующие желанию. Если ощущается тревога или внутренний дискомфорт, надо разобраться в истинности намерений: свои ли потребности они призваны удовлетворить или образовались под давлением извне.
В вопросе выбора человеку может помочь авторитетная фигура. Например, в ситуации, когда решение еще не назрело, а действовать необходимо уже сейчас. Но в другом случае это может стать перекладыванием ответственности. Все индивидуально, и важно учитывать контекст происходящего.

Вопросы экспертам
Что происходит, когда человек игнорирует собственные потребности ради социального одобрения или карьеры?
Если человек идет против себя и сознательно делает выбор в ущерб желаниям (влечениям, стремлениям, потребностям) ради человекоугодия или социального положения, он может столкнуться с переживанием вины — вины перед собой. В этом случае важно определиться, с какой виной за несделанный выбор легче будет справляться — виной за несделанный выбор в пользу себя или за несделанный выбор в пользу социальных благ (которые при этом могут нести выбирающему и сопутствующие выгоды). За несделанные выборы приходится расплачиваться.
Если человек постоянно отказывается от себя, то это со временем может привести к конформизму и потере себя. Особенно остро это переживается во время возрастных кризисов, когда человек задается вопросом, своей ли жизнью он живет и чего хочет. Чтобы такого не случилось, важно развивать критическое мышление, действовать в соответствии с ценностями и оставаться автором собственной жизни.

Когда мы слишком долго заглушаем внутренний голос, происходит несколько ключевых сдвигов. Сначала мы теряем внутренний компас. Мы перестаем слышать сигналы тела об усталости и потребности в отдыхе, а души — о желании творить или просто побыть в тишине. Мы заменяем эти потребности внешними стимулами: еще одним рабочим проектом или чужими похвалами, которые дают лишь временное удовлетворение.
Постепенно мы становимся эмоционально зависимы от чужого мнения. Наша ценность начинает измеряться не внутренним чувством удовлетворения, а количеством «лайков» и одобрений со стороны. Этот «эмоциональный долг» накапливается и в итоге приводит к перегрузке нервной системы. Она проявляется через хроническую усталость, апатию, раздражительность и даже панические атаки.

Как цифровая среда (соцсети, гаджеты, онлайн-сервисы) трансформирует человеческие потребности?
Гаджеты являются частью культуры, и благодаря цифровизации у людей появилось гораздо больше возможностей для удовлетворения потребностей. Однако у этого явления есть и обратная сторона.
Веб-серфинг (просмотр страниц в соцсетях) побуждает к сравниванию себя с другими людьми. Это может приводить к разочарованию, зависти, ощущению собственной никчемности и депрессивным состояниям, а в случаях, когда члены семьи больше времени проводят не друг с другом, а в гаджетах, — к изоляции и одиночеству. Соблазняясь легкодоступной и разнообразной информацией в соцсетях и постоянно убегая от внутренней пустоты и одиночества, мы рискуем приобрести интернет-зависимость. Ориентация на популярных пользователей, которые не имеют ничего общего с вашими истинными желаниями, приводит к потере собственной индивидуальности и контакта с потребностями. Чтобы этого избежать, необходимо заострять внимание на личных потребностях, вырабатывать в себе навык осознанно выбирать информацию в интернете.

Цифровая среда не просто трансформирует наши потребности — она создает новые психологические ловушки, которые я каждый день наблюдаю в своей практике. В попытках создать идеальный образ для соцсетей мы начинаем отдаляться от себя настоящих. Мы больше не прислушиваемся к желаниям, а спрашиваем себя: «Что понравится моей аудитории?» Этот разрыв между реальным и виртуальным Я ведет к глубокому выгоранию и ощущению, что вы живете чужой жизнью.
Цифровая среда может быть полезным инструментом, но она не способна заменить истинное общение, подлинные эмоции и внутреннюю гармонию. Чтобы вернуть себе ощущение наполненности, я рекомендую начать с осознанности. Каждый день спрашивайте себя: «А что сегодня я сделал для себя, а не для своей аудитории?» Пусть это будет что угодно: прогулка без телефона, пять минут тишины, книга или теплый душ.

Главное о потребностях человека
- Потребности человека — это осознанная необходимость в условиях, действиях или предметах, необходимых для жизни и развития.
- Различают три вида потребностей: биологические (еда, вода, сон, безопасность, продолжение рода), социальные (принадлежность, признание, уважение) и духовные (смысл жизни, гармония, творчество).
- В разные периоды жизни приоритетны разные потребности — от доверия и безопасности в детстве до самоактуализации и внутренней гармонии в зрелости.
- Уровень дохода влияет на фокус потребностей: малообеспеченные озабочены удовлетворением базовых потребностей, обеспеченные больше занимаются саморазвитием и творчеством.
- Пирамида Маслоу — графическое изображение модели иерархии потребностей, которую на самом деле создал психолог Чарльз Макдермид. Сам Маслоу никогда не изображал модель в форме пирамиды.
- Ложные потребности могут навязать общество, окружение и реклама, также их может сформировать травмирующий детский опыт. Зачастую они прикрывают эмоциональные дефициты.
- Потребность — объективная необходимость, желание — субъективная форма ее проявления. Важно развивать осознанность, чтобы их различать.
- Игнорирование потребностей ради одобрения или карьеры может привести к эмоциональной зависимости от чужого мнения и выгоранию.