Вышла «Долгая прогулка» — фильм по первому роману Стивена Кинга
. Почему экранизации не пошел на пользу опыт «Голодных игр»Вышла «Долгая прогулка» по Кингу: зачем смотреть и какие у фильма недостатки

Купер Хоффман (на переднем плане) в фильме «Долгая прогулка»
С 18 сентября в российском прокате идет «Долгая прогулка» — долгожданная экранизация антиутопии Стивена Кинга. Антимилитаристский роман адаптировал режиссер «Голодных игр» Фрэнсис Лоуренс.
Кинокритик Мария Ракитина считает, что экранизация смутит фанатов Кинга, но впечатлит массового зрителя.
После изнурительной войны Америка погружается в смутные времена. 50 подростков (в романе их было 100), отобранных благодаря национальной лотерее, ежегодно участвуют в пешем марафоне «Долгая прогулка». Они должны идти со скоростью не меньше трех миль в час (около 5 км/ч). Тех, кто замедлится, после трех предупреждений расстреливают на месте. Выживет только сильнейший, и правительство США исполнит его заветное желание.

Над дебютной «Долгой прогулкой» Стивен Кинг начал работать в 19 лет. В своем «безжалостном» романе он пытался отрефлексировать травму войны во Вьетнаме, напрямую коснувшуюся его сверстников. Роман много лет пролежал на полке из-за того, что оказался слишком суровым для коммерческого издательского рынка. В итоге его опубликовали в 1979 году, но на обложке стоял псевдоним Ричард Бахман.
Многие ошибочно полагают, что первая книга Короля ужасов — это «Кэрри» (1974), но этот титул по праву принадлежит «Долгой прогулке», написанной раньше, хотя изданной позже. И если экранизация «Кэрри» (1976) вышла всего через два года после публикации, то «Долгая прогулка» обрела славу трудно адаптируемого романа.
В разное время снять по ней фильм пытались Джордж А. Ромеро и Фрэнк Дарабонт, перенесший на большой экран «Побег из Шоушенка» и «Зеленую милю». Годы спустя проклятие неэкранизируемого романа разрушил Фрэнсис Лоуренс — режиссер почти всей франшизы «Голодные игры». Он считает, что одна из причин, по которой «Долгую прогулку» не сняли раньше, заключается в «настороженном отношении студий к фильмам с рейтингом R». И действительно, роман Кинга шокирует физиологическими подробностями безостановочного пешего пути мальчишек и их неописуемо жестоких смертей от естественных причин или от рук вооруженных солдат.
Кадр из фильма «Долгая прогулка»
Фильм «Долгая прогулка» одновременно позволяет себе вольности в обращении с первоисточником и остается ему верен. Парадоксальность экранизации, например, состоит в том, что она отказывается от изображения вопящих толп, которые встречают Идущих на их мучительном пути. Но при этом Лоуренс выносит на первый план «Общество мушкетеров» — группу парней, решивших поддерживать друг друга в соревновании на выживание. Фокус на приятельской болтовне ребят в сочетании с размеренным течением роуд-муви навевает мысли о другом фильме по Кингу — «Останься со мной» (1986), который здесь поместили в суровые реалии «Голодных игр».
Роман был написан с адреналиновым придыханием, на грани нервного истощения, но на экране нечеловеческое напряжение героев практически не ощущается.
На страницах книги люди, жаждущие хлеба и зрелищ, собирались у дороги, чтобы поглазеть на изнуренных мальчишек. В версии Лоуренса Прогулка снимается на камеру и транслируется в прямом эфире. О том, что за смертельно опасным походом парней наблюдает вся страна, зрителю сообщают впроброс, но не показывают, поэтому приходится верить на слово.
Кадр из фильма «Долгая прогулка»
Достаточно размеренная «Долгая прогулка» держится на импульсивной игре молодых и талантливых актеров. Хотя в романе Кинга повествование велось от третьего лица, читатель воспринимал происходящее на дороге через оптику 16-летнего Рэя Гаррати, шедшего под номером 47. В фильме главного героя воплощает Купер Хоффман — сын великого Филипа Сеймура Хоффмана (Плутарха из «Голодных игр»). Экранное время с лидером Гаррати в равной степени разделяет Пит Макврайс в бодром исполнении Дэвида Джонссона из «Чужой: Ромул».
Их растущая дружеская солидарность становится сердцем всего фильма, в то время как остальные участники Прогулки периодически разряжают невыносимо гнетущую обстановку.
На второстепенных ролях, как и в книге, выделяются колючий задира Баркович (Чарли Пламмер), склонный к рефлексии Стеббинс (Гарретт Вэрэйнг) и дерзкий на слово, но внутренне хрупкий Олсон (Бен Ван). За мальчишками пристально следит Главный в исполнении неузнаваемого Марка Хэмилла (Люк Скайуокер из «Звездных войн»). Карикатурный командир в очках-авиаторах и милитари-прикиде поддерживает в мальчишках состязательный дух, в основном поощряя их агрессию по отношению к распорядителям Прогулки и друг к другу.
Кадр из фильма «Долгая прогулка»
Красивые кадры с почти пустынной сельской Америкой, по которой герои шагают в сопровождении военных, выглядят как ожившие фотографии Уильяма Эгглстона. «Долгая прогулка», об антиутопическом устройстве которой нам в фильме сообщают мало, существует в безвременье, похожем на 1960-е. Роман Кинга тоже в общих чертах рассказывал о мире победившего военного авторитаризма. Люди, не согласные с политикой государства, встречали двух солдат у себя на пороге, а затем бесследно исчезали. В фильме беспощадность системы антиутопической Америки отражает флешбэк с неповиновением отца Рэя Гаррати (персонаж Купера Хоффмана). В романе же все гораздо мрачнее.
Экранизация преподносит Прогулку как дело сугубо добровольное, из-за чего мальчишки, идущие на смерть ради исполнения своих желаний, кажутся наивными мечтателями. Кинг же специально сделал акцент на том, что отказавшихся от участия в соревновании, как и критикующих его, забирают Взводы. В романе у избранных ребят фактически не было выбора. В ответ на вопрос «Зачем ты здесь?» один из Идущих отвечает: «Мы хотим умереть, поэтому мы здесь. Другой причины нет». В киноадаптации этот важный момент опущен, а парни шагают изо всех сил, чтобы воплотить мечты.
Кадр из фильма «Долгая прогулка»
Фильм избегает нарративных сложностей. Так, в истории Рэя Гаррати недостает важной романтической линии — в книге он продолжал идти, превозмогая боль, ради того, чтобы, возможно, в последний раз увидеть свою возлюбленную.
Соревнование в экранизации выглядит монотонным и менее жестоким, нежели в книге. Героев сопровождают танк и бронемашина, выстрелы, прерывающие болтовню, конвульсии и смерть. Персонажи часто умирают на заднем плане, их мучения мимолетны. Хотя насилие показывают крупным планом, его не смакуют, щадя нервы зрителя.
«Долгая прогулка», невзирая на жанровую абстрагированность от романа (это больше роуд-муви, чем напряженнейший триллер), выглядит достаточно пугающе. Широкую аудиторию кино однозначно впечатлит антимилитаристской аллегорией, а фанатов Кинга разочарует полным пренебрежением книжным финалом. Вместо метафорического приговора «системе», в которой единственный выживший настолько травмирован, что не осознает своей победы, зрителю предлагают пафосный итог в духе «Голодных игр».


















