«Случилось неизбежное». Рецензия на новый роман Пелевина «A Sinistra»
. Каким он получился — рассказывает Константин МильчинВышла рецензия на роман Виктора Пелевина «A Sinistra»

Издательство «Эксмо» совместно с «Яндекс Книгами» и сервисом «Литрес» выпускает новый роман Виктора Пелевина. Продажи стартуют 18 сентября в 20:25 в книжных магазинах и на маркетплейсах. Одновременно произведение будет доступно в аудио и в электронной версии эксклюзивно: в подписке «Яндекс Плюса» — в «Яндекс Книгах», в формате поштучной покупки книги — на «Литрес».
Константин Мильчин, шеф-редактор «Яндекс Книг», специально для РБК Life написал рецензию на роман и объяснил, чего стоит ждать от продолжения — это пятая книги вселенной Transhumanism inc.
Что случилось
Случилось неизбежное: на дворе осень, дети идут в школу. Падают листья, стали дни короче, скоро птицы потянутся в теплые края, а на прилавках появился новый роман Виктора Пелевина «A Sinistra». Это пятый роман во вселенной «Траснгуманизма» и третий роман про Маркуса Зоргенфрейя. Звучит немного страшно, но, на самом деле, это всего-навсего мир, в котором богатые и известные давно лишились своих тел, положили свои мозги в банки, а банки — в банки и смотрят симуляцию реальности, которую им транслирует корпорация Transhumanism. Последние три книги в этом виртуальном мире регулярно случается какое-то ЧП, то нейросеть из-под контроля выйдет, то динозавры летят к Земле забирать свое. Маркус Зоргенфрей все это расследует, а потом ему стирают память. Так что читать каждый роман можно как новый, все, что нужно знать о мире нам расскажут.
Причем тут синица?
Sinstra на итальянском это нечто левое. В данном случае — бутик для изысканных увлечений «Левый путь». Для Пелевина бутик это всегда что-то слегка извращенное, где богатые придаются каким-то избыточно нехорошим развлечениям. В первой книге цикла, собственно, Transhumanism Inc в бутике высшие чины мира сего превращались в котов и практиковали садо-мазо. Но что же это за такое левый путь? Это не Пелевин придумал. Есть в эзотерике понятие «Путь правой руки». Это праведный путь, но скучный путь к богу. А есть путь левой руки — веселый, связанный с грехами, достижением удовольствий и получением богатств, однако, по этому пути тоже можно двигаться к богу. Правда, вряд ли придешь. И вот, некоторые клиенты бутика, путешествуя по левому пути, исчезли. Мозги из банок куда-то испарились, хотя это технически никак не возможно. Маркус Зоргенфрей должен отправится в путешествие по левому пути и выяснить что случилось. Опять скрепят потертые мозги и ветер холодит специальную мозговую банку.
И что же будет дальше?
Маркус отправляется в Верону эпохи высокого Возрождения. Отныне он Марко, чернокнижник и алхимик. Он обитает в доме известного мага и волшебника Лоренцо делла Луна, который куда-то исчез. Кажется, прошлого жильца забрали черти прямиком в ад, но это не точно. От Лоренцо Маркусу-Марко досталась служанка Мойра и гримуар — книга заклинаний и магических практик. Удивительное дело, последние годы про гримуары вспоминали либо в романтической литературе в книгах про влюбленных ведьм, или речь шла про шарлатанские пособия. А в этом году внезапно гримуар появился сперва у Михаила Елизарова в романе «Юдоль», а теперь и в новом романе Виктора Пелевина.
Как работает книга магических практик
Как мессенджер. Зумеры оценят, бумеры тоже. Гримуар ведет с Марко беседы. Он дает ему задание и, только выполнив, можно открыть следующую страницу. Первое задание — найди воду изо рта живого утопленника. Это оказывается на удивление легко, Марко сам оказывается живым утопленником. Второе задание — тот, кого ты изберешь, увидит тебя так, как ты захочешь. И нужно обмануть трех одушевленных и трех бездушных. Марко приходит в церковь на исповедь и пробует обман на католическом священнослужителе. Магия работает: священник принимает Марко за юную развратницу. Попутно Марко вместе с учеником Григорио готовится добывать золото при помощи алхимических процедур. А дальше Пелевин внезапно начинает пересказ «Ромео и Джульетты», потому что гримур дает Марко задание соблазнить деву. Позже появится еще и герцог Эскал, правитель Вероны. И некий молчаливый флорентинец Николо, в котором легко узнать Макиавелли. А еще Луна, не столько спутник Земли, сколько древнегреческая богиня. Марко научится перемещаться в пространстве, а под конец книги мы увидим поединок пространства и времени. Марко нужно будет найти весы души и взвесить на них свою душу. Марко обнаруживает, что грехов за ним много, но он, как ни странно, по меркам весов души еще не самый ужасный человек на свете.
Подождите, какая к черту Верона, Пелевин же пишет про здесь и сейчас
Про здесь и сейчас в книге тоже есть. Ну то есть если вы ждете краткого отчета о произошедшем за год, а именно этот формат Пелевин практикует последние лет 15, то в новом романе будет краткий обзор скандалов в оппозиционной среде. Но впервые за долгое время роман почти минимально привязан к текущим событиям, повестке и повесточке. Странным образом в последних книгах Пелевин стал работать не с годовыми трендами, а с трендами десятилетий. Предыдущий роман, «Круть», несмотря на царя динозавров и описание быта исправительного лагеря будущего, в реальности представлял собой трактат об изменении роли полов в современном мире. Да, звучит скучно, но если скучно, то можно читать «Круть» как книгу про битву зеков с динозаврами за полярным кругом. «A Sinistra» можно читать как лит-рпг про чернокнижника-некроманта в Вероне и немного Венеции, который следует указаниям волшебной книги и устраивает государственный перевод в одном отдельно взятом итальянском городе. Роман, кстати, крайне увлекательный, с годами как-то забылось, что Пелевин, когда хочет, хорошо умеет играть в остросюжетную прозу, вот тут он впервые за долгое время реально сочинил интересный сюжет. Пусть в романе и много недоделок, и он выглядит каким-то незаконченным. Но, повторимся, историко-мистический триллер — лишь одна из возможностей читать книгу.
А что с философией
Так вот, Пелевин строит что-то вроде теологического эксперимента: можно ли, идя по пути греха, прийти к богу? И кто этот бог? Кто бога придумывает? Сам бог? Пелевин? Человечество? Нейросеть? Может ли придумать бога праведник? А грешник? А блудница? А роботизированная блудница? Сколько вопросов и ответы на них тоже будут — правда, на большинство скорее расплывчатые.
Это пишет Пелевин или нейросеть?
Это пишет тот же самый человек, что и все предыдущие романы, повести и рассказы, выходившие под обложками, на которых значилось «Виктор Олегович Пелевин». По крайней мере стилистически это очень похоже, как достоинства, так и недостатки у этого текста похожи на предыдущие. Сочинитель все так же боится женщин, все так же интересуется восточной философией, все так же пытается прикрыться маской цинизма и постмодернизма. Но, кажется, все больше стал задумываться о боге и о том, по правильному ли он идет пути. А еще он явно полюбил компьютерные игры. «A Sinistra» очень похожа на готовый сценарий компьютерного квеста.
Это провал или успех?
Я прочел этот роман неделю назад, и он мне показался крайне сырым, недоделанным с множеством сюжетных дыр и логических провисаний. Вернувшись к тексту семь дней спустя, я понял, что некоторые дыры закрылись, а часть логики отвисла. Сомневаюсь, что в наше время быстрых оценок и скоростных забываний кто-то способен повторить такой эксперимент.