Как часто россияне используют мат. ВЦИОМ все выяснил
. Чаще матерятся мужчины и подросткиВЦИОМ: каждый третий россиянин матерится ежедневно

Семь из десяти россиян с разной периодичностью ругаются матом (71%), по сравнению с 2008 годом доля матерщинников в стране выросла на 10%. Это следует из результатов исследования о ненормативной лексике, представленных аналитическим центром ВЦИОМ на официальном сайте.
В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет. Каждый день выражаются матом 34% респондентов (каждый третий участник опроса), а в 2008 году безусловных пользователей ненормативной лексики было меньше — 20% россиян (каждый пятый).
По данным сентябрьского опроса, за последние 17 лет материться в российском обществе стали больше, а доля тех, кто делает это ежедневно, выросла за рассматриваемый период почти вдвое. Общественные представления о мотивах использования нецензурной лексики не претерпели изменений за последнюю четверть века:
«Россияне по-прежнему воспринимают мат как некий элемент повседневного общения, часто лишенный каких-либо оснований и цели («просто так, к слову приходится»)», — пояснили авторы опроса.
Больше матерятся мужчины и подростки
Как выяснилось, мужчины ругаются чаще, чем женщины. Почти каждый второй мужчина и только каждая четвертая женщина прибегают к нецензурной лексике ежедневно. И тех и других безоговорочно в этом вопросе опережают представители молодежи, для которых ненормативная лексика является полноценным языком общения.
«Две трети зумеров и более половины младших миллениалов матерятся каждый день, это в 1,7–1,9 раза чаще в сравнении с россиянами в целом», — говорится в пояснении к исследованию.
Отношение к мату в Сети
Даже те, кто использует ненормативную лексику в повседневном общении, совсем не хотят слышать ее с экранов и мониторов электронных устройств. И тем более не желают, чтобы мат с экрана или из ноутбука слышали их дети. Большинство считают, что в информационном пространстве неприличных слов быть не должно.
«К мату в Сети опрошенные по большей части относятся отрицательно и выражают поддержку законопроекту о маскировке интернет-контента, содержащего ненормативную лексику. Поддержка инициативы обусловлена эстетическими соображениями, заботой о детях и важностью соблюдения этикета в публичном пространстве», — отметили аналитики ВЦИОМа.
По словам председателя научного совета аналитического центра ВЦИОМ Степана Львова, главный вред от мата — не только в том, что он «режет слух», а еще и становится подменой обычных слов в языке. Не дополняет, а заменяет их.
«Это инструмент упрощения восприятия и выражения в сложных, неопределенных или конфликтных ситуациях, играющий роль своеобразного «языкового костыля». Однако такая привычка снижает коммуникативную сложность, ограничивает сферу экспрессии, подталкивая нас к простоте, что, как известно, «хуже воровства». А это в долгосрочной перспективе может привести общество к проигрышу в культурном, интеллектуальном и социальном капитале», — предупредил эксперт.
Ранее были опубликованы результаты исследования, проведенного сервисом SuperJob: каждый седьмой россиянин слышит ненормативную лексику от коллег или сам «крепко выражается» на работе. Опрос проводился с 6 по 11 октября 2022 года в 374 городах страны, участие в нем приняли 1600 россиян старше 18 лет, имеющих постоянную работу. 45% участников опроса тогда признались, что их непосредственный руководитель использует в общении с подчиненными матерные слова. У почти половины опрошенных (46%) мат регулярно звучит на производственных совещаниях и планерках.