В Минтруде объяснили принцип «двух ключей» при поддержке неработающих

. Когда госпомощь окажут без вопросов
Обновлено 07 октября 2025, 07:12
В Минтруде объяснили принцип «двух ключей» при поддержке неработающих
Фото: Kokulina / Shuttherstock / FOTODOM

В Минтруде объяснили, что такое «принцип «двух ключей» при поддержке неработающих граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. Подробностями в беседе с РБК поделился глава Минтруда Антон Котяков.

«Мы четко говорим: государство готово помочь в трудной ситуации, но и самостоятельно тоже нужно прикладывать усилия. Это своего рода «принцип двух ключей», когда государство помогает, но и граждане прикладывают усилия к улучшению своей финансовой ситуации, если нет объективных причин, которые не позволяют это сделать», — говорит Антон Котяков. Министр считает, что это самый эффективный путь для преодоления проблемы бедности.

Если человек попал в ситуацию, где без помощи государства не обойтись, то ему без вопросов окажут соответствующую поддержку. Примеры: уход за маленьким ребенком, помощь многодетным родителям, инвалидность, «длительная болезнь, обучение, беременность».

Министр напомнил, что сейчас государство предоставляет спектр мер поддержки, которые направлены на то, чтобы человек смог выйти на рынок труда. Так, при нехватке квалификации можно получить первую профессию, переобучиться или переехать по программам «Мобильность 1.0» или «Мобильность 2.0», если проблема в месте, где живет гражданин. По социальному контракту можно открыть собственное дело.

«А если человек не хочет и отказывается от помощи в трудоустройстве, потому что «мне не надо, я готов жить на детское пособие»? Тогда у нас есть все основания задать вопрос, а почему тогда в этом случае налогоплательщики, которые добросовестно трудятся, платят налоги, должны содержать человека, который не хочет и не прикладывает усилия к улучшению своей ситуации», — считает Котяков.

Такой ситуацией следует заниматься, в том числе донастраивать меры соцподдержки. Сейчас в рамках единого пособия уже ввели минимальную планку заработка, чтобы у него было право на пособие — это четыре минимальных размера оплаты труда в год. Обычно такой доход можно сформировать при неполной занятости.

Котяков добавил, что в России «достаточно высокий показатель теневой занятости» — более 5 млн человек.

Сейчас Минтруд, Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Федеральная налоговая служба (ФНС) осуществляют анализ численности и половозрастной структуры неработающих россиян в трудоспособном возрасте.

Ранее председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила обязать неработающих граждан самостоятельно оплачивать ОМС и перечислять по 45 тыс. руб. в год в бюджет страны. «Среди них немало людей трудоспособного возраста, которые якобы не работают. Бремя по выплатам ложится на плечи субъектов Федерации. И я считаю, что здесь надо скорректировать подходы, не нарушая прав граждан, прописанных в Конституции, чтобы снять долю несправедливой нагрузки с бюджетов регионов», — объяснила Валентина Матвиенко.

Она уточнила, что нет вопросов в случае с пенсионерами, детьми, инвалидами. Но если не работают молодые, здоровые, работоспособного возраста люди, то речь идет либо о теневой занятости, либо о том, что они не хотят работать. «Тогда вопрос — а за счет каких источников доходов они живут?» — добавила Валентина Матвиенко.

До этого на проблему также обратил внимание мэр Москвы Сергей Собянин. Он отметил, что система ОМС в настоящее время является одинаковой для населения, в то время как налоги граждане платят разные. По его словам, Москва платит 180 млрд руб. за неработающее население в фонд обязательного медицинского страхования, а наличие гарантированной медицинской страховки мотивирует человека не выходить на рынок труда, из-за чего происходит дефицит трудовых ресурсов и возникает необходимость в привлечении мигрантов. В регионах эта сумма достигает 1 трлн руб.

Поделиться
Авторы
Теги