«Глазами пса»: зачем смотреть фильм о том, как собаке чудятся призраки
. Дебютное кино для режиссера и его питомца по кличке ИндиФильм «Глазами пса» выходит в российский прокат 16 октября

Ретривер Инди в своем кинодебюте «Глазами пса»
16 октября в российский прокат выходит хоррор «Глазами пса», снятый с позиции собаки. Мировая премьера картины состоялась на американском фестивале SXSW. Самый необычный фильм ужасов этого года сделал звездой пса по кличке Инди, который по сюжету вместе с хозяином поселился в доме с привидениями.
Кинокритик Мария Ракитина считает, что жанрово простой хоррор «Глазами пса» растрогает вообще всех, а не только собачников.
Очаровательный новошотландский ретривер Инди тревожно всматривается в темноту, ощущая присутствие чего-то потустороннего в комнате. У его хозяина Тодда (Шэйн Дженсен) внезапно начинает сочиться кровь изо рта. К счастью, сестра мужчины вовремя отвозит его в больницу. Тодд преждевременно покидает госпиталь и вместе с верным другом Инди отправляется в лесную глушь, в дом покойного деда. Проницательный пес чувствует, что хозяину угрожает опасность, замечает силуэт таинственной фигуры позади машины, а в пустовавшем много лет жилище видит странные тени и призрак собаки покойного старика. Инди в ужасе наблюдает за тем, как Тодду с каждым днем становится хуже, и пытается спасти друга от подступающей тьмы.
Кадр из фильма «Глазами пса»
Камерный хоррор «Глазами пса» (оригинальное название — Good Boy, то есть «Хороший мальчик») в первую очередь интересен своим концептом. Дебютант Бен Леонберг рассказал историю о сверхъественных явлениях в доме и в окружающем его лесу через оптику собаки. Режиссер называет себя поклонником Стивена Кинга и снимает загородный ужастик вполне в духе произведений писателя (сцена с мытьем «пахнущего мертвечиной» питомца, например, вдохновлена «Кладбищем домашних животных»).
В фильмах ужасов домашние животные, как правило, первыми ощущают приближение зла. В «Чужом» (1979) рыжий кот Джонси раньше остальных членов экипажа корабля «Ностромо» обнаруживает присутствие ксеноморфа. А в «Заклятии» (2013) собака Сэди отказывается переступать порог нехорошего дома, где обитает инфернальный дух. Однако в хоррорах сверхчувствительные животные чаще всего получали лишь эпизодические роли, в отличие от персонажей комедий вроде «Мармадюка» и «Крошки из Беверли-Хиллз». В фильме «Глазами пса» собака становится главным героем и своего рода (не)надежным рассказчиком, за взглядом которого беспрерывно следует камера.

Новошотландский ретривер Инди — питомец режиссера Бена Леонберга, названный в честь Индианы Джонса (тот, в свою очередь, перенял имя у собаки Джорджа Лукаса). Постановщик потратил на съемки дебюта 400 дней, подстраиваясь под настроение своего пса и учитывая все его потребности (об этической стороне фильма точно не стоит переживать).
Архивные видеозаписи, запечатлевшие взросление пса, придают хоррору глубоко личный оттенок. Очевидно, что за фасадом истории о доме с привидениями сокрыто признание в любви своему четвероногому другу, которое до глубины души растрогает всех. За главного героя Инди зрители наверняка будут переживать гораздо больше, чем за его хозяина. На протяжении 1 часа 13 минут пес тревожится от каждого скрипа, шороха и запаха в доме, погруженном в ночной мрак. В актерском таланте Инди сомневаться не приходится.
Инди скулит и мечется из угла в угол, когда близко встречается с проявлением сверхъественного (от чужеродного свиста до тянущихся из кромешной тьмы рук мертвеца). Но происходит ли все это на самом деле или у пса на фоне стресса просто разыгралось воображение?
Во время прогулки в туманном осеннем лесу Инди ошибочно принимает охотника в камуфляже за монстра. Может, и все остальное, включая призраков бывших обитателей дома — деда Тодда и его собаки, главному герою померещились? Полное размытие границ между мистикой и удручающей реальностью играет на руку довольно прозаичному фильму.
Кадр из фильма «Глазами пса»
В жанровом плане «Глазами пса» не блещет изобретательностью, но заимствует знакомые приемы из культовых хорроров, явно рассчитывая на благосклонность зрителя. Очевидным референсом для фильма служит «Полтергейст» Тоуба Хупера, в котором помехи и черно-белая рябь в телевизоре тоже были верными признаками паранормальной активности. Необъяснимые звуки в ночной тишине, сама по себе открывающаяся дверь и жуткие силуэты на стенах напоминают о франшизе «Паранормальное явление», где героев пугает незримое нечто.
Сцены в лесной чаще нагоняют страху в духе «Ведьмы из Блэр»: ощущение, что за мужчиной и его псом наблюдает кто-то невидимый, заполняет собой все пространство. При этом появление в кадре потусторонних гостей едва ли способно напугать кого-то до икоты. «Глазами пса» куда лучше работает с общей параноидальной атмосферой, нежели с призрачным воплощением тайны зловещего старого дома с чучелами животных.
Кадр из фильма «Глазами пса»
Тревогам и страхам пса-трусишки Инди легко найдется рациональное объяснение, но поскольку повествование ведется от его лица, зрителю приходится всецело доверять собачьему чутью. Если положиться только на восприятие хвостатого героя, то и перебои с электричеством в фильме покажутся вам неоспоримым аргументом в пользу мистики.
Режиссер расчетливо фокусируется на психологическом состоянии пса, который в силу своей природы не может понять, что происходит с его хозяином, все сильнее хрипящим и кашляющим в жуткой обстановке сельского дома. Именно хроническое беспокойство снующего туда-сюда Инди превращает каждый угол, коридор, комнаты и подвал в потенциальную территорию ужаса.
Фильм не прыгает выше головы, но умело использует реакцию главного героя на незнакомые для него звуки и очертания, чтобы вогнать зрителя в нервозность.
В то же время Бен Леонберг и сценарист Алекс Кэннон пытаются сделать модный инди-хоррор. Пускают в ход популярные нынче заигрывания с VHS (на старых видеозаписях дедушка Тодда выступает экспертом по таксидермии), псевдодокументальную съемку (только с позиции собаки) и эпилептический монтаж, сопровождаемый неоновыми вспышками. Увы, фильму недостает цепляющей самобытности, которой отличался сделанный в похожем стиле «Скинимаринк». Сила хоррор-дебюта кроется совсем в другом.
Он убедительно работает как метафора собачьей преданности: как бы страшно и темно ни было вокруг, четвероногий друг будет рядом с хозяином до самого конца. Казалось бы, зачем еще раз проговаривать прописную истину о том, что для пса его друг-человек — это целый мир и смысл жизни. Но режиссер настолько чутко улавливает беспокойство Инди за хозяина, что его хоррор выходит обезоруживающим.
Кадр из фильма «Глазами пса»
Сам Леонберг рассматривает «Глазами пса» как историю об одиноком и подавленном человеке, который в этой жизни находит опору и поддержку в лице своего пса. Сюжет о дружбе собаки и человека на экране поначалу выглядит подчеркнуто тепло и трогательно, но по мере развития приобретает тревожные черты — болеющий Тодд отдаляется от Инди, замечая, что пес превратился в комок нервов. Однако режиссер верит в торжество любви к ближнему даже в самые темные времена.
Хоррор «Глазами пса» не стремится войти в историю жанра, но достойно реализует свой замысел. Кто-то назовет фильм манипулятивным, но устоять перед героическим дебютом новошотландского ретривера Инди решительно невозможно.