Что такое итоговое сочинение в 11-м классе и из чего оно состоит

. Как писать итоговое сочинение
Обновлено 23 октября 2025, 11:17
Итоговое сочинение — это экзаменационная работа для учеников 11-х классов, проверяющая их готовность к государственной итоговой аттестации
Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Итоговое сочинение — это экзаменационная работа для учеников 11-х классов, проверяющая их готовность к государственной итоговой аттестации

Итоговое сочинение — первое проверочное испытание для выпускников, от которого зависит допуск к остальным экзаменам и получение аттестата об окончании школы. РБК Life вместе с учителями рассказывает, как подготовиться к итоговому сочинению и успешно его написать.

Что такое итоговое сочинение

Итоговое сочинение — это экзаменационная работа для учеников 11-х классов, проверяющая их готовность к государственной итоговой аттестации. Оно помогает комиссии увидеть, умеет ли выпускник анализировать литературные произведения и выражать точку зрения по теме.

Работу оценивают по определенным критериям, при успешном прохождении испытания ученик получает «зачет» и допуск к единому государственному экзамену (ЕГЭ). Также некоторые вузы учитывают итоговое сочинение при поступлении, за хорошую работу могут добавить до десяти баллов к результатам ЕГЭ [1].

Итоговое сочинение появилось в школах в 2014 году — тогда его ввели, чтобы вернуть в выпускную систему элемент классического сочинения, как это было раньше. Смысл не в проверке грамотности: работа показывает, как ученик думает, умеет ли рассуждать и делать выводы на основе прочитанного. Для школ это тоже важно: по сочинениям видно, чему действительно научили ребят — просто пересказывать тексты или понимать их глубже, находить связь между литературой и жизнью.

Олеся Мамоник
Олеся Мамоник
Репетитор по русскому языку, Санкт-Петербург

Как проходит итоговое сочинение

Итоговое сочинение в 11-м классе проводят в первую среду декабря. В 2025 году дата выпадает на 3 декабря. За две недели до дня проведения школьники подают заявление на участие, а в день экзамена приходят в назначенный пункт проведения с документом, удостоверяющим личность.

Перед началом экзамена ученикам объясняют правила, после чего они выбирают тему из предложенных и приступают к работе. На написание сочинения дают 3 часа 55 минут, пользоваться можно только орфографическим словарем. В аудитории следят за порядком, запрещены телефоны и шпаргалки [2].

Работу выполняют на специальных бланках, после чего их проверяют эксперты. Результаты объявляют в течение двух недель. Тем, кто получил «незачет», дают две дополнительные попытки — в феврале и апреле. Если и они будут отрицательными, то экзамен можно будет пересдать в следующем учебном году.

Темы итогового сочинения формируют из закрытого банка, но все они объединены в три больших раздела:

  • «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» — о нравственном выборе, ценностях, совести, внутреннем мире;
  • «Семья, общество, Отечество в жизни человека» — о роли семьи, связи человека с обществом, о гражданской позиции, традициях, общественной ответственности;
  • «Природа и культура в жизни человека» — о взаимодействии человека с природой, об искусстве, науке, языке, культуре в широком смысле [3].

Экзаменационный комплект содержит по две темы из каждого раздела. На экзамене ученики должны выбрать одну из шести.

Требования к итоговому сочинению

Для зачета работа должна соответствовать основным требованиям, установленным Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) и Рособрнадзором:

  • объем текста — не менее 250 слов. Если сочинение короче, его автоматически не засчитывают. Оптимальный объем — от 350 до 500 слов;
  • самостоятельность — текст должен быть написан без помощи других людей и искусственного интеллекта, без использования готовых шаблонов или цитат в качестве основной части. Так проверяют уникальность рассуждения [4].

Критерии оценивания итогового сочинения

  1. Соответствие теме. Важно полностью раскрыть выбранный вопрос, не уходить в сторону и показать понимание смысла темы.
  2. Аргументация и привлечение литературного материала. В сочинении обязательно нужно привести не менее одного примера из художественного произведения. Дополнительно можно использовать примеры из истории, искусства или личного опыта.
  3. Композиция и логика рассуждения. Текст должен иметь четкую структуру: вступление, основную часть и заключение. Мысли нужно излагать последовательно и связно.
  4. Качество письменной речи. В сочинении важно точно выразить мысли, употреблять разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости использовать литературные термины.
  5. Языковая грамотность. Учитывают орфографию, пунктуацию, грамматику, лексику и стиль. Ошибки не должны мешать восприятию смысла [4].

Для сдачи экзамена необходимо:

  • получить «зачет» по первому и второму критериям — соответствие темы и аргументация. Выставление «незачета» по ним автоматически ведет к «незачету» за работу в целом;
  • получить «зачет» по одному из других критериев.

Структура итогового сочинения

Вступление

Во вступлении важно задать направление рассуждению и плавно подвести читателя к основной части. Рассмотрите следующие аспекты:

  • раскрытие темы — кратко обозначьте, о чем пойдет речь, почему тема важна;
  • толкование ключевого понятия — определите значение наиболее важных слов из темы, покажите, что вы понимаете их смысл;
  • постановка тезиса — сформулируйте главную мысль, которую будете доказывать в сочинении.

Основная часть

Основная часть — самая объемная часть сочинения. Чтобы она получилась логичной и четкой, важно писать по алгоритму.

  1. Связка от вступления к аргументам. Фраза или предложение, чтобы перейти от вводной части к аргументам, например: «Обратимся к художественной литературе…».
  2. Первый аргумент с литературным примером. Краткое изложение фрагмента или характеристика героя.
  3. Анализ аргумента. Объяснение, как пример иллюстрирует ваш тезис.
  4. Микровывод. Вывод из примера, связанный с общей мыслью.
  5. Переход от первого аргумента ко второму.
  6. Второй аргумент.
  7. Анализ второго аргумента.
  8. Микровывод из второго аргумента.

В качестве литературного материала можно использовать:

  • художественные произведения — романы, повести, рассказы, стихотворения;
  • мемуарную литературу — дневники, воспоминания;
  • публицистику;
  • эссе;
  • критику;
  • документальные тексты;
  • произведения устного народного творчества, кроме пословиц и поговорок.

Заключение

Заключение — итог всего рассуждения. Желательно, чтобы оно «закрывало» сочинение и возвращалось к теме, создавая ощущение завершенности. В нем должны быть:

  • обобщение сказанного — напомните тезис и ключевые аргументы, подчеркните, как они подтверждают вашу позицию;
  • вывод — сформулируйте, к какому выводу вы пришли, сформулируйте значение высказанной мысли для вас лично.

Важно к концу сочинения вернуться к тому, с чего вы начали. Частая ошибка — после аргументов ученик неожиданно меняет мнение, высказанное во вступлении. В жизни это нормально, но в итоговом сочинении так делать не стоит: позиция должна быть последовательной и логически завершенной.

Олеся Мамоник
Олеся Мамоник
Репетитор по русскому языку, Санкт-Петербург

Подготовка к итоговому сочинению

1. Создайте список произведений для аргументации

Заранее подготовьте «банк» литературных примеров, чтобы быстро подбирать аргументы и не терять время на размышления во время экзамена. Запомните их, так как использовать дополнительные материалы и конспекты при проведении итогового сочинения запрещено. Выбирайте произведения, в которых легко находить яркие примеры для аргументации. Разбейте их по жанрам и темам.

Список произведений можно разделить на блоки по темам, которые могут встретиться на итоговом сочинении. Например, для аргументации темы из блока «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» подойдут следующие произведения:

  1. «Ионыч» Антона Чехова — духовная деградация человека под воздействием окружения;
  2. «После бала» Льва Толстого — нравственный выбор влюбленного человека;
  3. «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова — нравственный кризис личности, поиск смысла жизни;
  4. «Преступление и наказание» Федора Достоевского — совесть, раскаяние, путь к духовному возрождению;
  5. «Матренин двор» Александра Солженицына — нравственная чистота и самоотверженность простой женщины;
  6. «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу — жестокость и бесчеловечность рабовладельческой системы;
  7. «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма — месть и ее разрушительные последствия.

Лучше не смотрите экранизации книг: там много фактических ошибок из-за режиссерской интерпретации. Лучше заранее прочитайте много маленьких рассказов. Например, чтение «Песчаной учительницы» Платонова займет всего 15 минут и поможет привести примеры по темам «мечты», «самопожертвование», «долг» и «природа».

Дарья Никитина
Дарья Никитина
Учитель русского языка и литературы школы № 32 Владивостока

2. Создайте подборку клише

Чтобы писать быстро и логично, заранее подготовьте фразы-переходы и шаблоны для вступления, аргументов и заключения:

  • «Тема актуальна и сегодня, потому что…»;
  • «Так, например, в произведении…», «Главный герой показывает…»;
  • «Таким образом, можно сделать вывод, что…», «Именно поэтому важно…».

Клише не делают текст шаблонным, а помогают сохранить структуру и связность.

3. Изучайте темы и разбирайте варианты прошлых лет

Заранее узнайте темы прошлых лет и тренируйтесь на них. Пишите пробные сочинения, а затем сверяйте их с критериями ФИПИ. Отмечайте для себя, какие ошибки вы допускаете чаще всего, чтобы не повторять их.

Как писать итоговое сочинение

1. Проанализируйте темы

Внимательно прочитайте предложенные темы. Обратите внимание на ключевые слова — именно они определяют, о чем нужно рассуждать. Подумайте, какую позицию вы можете занять по каждой теме и какие примеры из литературы или жизни подходят для аргументации. Отметьте, какие темы вызывают у вас наибольший отклик, чтобы писать уверенно и раскрыть мысль полностью.

Если вы начали сочинение и поняли, что не можете достаточно убедительно раскрыть тему или подобрать аргументы, не паникуйте. Лучше аккуратно переформулировать тезис или выбрать другой пример из литературы. Главное — сохранить логичность рассуждения и последовательность мыслей.

Олеся Мамоник
Олеся Мамоник
Репетитор по русскому языку, Санкт-Петербург

2. Подберите аргументы

После выбора темы подготовьте аргументы, которые будут подтверждать вашу позицию. Для каждого аргумента продумайте конкретный пример, объяснение, как он связан с вашей мыслью, и вывод.

Один из моих учеников написал итоговое сочинение о Колобке. И, что удивительно, он сдал! По всем критериям работа оказалась абсолютно верной: раскрыта тема, есть тезис, приведены аргументы (даже из сказки), соблюдена структура и грамотность.

Дарья Никитина
Дарья Никитина
Учитель русского языка и литературы школы № 32 Владивостока

3. Пишите сочинение по частям

Не нужно сразу писать все от начала до конца. Начните с вступления, затем переходите к аргументам, а в конце — заключение. Так проще контролировать структуру и не упустить важные моменты.

4. Проверьте работу перед сдачей

После написания выделите 10–15 минут на проверку. Обратите внимание на соответствие теме, полноту раскрытия тезиса, связность и логичность, орфографию, пунктуацию и грамматику. Даже небольшая проверка повышает шанс получить «зачет».

Пример итогового сочинения

Образцы и разборы готовых вариантов итогового сочинения можно найти на сайтах для репетиторов и по подготовке к экзаменам, например «Рустьюторс» или «4ЕГЭ».

Итоговое сочинение на тему «Опасна ли месть для самого мстителя?»

Месть часто кажется людям справедливым способом наказать того, кто причинил зло. Люди думают, что, отомстив, они восстановят справедливость и успокоят обиды. Однако на самом деле месть редко приносит внутреннее удовлетворение и зачастую опасна прежде всего для самого мстителя. Стремление причинить вред другому отвлекает от настоящей жизни, разрушает моральные принципы и портит душу. Вместо того, чтобы ощущать радость и спокойствие, человек, охваченный желанием возмездия, погружается в негативные эмоции: злость, раздражение и обиду.

Эта идея особенно заметна в повести Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский». Главный герой, Владимир Дубровский, становится жертвой несправедливости: из-за произвола Троекурова он теряет отца и родовое имение. Одержимый желанием мстить, герой превращается из благородного офицера в разбойника. Однако, встретив Машу, Дубровский осознает, что чувство любви сильнее жажды мести. Внутренний перелом героя — это отказ от разрушительного пути, осознание того, что ненависть не может стать опорой для счастливой жизни.

Похожая мысль звучит и в романе Александра Дюма «Граф Монте-Кристо». Эдмон Дантес, несправедливо осужденный, после побега из тюрьмы и обретения богатства возвращается домой, чтобы отомстить обидчикам. Его план продуман до мелочей, но, добившись возмездия, герой видит, что из-за его действий страдают невинные люди. Он понимает: месть не принесла счастья, а лишь лишила покоя и радости. Осознав это, Монте-Кристо прощает врагов и уходит, стремясь обрести внутренний мир и возможность жить без ненависти.

Месть превращается в ловушку для того, кто ее замышляет, ведь энергия, потраченная на злость и ненависть, уходит на разрушение самого себя. Таким образом, месть опасна прежде всего для самого мстителя. Она разрушает внутренний мир, отнимает душевное спокойствие и мешает видеть ценность настоящей жизни. Более разумно прощать и находить силы жить дальше, а не тратить энергию на возмездие, которое приносит лишь новые страдания. Истинная сила человека заключается не в мести, а в способности сохранить доброту, выдержку и внутреннюю гармонию. Только отпуская обиду и не замыкаясь на возмездии, человек остается свободным и счастливым.

Разбор примера итогового сочинения

Требование № 1. Рекомендуемый объем — от 350 слов. Сочинение состоит из 301 слова. Формально ниже рекомендуемого, но выше минимума в 250 слов. Значит, подходит для проверки по критериям.

Требование № 2. Самостоятельность. Сочинение написано своими словами в едином стиле, есть ссылки на литературные произведения. Нет подозрительных фрагментов текста.

Критерий № 1. Соответствие теме. Сочинение полностью раскрывает тему «Опасна ли месть для самого мстителя?». Все рассуждения строятся вокруг идеи, что месть вредна прежде всего для того, кто ее замышляет. Примеры взяты из литературы, и аргументы логично поддерживают основную мысль.

Критерий № 2. Аргументация. Привлечение литературного материала. Приведены два литературных примера.

Критерий № 3. Композиция и логика рассуждения. Сочинение имеет четкую структуру. Мысли развиваются логично, переходы плавные, текст легко читается.

Критерий № 4. Качество письменной речи. Сочинение написано связно, лексика разнообразная, предложения грамотно построены. Есть эмоциональная окраска, развернутые рассуждения и пояснения, что делает текст выразительным и понятным.

Критерий № 5. Орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок нет. Текст соответствует нормам русского языка.

Вывод: сочинение полностью соответствует требованиям ФИПИ, аргументы убедительные, структура ясная, язык грамотный. За работу проверяющий ставит «зачет».

Частые вопросы

Когда будут известны результаты итогового сочинения?

Результаты обычно объявляют в течение двух недель после экзамена. Проверку проводят школьные эксперты по установленным критериям, скорость зависит от количества учеников и классов в школе.

Где смотреть результаты итогового сочинения?

Результаты объявляют в школе, а также публикуют в электронной системе Рособрнадзора, регионального органа образования или в школьном электронном дневнике.

Что делать, если не сдал итоговое сочинение?

Если ученик не сдал итоговое сочинение ни в основной день, ни в дополнительные дни, то его не допускают к ЕГЭ. Для получения аттестата о среднем общем образовании он должен подготовиться и сдать сочинение в следующем учебном году.

Действующий порядок проведения экзамена не предусматривает процедуру апелляции, как это бывает на ЕГЭ. Но если после повторного написания вы снова получили «незачет», можете подать заявление о смене экспертной комиссии. Тогда работу проверят другие специалисты. Узнать, как именно оформить заявление, можно в образовательной организации или региональном органе управления образованием. Делать это лучше без промедления — в течение нескольких дней после объявления результатов.

Когда можно пересдать итоговое сочинение?

Пересдать итоговое сочинение можно дважды — в феврале и в апреле.

Поделиться
Авторы
Теги