Народный артист Марчевский заявил о дефиците клоунов в России

. Он сказал, что клоуны — «штучный товар»
Обновлено 24 октября 2025, 14:56
Анатолий Марчевский
Фото: Софья Сандурская / Агентство «Москва»

Анатолий Марчевский

Народный артист РСФСР Анатолий Марчевский, артист цирка, преподаватель искусства клоунады в Московском институте театрального искусства им. Иосифа Кобзона (МосИТИ) в интервью изданию «Московский комсомолец» заявил, что в России наблюдается дефицит профессиональных клоунов.

«Важно понимать, что сейчас речь идет не о массовиках-затейниках в клоунских костюмах, а о клоунах, имеющих собственную индивидуальность, философию, репертуар, отражающий внутренний мир и отношение к происходящему в обществе. Если вы заметили, в жанре клоунады не появляются новые имена. К сожалению, есть цирковые программы, работающие без клоуна. А клоун — это главный персонаж циркового спектакля, дирижер зрительского настроения, он создает целостность спектакля, цементирует программу, без клоуна цирка нет», — заявил Марчевский, подчеркнув, что настоящий клоун — это «штучный товар».

Он отметил, что сегодня перед педагогами стоит задача пополнить редеющие ряды клоунов. По словам Марчевского, сегодня в МосИТИ набран целый курс по направлению «Клоунада»: «Наша задача — не подвести».

По словам артиста, репертуар клоуна должен быть современным и актуальным. В репризах должны затрагиваться темы, близкие и понятные зрителю:

«Следовательно, репертуар меняется вслед за жизнью: что волновало публику и было смешным в советское время, сегодняшней аудитории просто непонятно. Для клоуна самый главный зритель — это дети, они очень искренне и непосредственно реагируют на шутки клоуна. В цирковой среде бытует мнение, что если новая реприза не имеет успеха у детской аудитории, то взрослые ее тем более не примут», — подчеркнул Марчевский.

Облик нового Большого Московского цирка

Ранее москвичи выбрали облик нового Большого Московского цирка. Из шести вариантов наибольшее количество голосов набрала визуальная концепция архитектурного бюро «Апекс», которую поддержали 29% взрослых и 42% детей, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин.

Именно эта концепция ляжет в основу разработки градостроительной и проектной документации, к которой приступают городские власти, отметил мэр. «Впереди — большая, очень непростая работа по проектированию, строительству, обеспечению самыми современными технологиями и оборудованием уникального циркового здания, которое по своей мощности и возможностям в разы превзойдет старое», — добавил столичный градоначальник.

Поделиться
Авторы
Теги