Отдохнуть в Москве: сходить на выставку «Высоко под землей»
. И узнать кое-что о московском метро и его визуальном стилеВ Москве открылась посвященная метрополитену выставка «Высоко под землей»

В Музее транспорта Москвы вовсю идет выставка «Высоко под землей», приуроченная к 90-летию Московского метрополитена. Проект представляет такое привычное и обыденное для горожан пространство, как «подземный музей», где миллионы пассажиров каждый день соприкасаются с произведениями искусства. Барельефы, мозаики, витражи и скульптуры украшают залы станций метро под землей.
По просьбе РБК Life обозреватель Мария Безгубова сходила на выставку, осталась под впечатлением и рекомендует не пропустить ее.
Станция «Парк культуры» — мне выходить. Двигаюсь в людском потоке в сторону эскалатора, цепляясь взглядом за мраморные барельефы, украшающие зал. Московский метрополитен часто называют подземным музеем, однако рассмотреть «экспонаты» в суете будней бывает непросто. В другой раз я бы не поймала себя на этой мысли, но теперь я тороплюсь на выставку, которая посвящена искусству в столичной подземке, и мысленно «готовлюсь».
Все потому, что «Высоко под землей» помогает отвлечься от привычного восприятия метро как средства перемещения из точки А в точку Б, во время которого наше внимание занято экранами смартфонов. Посетителей встречает крупный светодиодный призыв: «При выходе из вагона не забывайте о прекрасном». В течение полутора часов (столько длится экскурсия) внимание точно будет занято не смартфоном.
Пока дожидаюсь экскурсовода в главном зале, осматриваюсь. Вступление вырисовывается высокотехнологичное, как курс развития московской подземки. На мультимедийных панелях модуль за модулем реставрируются мозаичные панно на «Комсомольской», крупным планом демонстрируются фигуры физкультурников на «Сокольниках». Виртуальная реальность компенсирует то, что воочию можно увидеть, только находясь в самом метрополитене. Эту же задачу выполняют многочисленные макеты. Экскурсионная группа собирается, мы переходим из зала в зал и наконец видим реальные исторические экспонаты: демонтированную напольную мозаику с «Бауманской», барельеф работы Веры Мухиной, витраж Павла Корина с «Новослободской» и многое другое.
Экспозиция разделена на четыре тематических блока: «Знакомое» (самый объемный сегмент, которому отведена половина выставочного пространства), «Забытое», «Грядущее» и «Невоплощенное». Эскизы, макеты и диджитал-изображения «знакомых» и утраченных элементов интерьера подземных станций — все эти сокровища можно рассмотреть с близкого расстояния. Несостоявшиеся проекты собраны в «призрачном коридоре», видеостены которого хотя и не помнят, но показывают, какие объекты пассажиры московского метро так и не увидели. Удочку забрасывают и в недалекое будущее: зал «Грядущее» перемещает посетителей на станции, открытие которых только планируется — до него еще пара-тройка лет.
Оформление каждого зала соответствует заданной тематике, так что сразу становится понятно, о чем пойдет речь. «Мозаика» угадывается в дизайне стены, как бы собранной из крупных модулей. То же самое с «Медальонами»: одну из стен украшает огромный медальон с цифровым изображением советского атлета (тут же нахожу макет одного из барельефов с «Парка культуры» и наконец-то могу рассмотреть работу детально). А в зале, отведенном «забытым» объектам, к экспонатам прикреплены бирки, напоминающие ценники в винтажном магазине.
Здесь собрана и представлена не только история произведений искусства, украшающих московское метро, но и история становления советского монументального искусства в целом. Ведь именно со столичных подземных станций в Страну Советов пришли витражи и мозаики, освобожденные Павлом Кориным и другими мастерами от клейма буржуазного и религиозного искусства.
Несмотря на то, что каждый экспонат сопровождается кратким описанием, я очень скоро убеждаюсь в том, что посетить выставку с экскурсией было правильным решением. Если табличка добросовестно расскажет вам, например, о том, что автором проекта станции «Дворец Советов» (нынешняя «Кропоткинская») стал архитектор Н.А. Душкин, то экскурсовод поведает о том, что этот самый проект помог Душкину выбраться из Бутырской тюрьмы, в которую он попал в преддверии Большого террора.
Дело обстояло так: британский премьер-министр, посетивший Москву, так восхитился «Дворцом Советов», что пожелал познакомиться с архитектором. Душкина в срочном порядке вывезли из «Бутырки», и больше в тюрьму он не возвращался. А колонны более поздней модернистской «Чертановской», построенной в 1980-е по проекту Нины Алешиной, — это оммаж знаменитым колоннам «Кропоткинской», дань уважения ученицы своему учителю.
Выставка продлится до 24 августа, но все, что вы из нее узнаете, поможет в любой другой день открыть о метро нечто большее.