История мерча: от концертных футболок до новой модной валюты

. Рассказываем, как утилитарная вещь превратилась в объект модной страсти
Обновлено 09 июля 2025, 10:55
«Ctrl+C» от CHECK YA HEAD
Фото: Пресс-служба «Таврида.АРТ»

«Ctrl+C» от CHECK YA HEAD

Худи с названиями любимых подкастов, тканевые шопперы с цитатами из телеграм-каналов и лимитированные релизы брендов, о которых еще вчера едва ли кто слышал, — сегодня мерч стал чем-то значительно большим, чем просто скучная кружка с логотипом. Это одновременно социальный маркер, код принадлежности, транслирование смыслов и объект желания.

Почему он снова в моде и выгоден всем сразу — разбираемся.

Что такое мерч и зачем он нужен

Термин «мерч» — это калька английского merch, сокращенного от merchandise. Изначально этим словом обозначали любые товары, которые бренд, спортивная команда, группа или отдельная личность выпускали для продвижения себя — от наклеек и значков до футболок и постеров. Этакая форма фанатской преданности, обернутая в ткань. Но сегодня у слова появился другой оттенок: мерч — это не просто сувенир, а настоящая форма идентичности.

Его цель — коммуникация с пользователями и передача ценностей. Вы не просто слушаете альбом — вы рассказываете о том, как он вам нравится, всем вокруг, даже не вступая в вербальную коммуникацию.

Как все начиналось: первые шаги мерча

Когда именно появился мерч, сказать сложно: одни уверены, что его историю можно отсчитывать от первой футболки с надписью Oz, которая в 1940-х поддержала выход фильма «Волшебник страны Оз» в США, другие оспаривают это утверждение, углубляясь в конец XVIII века, когда Джордж Вашингтон выпустил монеты и медальоны с собственным изображением. И все-таки закрепился мерч именно в индустрии развлечений, когда вместе с открытием первого Диснейленда в 1955 году Микки Маус появился буквально на всем.

Оказалось, что мерч — дело прибыльное: в 1960-х рок-группы начали продавать футболки с логотипами своих туров, чтобы окупить гастроли и создать дополнительный канал связи с фанатами. Легендарный мерч The Beatles, Rolling Stones и Led Zeppelin со временем стал еще и частью субкультуры.

В 1980–1990-х волна хардкора, панка и хип-хопа окончательно превратила мерч в элемент культурной идентичности: толстовка с логотипом Wu-Tang Clan или майка Nirvana и тогда были не вещами, а посланием. Без поп-культуры не обошлось — миллениалы со сведенными олдскулами мгновенно вспомнят топ с главными героями «Титаника». России тоже есть чем похвастаться: вспомнить хотя бы мерч группы «Кино» с графикой и строчками из песен, который и сейчас высоко ценится, а также футболки с цитатами из культового фильма «Брат» Алексея Балабанова.

Когда мерч стал модой

Перелом случился в 2010-х — уличная и высокая мода наконец вступили в союз, и мерч стал чем-то большим, чем просто атрибутикой фанатов. Бренд Vetements выпустил ироничный DHL-мерч и превратил логотип службы доставки в модный фетиш. Певец Джастин Бибер создал коллекцию Purpose Tour с дизайнерами Fear of God, которая продавалась в магазинах модной одежды, а не на концертах. А когда Balenciaga выпустили мерч для «Симпсонов» — мир окончательно перестал различать ироничный фанатский продукт и люксовую вещь.

Какие бывают виды мерча

  • Музыкальный. Самый классический — футболки, худи, кепки с логотипами групп, обложками альбомов или названиями туров. Сегодня это уже отдельный жанр, например, у рэпера Басты есть сразу несколько коллекций минималистичных вещей, посвященных прошедшим шоу.
  • Брендовый. Когда мода выпускает мерч про саму себя. Логотипы на всем: пока Jacquemus или Acne Studios ставят имя брендов на носках и сумках, россияне Sorry, I'm Not сделали собственное название лозунгом, а российский стритвир-бренд Volchok строит целые коллекции вокруг графики и слоганов, будто бы «растиражированных» самим брендом.
  • Медийный и инфлюенсерский. Блогеры, подкастеры, телеграм-каналы, тиктокеры — многие стремятся запустить мерч, чтобы превратить аудиторию в комьюнити. Мемные надписи, цитаты, визуальные коды — тут ценится все, что легко расшифровывается «своими».
  • Корпоративный. Все началось со скучных толстовок с надписью Microsoft, маек с логотипом парижского такси или бейсболок с названием пиццерии, которые выпускались для работников и партнеров. Но такой мерч стал ироничным, превратившись в особую форму постиронии, которая берет все «самое обычное» и превращает в объект фэшн-желания. В России можно найти десятки удачных примеров — у «Сбера» и «ВК» есть свои магазины с мерчем, в котором найдется примерно все от стикеров и бутылок для воды до толстовок и рюкзаков, а «Союзмультфильм» выпускает мерч в коллаборациях с российскими брендами.
  • Арт-мерч. Когда художники выпускают предметы — от свитшотов до свечей и шопперов. Это новый способ распространять искусство — не через галереи, а через носимые медиумы. Например, в «Третьяковской галерее» можно найти футболку с «Девочкой с персиками», а в «Эрмитаже» — носки с легендарным «Черным квадратом».
  • Событийный мерч. Чтобы впечатления оставались с нами. Фестивали, концерты, премьеры, арт-события — каждый уик-энд теперь может быть на майке. Мерч Faces & Laces, «Пикника Афиши» или Archstoyanie разлетается как самостоятельная форма коммуникации: не просто воспоминание, а знак своей культурной среды.
  • Территориальный мерч. Одежда с географией. Тот случай, когда любовь к городу, району или региону становится дизайном. Футболки с надписями «Северянин», «ЦАО», «Санкт-Петербург», «Саратов» — это уже не сувенир, а манифест. Порой это иронично, порой очень серьезно, но всегда с сильным идентификационным зарядом.

Современный мерч — это уже не просто бейсболки и термокружки. Это поле для экспериментов, где важны форма, ирония, культурные коды и даже небрежность. Главный критерий — вещь должна нести настроение и быть эстетичной. Мерч работает только тогда, когда его хочется носить и использовать не из вежливости, а потому что он по-настоящему классный.

Исполнять эту роль может что угодно: одежда и аксессуары (толстовки, шарфы, шапки, носки, сумки-шопперы, галстуки); посуда и текстиль (керамические кружки, скатерти, постельное белье, подносы, салфетки); предметы настроения (ароматические свечи, стикеры, блокноты, спички в красивых коробках, значки, брелоки, пепельницы, чехлы для телефонов и даже шторы в душ); арт-объекты (постеры, журналы, виниловые пластинки с альтернативным оформлением, лимитированные тиражи предметов, созданных в коллаборации с художниками); продукты (шоколад, кофе, специи, напитки). Через привычные или, наоборот, нетривиальные предметы, которые популярны среди интересующей вас аудитории, можно транслировать важные смыслы и даже управлять настроением людей.

Зачем бренду выпускать мерч

В первую очередь, чтобы получить выгоду, но не обязательно материальную. Мерч для организаций — это давно уже не просто сувенир с логотипом, а инструмент стратегической коммуникации. Его задача — не только заявить о себе, но встроиться в повседневность потенциальной аудитории: тонко, эмоционально, без прямых продаж. Бренды больше не штампуют однотипные футболки со своим названием — они транслируют ценности, визуальный язык и атмосферу. Это работает на узнаваемость: человек надевает футболку с логотипом кофейни из Москвы или берет с собой сумку с названием маленького книжного в Петербурге и становится не просто «носителем», а частью нарратива бренда. И одновременно дополнительным медиапространством: живой, подвижной воронкой узнаваемости, которая говорит за бренд даже там, где нет рекламных щитов. В этом и сила современного мерча: он превращает потребителя в соавтора образа, который бренду важно транслировать.

Еще это точка входа в сообщество: мерч помогает собирать своих. Это как приглашение в клуб, которое не надо оформлять официально. Особенно это актуально для новых брендов, которые собирают вокруг себя лояльную аудиторию. И заодно мерч становится рупором идей в материальном виде. Через него бренд может транслировать ценности — от устойчивой моды до ироничного отношения к себе. Он говорит, даже если молчит.

Наконец, мерч может просто быть отдельным источником дохода. Он может приносит прибыль, если сделан грамотно — с хорошим дизайном, адекватной ценой и пониманием своей аудитории. Особенно в индустриях, где основной продукт стоит дешево или распространяется бесплатно (музыка, видеосервисы, подкасты или локальные проекты). Часто именно мерч становится экономической опорой для независимого бизнеса.

Опыт развития российского мерча

Мерч в России начинался задолго до того, как само слово вошло в массовый обиход. Его корни — не в маркетинговых стратегиях и коллаборациях, а в культуре противостояния, идентичности и желания быть «своим среди своих». От первых значков рок-фанатов до лимитированных дропов отечественных дизайнеров — путь оказался куда изобретательнее, чем можно было бы подумать.

Мерч начал обретать коммерческое лицо к 1990-м годам, хотя пока чаще всего — пиратское. «Руки Вверх!» или «Иванушки International» продавались не только на кассетах, но и на лотках в виде футболок, постеров, наклеек и даже рюкзаков. Часто все это производилось без ведома артистов, но пользовалось спросом — особенно у подростков.

С приходом интернета мерч стал ближе, но и более разрозненным. Фан-клубы Tokio Hotel или «Короля и Шута» заказывали футболки на сервисах печати, искали значки на барахолках или шили худи с символикой кумиров в домашних условиях. Группа «Тату» одной из первых в стране начала продавать официальный мерч, и за ним до сих пор охотятся.

Самый неожиданный поворот в истории российского мерча произошел в 2010-х, когда на этот рынок вышли те, от кого меньше всего ждали дерзости: музеи, театры, храмы и университеты. Именно они начали превращать собственную символику в предметы желания.

На рубеже 2020-х появляются дизайнерские проекты, которые пересекают границы мерча и высокой моды. Гоша Рубчинский строит целую вселенную на культурных отголосках постсоветского времени. Его футболки с надписью «Россия» становятся модным мемом сначала в Париже, потом в социальных сетях.

Сегодня с изображением храма Христа Спасителя можно купить монеты и футболки. А в МГУ, ВШЭ, СПбГУ все чаще можно встретить худи с логотипом альма-матер, гордой надписью «выпускник философского» или «СПбГУ — основан в 1724». Это уже не просто корпоративный атрибут, а способ заявить о себе — академическая идентичность в модном обличье.

Именно в этом заключается ключевое отличие «нового» российского мерча: он больше не делится на крутой и официальный, а существует на перекрестке иронии, культурной памяти и повседневной эстетики.

Мерч сегодня

Мерч — это о принадлежности. В эпоху перенасыщенности контентом мы хотим фильтровать свое внимание и быть ближе к тем, кто близок нам по духу. Мерч может стать частью вашего цифрового следа, вашей визуальной визитки, особенно с ростом персонального бренда. Теперь человек сам может запускать свой собственный мерч, чтобы заявить о себе, тем более что сделать его популярным не так сложно. Например, недавно в Москве прошла «Мерч.Конференция» от «Таврида.АРТ» и бренда «Арт.Молодость» для профессионалов в сфере создания и реализации мерча. По ее итогам вручили «Мерч.Премию», в которой мог принять участие любой желающий. Ею отметили дизайнеров, студии и команды, которые не просто делают принты на футболках, а создают проекты с идеей, смыслом и узнаваемым стилем.

Эксперты определили победителей в девяти номинациях. Они получили призы и место в профессиональном каталоге конференции, где отмечены только сильнейшие дизайнеры и производители. К ним за мерчем с идеей могут обратиться бренды, компании и даже госструктуры. А еще вручили специальный приз зрительских симпатий.

Генеральный директор АНО «Таврида.АРТ» Ксения Артемьева отметила, что мерч — это та сфера, которая очень часто получает признание или непризнание со стороны получателя, но крайне редко оценивается как отдельный вид деятельности или даже искусства.

Поделиться
Авторы
Теги