Вышел новый сезон «Уэнсдэй» с Дженной Ортегой: насколько он хорош
. Шоу Тима Бёртона рискует превратиться в бездушный фансервисВышел новый сезон сериала «Уэнсдэй»: мнение кинокритика

Дженна Ортега осталась без любовного интереса в новом сезоне «Уэнсдей»
На Netflix стартовал второй сезон «Уэнсдэй» — спин-оффа легендарной «Семейки Аддамс» Барри Зонненфельда от мастера готических сказок Тима Бёртона. В главной роли снова блистает звезда «Крика» и «Смерти Единорога» Дженна Ортега, облаченная в одежду всех оттенков смолы.
Вышедший в конце 2022 года подростковый мистический хоррор о девочке со взглядом гробовщика всего за пару недель стал настоящим хитом платформы, собрав более 341 млн часов просмотра, перебив успех «Очень странных дел».
Ожидания от второго сезона «Уэнсдэй» были заоблачными, но смогли ли четыре часовых эпизода их оправдать? Кинообозреватель Оля Смолина призывает горшочек не варить: Бёртона — угомониться, а Netflix — снизить темпы фансервиса.
Еще более мрачная и одинокая Уэнсдэй Аддамс (Дженна Ортега) возвращается в волшебную школу Невермор после летних каникул, которые не прошли даром. Уэнсдэй успела обезвредить опасного маньяка-грумера (камео Хэйли Джоэла Осмента из «Шестого чувства»), выучила «Танец рыцарей» Сергея Прокофьева и написала первую книгу, которую, впрочем, никто не хочет публиковать.
Кадр из сериала «Уэнсдей»
На этот раз в Невермор она возвращается не одна, а в компании младшего брата Пагсли (Айзек Ордоньес) и матери Мортиши (Кэтрин Зета-Джонс), которая устроилась работать в школьный комитет — лишь бы быть поближе к дочери и контролировать ее суперспособности. Кажется, с Уэнсдэй сняли ярлык аутсайдера: после спасения Невермор от монстра-хайда неразговорчивая девочка с косичками стала местной звездой. И все бы хорошо, но в Иерихоне объявляется новый маньяк, который нацелился на Энид Синклер (Эмма Майерс), лучшую подругу-оборотня Уэнсдэй.
В попытке вычислить злодея девочка натыкается на сумасшедшую фанатку Агнес (Иви Темплтон), проходит пару сумасшедших уроков вождения, выигрывает школьную эстафету, спасается от живых мертвецов и даже забывает о дне рождения Вещи (Виктор Доробанту). Но, что самое важное — раскрывает цепочку загадочных исчезновений студентов Невермор, о которых, кажется, все давно забыли.
С 2010-х годов киноиндустрия окончательно ушла в романтизацию 1980-х, мировой прокат заполонили новые части «Парка Юрского периода» и «Безумного Макса», вышла новая адаптация кинговского хоррора «Оно», ремейк мюзикла «Звезда родилась». Перезапуск культовой черной комедии Барри Зонненфельда «Семейка Аддамс» казался вопросом времени, а не выбора. Гротескный стиль оригинальных комиксов Чарльза Аддамса, выходивших в журнале The New Yorker в 1930-х, идеально вписался в визуальный код мастера мрачных сказок Тима Бёртона, который принялся сделать «Семейку Аддамс» вновь великой.
Кадр из сериала «Уэнсдей»
Впрочем, залогом невероятного успеха «Уэнсдэй» в итоге стал совсем не режиссер «Большой рыбы» и «Бэтмена» и даже не «последняя девушка» нового «Крика» Дженна Ортега, а сами зрители.
«Уэнсдей» — образцовый сериал поколения TikTok, состоящий из эффектных сцен (едва ли кто-то смог забыть танец с выпускного бала), длительность которых не превышает стандарты коротких видео. Такие хочется «пошерить» — переслать подруге или показать подписчикам — а затем снять «ответку» и запустить вирусный флешмоб. Кроме того, «Уэнсдей» — кладезь характерных персонажей: от радужной феи Энид до queen bee сирены Бьянки, выделяющихся индивидуальным макияжем, маникюром и гардеробом.
Эмма Майерс в сериале «Уэнсдей»
При этом сериал даже не пытался претендовать на самобытность. Первый сезон взял лучшее из детства миллениалов — «Зачарованных», «Гарри Поттера», «Скуби-Ду», «Битлджуса», того же «Бэтмена», — выбрав ностальгию в качестве основного рычага давления на зрителя. Шалость удалась: феномен бешеной популярности «Уэнсдэй» не иначе как коллективной ответственностью назвать нельзя. Однако на пороге второго сезона выяснилось, что времена изменились, прежние маркетинговые стратегии не работают, а придумать что-то новое не успели.
Стив Бушеми в сериале «Уэнсдей»
Так что второй сезон завлекает, в первую очередь, актерским составом: он буквально лопается от количества звезд первой величины, в числе которых Стив Бушеми, Тандиве Ньютон, Билли Пайпер, Кристофер Ллойд, Леди Гага, Хэйли Джоел Осмент, Фрэнсис О'Коннор, а также знакомые по первому сезону Кристина Риччи и Кэтрин Зета-Джонс. Радикально концепция «Уэнсдэй» не менялась, однако после скандального увольнения Перси Хайнса Уайта, исполнителя роли Ксавье Торпа, главная героиня осталась без любовного интереса и целиком посвятила себя делу сверхъестественного детектива.
В интервью Variety Дженна Ортега рассказала, что во втором сезоне будет больше хоррора и меньше романтики, да и тонкости пубертата тоже оставили на потом. В стремлении как можно сильнее увлечь зрителя Бёртон закидывает в сериал не одного, а целую коллекцию маньяков, добавляя до кучи стаю инфернальных воронов-убийц — все в лучших традициях готических романов Эдгара Аллана По, отсылки на творчество которого можно увидеть в каждой главе сезона.
Кадр из сериала «Уэнсдей»
Не обходится и без заигрывания с жанром: «Уэнсдэй» отдает дань уважения как относительно современным хоррорам («Пила» Ли Уоннелла и Джеймса Вана, «Молчание ягнят» Джонатана Демме, «Американская история ужасов» Райана Мёрфи), так и вечной классике («Ночь живых мертвецов» Джорджа А. Ромеро), балансируя между слэшером, триллером и детективом.
Как и прежде, «Уэнсдэй» умеет подать себя красиво, разговаривая со зрителем не только на уровне сюжета, но и интертекста — обширного пласта культурных референсов, в котором каждый найдет себе «пасхалку» по сердцу. Кто-то оценит стоп-моушен анимацию в стиле «Франкенвини» в первом эпизоде, а кто-то заметит параллель между третьим эпизодом «Уэнсдэй» и «Ценностями семейки Аддамс» 1993 года.
Проблема в том, что в утомительном вихре сменяющих друг друга событий и персонажей, между которыми практически отсутствует интеракция, второй сезон «Уэнсдэй» ощущается невероятно пустым и в то же время избыточным.
Фред Армисен в сериале «Уэнсдей»
Это больше не легкое развлекательное шоу, которое так и тянет помножить на тиктоки. Теперь оно изматывает гигантским хронометражем; шумной толпой новых персонажей, в череде которых такие важные фигуры как дядя Фестер (Фред Армисен) и бабушка Хестер Крамп (Джоанна Ламли) выглядят абсолютно лишними; изобилием побочных сюжетных линий и деталей, которые никак не помогают Уэнсдэй и существуют лишь для того, чтобы сделать вымышленный мир более плотным и адаптивным.
Возможно, именно желание угодить аудитории и погубит нетфликсовое творение Тима Бёртона, который сохранил чувство прекрасного, но явно пренебрег дисциплиной. Узнаем 3 сентября, когда выйдет вторая часть сезона.