Что нельзя делать на Успение Пресвятой Богородицы 28 августа, а что можно
. Народные приметы
Успение Пресвятой Богородицы — один из важнейших православных праздников
На Руси Успение называли Большой Пречистой. В народной культуре эта дата отмечена особым почтением и сопровождалась как строгими запретами, так и важными обрядами, которые стоило исполнить именно в этот день. Рассказываем подробно о приметах и обрядах на Успение.
Что нельзя делать на Успение Пресвятой Богородицы
Успение Пресвятой Богородицы — один из важнейших православных праздников, отмечаемый ежегодно 28 августа. В церковной традиции этот день посвящен воспоминанию о кончине Девы Марии, которую в народе называют Пречистой [1], [2]. Согласно преданию, Богородица мирно «уснула», поэтому позднее праздник получил название «Успение», то есть «засыпание».
Считалось, что в день Успения нельзя нарушать установленные порядки. Этот праздник требовал особой тишины, уважения и благоговейного поведения. Многие запреты передавались из поколения в поколение [3], [4], [5], [6]. Вот что запрещалось делать:
- Работать. В Успение завершались жатва и двухнедельный пост, и этот день воспринимался как время покоя и благодарности. Физический труд, особенно в поле и по хозяйству, считался неуместным. Нарушение этого запрета воспринималось как проявление неуважения к Богородице и к завершению страдной поры.
- Ссориться. День памяти Пречистой считался временем мира и внутреннего очищения. Считалось недопустимым вступать в конфликты, произносить грубые слова или ссориться с близкими. В народной традиции любое нарушение гармонии в такой день могло обернуться долгим разладом в семье.
- Начинать новые дела. Успение символизировало завершение старого цикла, особенно земледельческого. Начинать что-либо важное или планировать большие перемены считалось неудачным — день больше подходил для подведения итогов, чем для старта новых проектов.
- Есть до освящения хлеба. По обычаю, в церковь приносили каравай из нового урожая, и до его освящения никто в доме не имел права притронуться к пище. Только после того как все возвращались с богослужения, разрешалось разговеться освященным хлебом.
- Ронять крошки от освященного каравая. Хлеб, освященный в храме на Успение, считался святыней. Его тщательно заворачивали и хранили под образами. Потерять хотя бы крошку, а тем более наступить на нее считалось тяжким грехом и дурным знаком.
- Пренебрегать молитвой. День был посвящен не только празднику, но и молитвенной благодарности. После обедни устраивали крестный ход на поле, где возносили молебен Богородице. Участие в этом считалось делом чести и важным духовным актом.
- Пропустить разговение. После поста принято было обязательно вкушать освященный хлеб, беседовать в кругу семьи, помянуть урожай. Отказ от этого воспринимался как неуважение к обычаю и к труду, вложенному в хлеб.
Что можно делать на Успение Пресвятой Богородицы
Успение — день завершения и подведения итогов. Все, что связано с благодарностью, молитвой, уважением к труду и традиции, в этот день не только допустимо, но и особенно уместно. Народ верил, что Богородица в этот день особо близка людям: охраняет семьи, благословляет труды и заботится о благополучии дома. Именно поэтому так много обычаев и обрядов считались благоприятными и даже необходимыми для совершения в этот день [3], [4], [5], [6].
- Посетить церковь и принести каравай из нового урожая. Один из самых почитаемых обрядов — испечь хлеб из свежесобранного зерна и принести его в храм для освящения. Только после этого каравай разрезали и ели всей семьей. Остатки заворачивали в чистую холстину и хранили под иконами. Этот хлеб считался целебным: его давали больным и слабым.
- Молиться Богородице и участвовать в крестном ходе. В этот день особенно важно было обратиться к Пречистой с благодарностью. После праздничной службы устраивался молебен прямо на поле — на широкой меже. Считалось, что если в это время стоит тишина и ясная погода, осень будет спокойной, без бурь и дождей.
- Праздновать окончание жатвы — устраивать спожинки. На Успение традиционно завершалась жатва. По селам устраивали веселые застолья, пекли пироги из новой муки, варили пиво и угощали соседей. В некоторых местах на спожинки звали всех односельчан, в том числе и тех, кто помогал с уборкой хлеба.
- Устраивать обряд с дожиночным снопом. Из последних колосьев, оставшихся на поле, свивали венок и вручали его самой красивой девушке. Венок несли с песнями в господский или сельский дом. Сам сноп ставили под образа — он символизировал плодородие и был связан с гаданиями о будущем урожае.
- Начинать осенние посиделки и свадебные приготовления. После Успения в деревнях начиналась пора вечерних засидок и бесед — время общения, рукоделия и первых брачных договоренностей. Сватов отправляли не раньше двух недель после праздника, но присматриваться к будущим женихам девушки начинали уже в этот день.
- Гадать на урожай будущего года. Из дожиночного снопа выбирали три колоса и закапывали по зернышку в землю. Смотрели, какие взойдут раньше. Это считалось предсказанием: урожайным будет ранний, средний или поздний сев.
- Святить и пробовать дежень (толокно). На севере России было принято угощать гостей блюдом из толокна. За этим столом вспоминали жатву, пели песни и делились новостями. Старики в этот вечер обсуждали урожай, а дети играли до поздней ночи — так завершалось лето.
- Исполнять традиционные песни и духовные стихи. После службы странствующие певцы-калики исполняли у церквей духовные стихи об Успении. Их слушали, приглашали за стол, угощали. Пение воспринималось как благословение и напоминание о святом значении дня.
Приметы на Успение Пресвятой Богородицы на погоду
Крестьянский календарь связывал с днем Успения целый ряд погодных примет, помогающих спрогнозировать грядущую зиму и даже будущий урожай. В этот день особенно внимательно следили за ветром, солнцем и осадками [3], [4], [5], [6].
- Если день ясный и тихий — осень будет спокойная и сухая.
- Во время крестного хода на поле и молебна Богородице наблюдали за небом. Безоблачное небо и неподвижный воздух предвещали теплую и ровную осень — без бурь, ливней и холодных ветров.
- Если в день Успения дождь — зима будет снежной и мягкой. Осадки воспринимались как знак милости небес и обещание, что снег хорошо укроет землю от промерзания.
- Если день ветреный — бабье лето будет жарким, а старок ненастным. Считалось, что ветер 28 августа указывает на жаркие дни в начале сентября, но потом наступят слякоть и похолодание.
- Если лодки стоят на воде спокойно, а поверхность не рябит — осень будет тихая, зима — без метелей. Гладкая вода без движения в канун или день Успения говорила о том, что в холодное время не будет бурь и снежных вихрей.
- Если утро холодное — скоро ударят первые заморозки. Заметное понижение температуры на рассвете 28 августа предвещало раннюю осень и быстрое наступление холодов.
- Если небо пасмурное и солнце не показывается — осень будет дождливой и затяжной. Хмурый, мрачный день считался плохим знаком, особенно для тех, кто еще не завершил молотьбу или не успел засеять озимые.
- Если молодое бабье лето (с 28 августа по 11 сентября) стоит теплое и ясное — жди ненастья во второй половине сентября. Народная наблюдательность подмечала: если первая половина осени радует погодой, вторая нередко бывает дождливой и сырой. Это время называли старком.
- С Успения солнце засыпает — дни быстро убывают. Это устойчивая народная формула, фиксирующая смену времен года: начиная с 28 августа продолжительность дня заметно сокращается, что воспринималось как естественное «засыпание» солнца перед зимой.
Приметы на Успение Пресвятой Богородицы для девушек
День Успения Пресвятой Богородицы в народной культуре связывался не только с завершением жатвы и церковным праздником, но и с надеждами девушек на счастливую судьбу. Пречистую считали заступницей женщин и покровительницей семьи, поэтому этот день был насыщен обрядами, приметами и гаданиями, особенно среди незамужних. Ни одна девушка не упускала возможности в этот день обратить внимание на знаки — как в поведении окружающих, так и в огне свечей или венках из колосьев [3], [6], [7].
- Если на Успение присмотреться к парню — до весны выйдешь замуж. Считалось, что девушка, обратившая внимание на юношу в этот день, имеет все шансы пойти за него под венец в ближайший свадебный сезон. Поэтому в праздник девушки старались бывать в людных местах — в церкви, на гуляниях, на спожинках.
- Если не посмотришь жениха на Успение — зиму в девках просидишь. Эта пословица — одно из самых узнаваемых крестьянских предупреждений: промедление в выборе суженого в день Пречистой грозит одиночеством на всю зиму.
- Кто из девушек первой откусит освященный каравай — та и первой замуж пойдет. После службы в храме хлеб, испеченный из нового урожая, приносили домой и разрезали в кругу семьи. Девушки старались первыми отведать этот «свяченый кусочек» — верили, что он ускорит сватовство.
- Гадание на свечах: у кого пламя ровное — у той жизнь спокойная, а если чадит и трещит — судьба будет беспокойной. Каждая девушка приносила в Успенский вечер свою свечу (или лучину), отмеченную особым знаком. Все свечи зажигали одновременно. Если огонь был ровным и ярким, это обещало светлую и счастливую жизнь. Если трепетал, гас, чадил — ждали трудности, болезни, тяжелую долю. Свеча, погасшая сама собой, считалась очень дурным предзнаменованием.
- У кого свеча догорит последней — та проживет дольше всех. Это также было частью обряда: наблюдали, чья свеча горит дольше. Такая девушка считалась не только долгожительницей, но и счастливицей — особенно если пламя было ровным.
- Если девушку выбрали нести венок — ей быть невестой. В день спожинок, совпадающий с Успением, последнюю жницу среди незамужних выбирали как талаку. Ее наряжали в белый платок и венок из колосьев, вручали последний сноп и вели с песнями по деревне. Это был обряд особого почета, но одновременно и гадание: та, кто несет сноп, будет первой невестой в деревне. В некоторых регионах талаку усаживали в красный угол под образа и чествовали как будущую хозяйку.