Приметы на Ореховый Спас: на погоду, на деньги и любовь

. Что нельзя делать 29 августа, обряды и традиции
Обновлено 12 августа 2025, 17:11
Ореховый Спас завершает череду августовских праздников, связанных с урожаем
Фото: Igor Normann / Shutterstock / FOTODOM

Ореховый Спас завершает череду августовских праздников, связанных с урожаем

Ореховый Спас завершал не только цикл праздников августа, но и все лето. Поэтому каждое явление в этот день рассматривалось не как случайность, а как знак, который нужно уметь прочитать. Рассказываем о самых интересных обычаях и приметах на погоду, деньги и любовь.

Приметы на Ореховый Спас на погоду

Ореховый Спас, также известный как Хлебный, Холщевый или Третий Спас, отмечается 29 августа (по новому стилю) и завершает череду августовских праздников, связанных с урожаем. К этому дню в большинстве регионов жатва уже подходила к концу, начинались подсчеты, расплаты, ярмарки [1], [2], [3]. Но, в отличие от Медового и Яблочного Спаса, этот день не сопровождался гуляньями и весельем.

По церковному календарю 29 августа — день Усекновения главы Иоанна Предтечи. В народной традиции он получил названия Иван Постный, Головосек, Иван Полеток [1], [2]. Пост в этот день был особенно суровым: запрещалось есть не только мясо и молочное, но даже привычные постные блюда, если они напоминали форму головы. Праздник имел и другое значение — граница между сезонами. В этот день крестьяне внимательно следили за погодой, чтобы понять, чего ждать от осени и зимы. Природа, по народным представлениям, как будто раскрывалась: каждое явление — туман, полет птицы, цвет неба — могло стать подсказкой на ближайшие месяцы [1], [2].

  • Если день солнечный и безоблачный, осень будет сухой и долгой, а зима придет поздно. Солнечный Ореховый Спас сулил и хороший остаток урожая: «Светит Спас — в амбаре не пусто».
  • Если идет дождь, год будет урожайным, но осень сырая, зима — снежная. Дождь в этот день воспринимался как знак щедрости земли и благословения сверху.
  • Если утро туманное, это считалось хорошим признаком. Осень будет мягкой, подходящей для сбора второго урожая: капусты, моркови, свеклы.
  • Если журавли летят в южную сторону — ждали скорого наступления холодов. Особенно внимательно наблюдали, если это совпадало с днями перед Семеном (1 сентября).
  • Если ласточки еще остаются в деревне, теплая погода задержится. Пока ласточки не улетели, зима не вступит в свои права.
  • Если в небе видели лебедя, готовились к раннему снегу. Говорили: «Лебедь несет на носу снег».
  • Если в этот день летит гусь, будет дождливая осень. Тяжелый полет гуся предвещал влагу и слякоть.
  • Если чайки летают стаей или кружат, определяли, с какой стороны ждать перемены погоды. Направление полета чайки принималось как указатель на ветер и осадки.
  • Если орехов в лесу много, а грибов почти нет, зима будет морозной и сухой.
  • Если, наоборот, грибов много, а орехов мало, предсказывали сырую и теплую зиму с частыми оттепелями.

Приметы на Ореховый Спас на деньги

Ореховый Спас был не только границей между летом и осенью, но и временем подведения финансовых итогов. В народной традиции он приходился на завершение сезона наемных работ, так называемых полетков. В этот день рассчитывались с работниками, завершали договоры, собирали оброк и арендную плату. Именно поэтому в некоторых регионах его называли не только Иван Постный, но и Иван Полеток — от слова «плата», «полетка», то есть вознаграждение за летний труд [1], [2]. Отсюда особое внимание к денежным приметам: как закончишь сезон — так и весь следующий год пройдет.

К Ореховому Спасу приурочивали ярмарки-однодневки. Их устраивали и в городах, и в деревнях. Торговали прежде всего домашним текстилем, вощиной, скобяным товаром [3]. Считалось, что именно в этот день деньги ходят особенно «чисто»: нищаки не задерживаются, но и не уходят в пустоту, если распорядиться ими разумно.

В народе Ореховый Спас воспринимали как день, когда копейка может повести себя по-разному. Отсюда и приметы — что делать, чтобы деньги «пошли», а не ушли, и чего избегать, чтобы не навлечь убытка.

  • Если в этот день удалось что-то продать на ярмарке, это считалось добрым знаком: прибыльный год впереди. Успешная торговля сулила удачу не только продавцу, но и тому, кто покупал «с умом».
  • Если деньги на Спас получили — нельзя было тратить их в тот же день, особенно на еду. Их откладывали или прятали в сундук — считалось, что это принесет достаток на зиму.
  • Если в кошельке звенела мелочь, значит, не будет пусто в хозяйстве. В народе шутили: «На Ореховый Спас копейка в кармане шевелится — к доброму обороту».
  • Если на Спас выдали расчет по найму, а человек не был доволен — год пройдет впроголодь. Поэтому говорили: «Каково полетки сложишь, таково и зиму проживешь».
  • Если в этот день найти монету или купюру, это к прибыли. Но поднимать ее следовало молча и без свидетелей — иначе «заговоришь удачу».
  • Если в доме в этот день спор о деньгах, вся зима пройдет в нужде. Поэтому избегали споров о хозяйстве, долгах, цене товаров.
  • Если купить что-то для дома или для хозяйства на Ореховый Спас, считалось, что вещь прослужит долго, а деньги на нее «вернутся».

Приметы на Медовый Спас на любовь

Несмотря на строгость дня, связанного с памятью об усекновении Иоанна Предтечи, народ не обходил стороной и вопросы личного счастья. В деревенской традиции Ореховый Спас считался порогом нового жизненного периода, не только природного, но и человеческого: заканчивались летние работы, приближалось время свадеб, у девушек — пора задуматься о будущей семье [1], [2], [4].

Любовные приметы на Ореховый Спас строились не столько на гаданиях, сколько на наблюдении за природой и собственным поведением: как девушка или парень проведут этот день, так и сложится личная жизнь в ближайший год. В этот день верили: все, что заложишь сейчас, — даст плод зимой. А значит, и любовь, признанная на Ореховый Спас, будет крепкой и надежной.

  • Если на Ореховый Спас угостить парня пирогом с ягодами или грибами, это считалось негласным признанием в симпатии. Если юноша съест пирог без остатка — чувства взаимны.
  • Если девушка в этот день найдет крепкий, чистый орех, особенно без червоточины, — к счастливой встрече или скорому замужеству. Орех клали под подушку или носили при себе до Покрова.
  • Если парень купит на ярмарке и подарит девушке платок, это знак, что он готов к сватовству. Такой подарок расценивался как серьезное намерение.
  • Если в этот день молодые познакомились или впервые заговорили — значит, их отношения будут крепкими, как ореховая скорлупа. Считалось, что случайные встречи на Ореховый Спас не случайны, а судьбоносны.
  • Если поссориться с любимым человеком в этот день, расставание будет долгим или окончательным. Поэтому влюбленные старались проявлять сдержанность и прощать мелкие обиды.
  • Если утром девушка видит, как в окно влетела ласточка или села на подоконник, — к вестям от суженого. Это была редкая, но очень сильная примета.

Что нельзя делать на Ореховый Спас

Запреты в день Орехового Спаса касаются не только пищи, но и поведения, труда, даже мыслей. Считалось, что любое неуважение к этому дню обернется бедой — и не обязательно сразу, а в течение года [1], [2], [3].

  • Работать в поле и огороде. Особенно запрещалось копать землю, срезать капусту, выдергивать корнеплоды, рвать яблоки и орехи. Эти действия напоминали о насильственной смерти Иоанна Крестителя и считались неуместными.
  • Браться за острые предметы — нож, топор, косу, иглу, даже ножницы. Любое лезвие символически связывали с мечом палача. В Полесье и на юге славян верили, что даже за крой одежды в этот день браться нельзя: все сшитое «посечется» и не прослужит.
  • Есть круглые плоды и блюда. Капусту, репу, яблоки, арбузы, даже борщ или ботвинью старались не готовить — считалось, что их форма напоминает отсеченную голову. Хлеб в этот день только ломали, но не резали.
  • Веселиться, петь и танцевать. По поверьям, пляска и пение в этот день — повторение поступка Иродовой дочери, из-за которого Иоанн Креститель был обезглавлен. Веселье воспринималось как осквернение памяти.
  • Ссориться и сквернословить. Особенно в семье или с соседями. Верили, что конфликт на Ореховый Спас надолго «закрывает сердце» и приносит в дом беду.
  • Готовить пищу с мясом, молоком или яйцами. День строго постный. Нарушение поста в этот день считалось не просто грехом, а тяжелым оскорблением святого, за которое придется расплачиваться.
  • Начинать важные дела — строить, сажать, подписывать договоры, свататься, отправляться в дорогу. День считался опасным: все начатое в этот день будет «посечено», прервется или не принесет пользы.
  • Мыть и расчесывать волосы. Особенно для женщин и девушек — чтобы волосы не секлись и не выпадали. В некоторых регионах, напротив, голову мыли — чтобы избавиться от головной боли. Но расчесывание все равно считалось запретным.
  • Поднимать деньги или находки на дороге. Считалось, что в этот день чужая вещь может «перенести» на себя беду — как символ обезглавливания, подмены судьбы.

Что можно делать на Ореховый Спас

В народной традиции на Ореховый Спас было принято соблюдать пост, избегать суеты и при этом — делать добро, завершать начатое, наблюдать за природой, угощать ближнего и молиться. День учили проводить в простоте и чистоте: без тяжелой работы, но и не в лености; без шумного застолья, но и не в голоде; без веселья, но с внутренним светом [1], [2], [3].

  • Поститься. День строго постный, и пост воспринимался не как ограничение, а как очищение. Люди говорили: «Пост — в рай мост». Стол был скромный, но не бедный: ели пироги с грибами, овсяный кисель, кулагу, ягоды, свеклу, капусту без масла. Домохозяйки старались готовить из того, что уродилось, — без излишеств, но с выдумкой.
  • Печь постные пироги. Особенно с ягодами и грибами. Круглые пироги не делали, а пекли «долгие» — вытянутые в длину. Такой пирог мог стать и угощением для семьи, и знаком внимания тому, кому он предназначался, — например, девушкой для понравившегося парня.
  • Ходить на ярмарку. В этот день устраивались однодневные ивановские торги. Продавали холсты, мед, вощину, калачи, огурцы в засол, посуду, сбитень, ткани. Ярмарка была постной, но оживленной, без пьяного разгула — торговля шла спокойно, с расчетом и доброй волей.
  • Подводить итоги лета. На Ореховый Спас завершались наемные работы, получали плату, закрывали летние договоры. Кто работал — получал деньги, кто нанимал — рассчитывался. Отношение к этому дню было серьезным: как разложишь полетки — так и зиму проживешь.
  • Наблюдать за погодой и птицами. Этот день особенно ценился как «знаковый»: по нему судили об осени и зиме. Следили за журавлями, ласточками, туманами, дождем, орехами и грибами — каждый знак мог что-то подсказать.
  • Устраивать тихие семейные обеды и приемы гостей. Без мяса и без вина, но с добрым угощением и искренним разговором. Принято было собираться в доме, делиться ягодами, грибами, хлебом, печеными корнями и постным киселем. Хозяйки подавали кулагу — пареную сладкую кашу с калиною или соложеным тестом, которую особенно ждали дети.
  • Молиться и вспоминать усопших. Хотя день не был родительским, молитва за душу Иоанна Крестителя и за умерших считалась благим делом. В некоторых местах верили, что помин, сделанный в этот день, «идет прямо в небо».
  • Делать добрые дела без огласки. Пожертвование, помощь в доме, прощение обиды — все это, если сделано в тишине, «кладется на счет в Небесной книге».
Поделиться
Авторы
Теги