Родовая травма: каким получился сериал «Дыши» Анны Кузнецовой

. Чем цепляет зрителя авторская драма о женщинах с Мариной Александровой

Каким получился сериал «Дыши» Анны Кузнецовой и почему его нужно смотреть

Обновлено 13 августа 2025, 11:17
Марина Александрова в сериале «Дыши»
Фото: Место силы, Okko

Марина Александрова в сериале «Дыши»

С 15 августа в онлайн-кинотеатре Okko выходит сериал «Дыши» — проект режиссера Анны Кузнецовой, автора драмеди «Каникулы», которое нашло отклик у аудитории. Сериал рассказывает об акушерке Валерии, чья профессиональная и семейная жизнь в одночасье оказываются под угрозой из-за одних сложных родов.

Восьмисерийная драматическая история охватывает целый комплекс неудобных тем, отталкиваясь от главной — системного общественного произвола по отношению к судьбе женщины.

Журналистка Милана Стояновска посмотрела сериал целиком и без спойлеров рассказывает, почему «Дыши» — один из лучших российских проектов года.

«Дыши» оказался в центре внимания на VII фестивале «Пилот» в июне, когда получил главный приз и награду за сценарий, а также десятки восторженных отзывов от первых зрителей. Показали тогда только первый эпизод, точной даты релиза не называли. Наконец возможность увидеть сериал своими глазами появилась у всех.

Валерия (ее играет звезда «Екатерины» и «Мосгаза» Марина Александрова) — востребованная московская акушерка, одна из главных специалистов по естественным родам. Очередь из рожениц расписана на месяцы вперед, на групповых занятиях для будущих мам не бывает свободных мест. Главврач клиники Михаил Юрьевич (Иван Агапов), довольный ее работой, предлагает ей должность главной акушерки, если она успешно примет роды у молодой любовницы похоронного магната Шахова (Петр Буслов).

Отношения с новой клиенткой Машей (Дарья Верещагина) складываются не сразу: девушка категорически отказывается от кесарева, чтобы не осталось некрасивого шрама, и не принимает во внимание диагноз — тазовое предлежание плода, настаивая на «натуральных» родах. Смирившись, Валерия берется за работу и возлагает на себя ответственность за благополучное рождение «шаховского» наследника.

Роды, как это часто бывает в кино, начинаются внезапно, и Лера с похмельем и недосыпом отправляется к клиентке. В самый напряженный момент состояние матери и ребенка начинает ухудшаться, и в процесс вмешивается главврач со своей бригадой. Так привычная жизнь Валерии рассыпается, и она оказывается в новой реальности с допросами, шантажом, угрозами и нескончаемыми муками совести.

Режиссер Кузнецова детально усложняет основной конфликт, обращаясь к бэкграунду героини. Сцены семейной жизни оставшейся без мужа Валерии, вынужденной воспитывать троих детей и топить стресс в вине, уходя в отрицание системных и нерешенных проблем, постепенно прокладывают мостик к трагедии в профессиональной жизни. Образ героини углубляется, а обозначенные сериалом темы раскрываются многограннее. Профессиональная и семейная стороны жизни героини сталкиваются и проникают друг в друга, пока не образуют единый ком проблем и вызовов. Все это, несомненно, увлекает, тревожит.

Корни трагедии уходят глубоко в израненную душу женщины, у которой нет права не справиться с возложенной на нее ответственностью перед детьми, роженицами, клиникой и коллегами, умершим мужем, а также обществом, которое не прощает одним то, что легко сошло бы с рук другому — кому-то влиятельному.

Как и в дебютных «Каникулах», Кузнецова выводит на авансцену женских героинь — несовершенных, но готовых принять свою и чужую неидеальность. Параллельно с историей Валерии, которая может потерять и работу, и детей, разворачивается история Маши. После неблагополучных родов врачи и муж сначала намеками, а потом и напрямую желают сделать молодую маму виновной, переложить ответственность за все случившееся на ее пожелания к родам и капризный характер. Менее заметными, но важными для полноты картины становятся и линии следовательницы Степновой (Мариэтта Цигаль-Полищук), которая ведет расследование произошедшего на родах Марии, а также старшей дочери Валерии Лиды (Мария Лукьянова) и бывшей супруги Шахова Анны (Светлана Камынина).

Каждая сталкивается с принятой за данность в женской жизни несправедливостью. Пренебрежением в профессиональной сфере, когда при первом неудобстве женщину отправляют «в утиль»; халатным отношением к чувствам и желаниям женщин; завышенными требованиями к моральному облику, когда любая оплошность порицается куда серьезнее, чем ошибки мужчин. Все это Кузнецова встраивает в историю без плакатных лозунгов и морализаторства. Игра на полутонах вместо неудобных вопросов и прямых ответов добавляет всей истории психологической и драматической глубины.

Самые волнующие вопросы, касающиеся следственных действий и определения правых и виноватых, по мере развития сюжета уходят на второй план, уступая место более глобальным. Движущие историю противостояния акушерки и главврача или молодой матери и системы трансформируются в рассуждения о моральном долге и человечности, страхе ошибок, готовности говорить правду.

Персонажи Кузнецовой живые, способные к изменениям по ходу сюжета, так что и сериал превращается в живой организм, удивительный в каждом своем проявлении.

Нужно отдать должное сценаристам Елене Кондратьевой, Светлане Штебе и Илье Маланину, которые ранее вместе написали «Поехавшую». Серьезные актерские работы Александровой и Верещагиной, с полной самоотдачей переживавших самые сложные моменты своих героинь, оживили написанное, а чуткая режиссура Кузнецовой собрала талантливые работы всех цехов в цельное произведение и наделила стриминговый сериал авторским видением.

«Дыши» выглядит большим откровением на фоне бесконечного сериального потока мрачных триллеров или незатейливых комедий на отечественных площадках. По крайней мере, заставляет чувствовать и сопереживать, а не только цепляться за клиффхэнгеры в ожидании развязки. Заставляет вглядываться и размышлять, не упрощая сложные темы и не уплощая многогранный несовершенный мир человеческих отношений.

Это честная, искренняя и оставляющая место надежде история, которая не выветривается из мыслей сразу после финала.

Первая серия будет доступна в онлайн-кинотеатре Okko 15 августа. Следующие эпизоды будут появляться раз в неделю по четвергам, заключительная серия выйдет 3 октября.

Поделиться
Авторы
Теги