«Халтура» или будущее: что предлагает подросткам дистанционное обучение
. Стоит ли выбирать для школьника онлайн-образование — в обзоре РБК LifeЧто предлагает подросткам дистанционка и стоит ли выбирать онлайн-образование

Темпы роста рынка онлайн-образования — так называемого EdTech-бизнеса — в последние годы замедляются. Но ключевые участники рынка наращивают разнообразие предложений и предлагают все больше курсов, ориентированных не на общие направления и специальности, а на специфичные навыки и знания. Все активнее при этом развиваются онлайн-платформы для обучения школьников, которые предлагают расширить общеобразовательную программу и углубить знания в том или ином предмете.
Основным толчком к развитию онлайн-образования послужила пандемия коронавируса в 2020 году. Совокупная выручка топ-60 крупнейших на тот момент российских EdTech-компаний, по подсчетам Smart Ranking, достигла 34 млрд руб., увеличившись год к году на 113%. Пусть и меньшими темпами, но рост продолжился и в 2021-м: тогда рынок был оценен в 73 млрд руб., а динамика год к году составила плюс 70%. Впрочем, к 2024 году развитие рынка в денежном выражении заметно замедлилось, а ведущим его участникам удалось прирасти лишь на 19%, до 145 млрд руб. При этом треть доходов отрасли обеспечило именно детское образование.
Накануне 1 сентября РБК Life разобрался, как развивается онлайн-образование в России, почему не все родители готовы доверить своего ребенка дистанционному обучению и с какими рисками сталкивается EdTech-бизнес.
Как изменилось онлайн-образование в постковидное время
Пандемия стала драйвером для онлайн-образования, но далее ее рост обеспечил общий процесс цифровизации экономики, рассказал РБК Life сооснователь и генеральный директор образовательного холдинга Skillbox Сергей Попков. Технологии, по его словам, все больше интегрируются в обучение. «EdTech способен ускорить эту трансформацию, передавая накопленный опыт: практикоориентированность, гибкость и интеграцию современных технологий в образовательный трек, — рассуждает Попков. — Взаимодействие классических институций и EdTech позволяет выстраивать систему, где обучение отвечает реальным запросам студентов и рынка труда».
В постковидный период онлайн перестал ограничиваться отдельными задачами и начал выстраивать преемственность между уровнями образования, утверждает, в свою очередь, руководитель регионального развития образовательной платформы «Учи.ру» Илона Абаншина. Сегодня на одной платформе ребенок может проходить путь от дошкольной подготовки до выпускных экзаменов.
Трендом последних лет, по словам Абаншиной, также стала разноформатность: «Все чаще на одной площадке сочетаются разные модели обучения: самостоятельные задания, групповые курсы, занятия с репетиторами. Для семьи ценность в том, что все это доступно в привычной среде, без необходимости переключаться между разными сервисами».
Если раньше онлайн-формат детского образования был временной заменой очным занятиям, то сейчас это равноправный формат с уникальными преимуществами, рассуждает создатель и руководитель платформы для развития детей Kids Smart Леннара Фиколина. Во-первых, именно онлайн позволяет индивидуализировать обучение и позволить ребенку «заниматься в своем темпе». Во-вторых, он, по словам Фиколиной, дает доступ к лучшим методикам независимо от места жительства семьи. В-третьих, онлайн более ориентирован на отработку конкретных навыков, получение знаний по определенным, более нужным темам. Кроме того, такому формату более свойственно адаптивное обучение, продолжает Фиколина: «Алгоритмы и искусственный интеллект анализируют ошибки и успехи ребенка и автоматически предлагают задания подходящего уровня сложности».
Как интегрируются онлайн-сервисы в школы
В большинстве своем крупнейшие онлайн-школы сейчас предлагают скорее возможности дополнительного развития ребенка, нежели полноценную интеграцию в образовательные программы классических школ, признают опрошенные РБК Life участники отрасли.
Так, представитель «Учи.ру» Илона Абаншина отмечает, что занятия на платформе не являются обязательной частью школьной программы и решение об использовании материалов платформы учителя и родители принимают самостоятельно.
«По нашей внутренней аналитике, в начальной школе родители чаще приходят на платформу, чтобы увлечь ребенка предметами, поддержать мотивацию и расширить кругозор, — объясняет она. — В 5–8 классах акцент смещается на выявление профессиональных интересов и предрасположенностей, а в старших классах основная задача — подготовка к экзаменам».
Аналогичную позицию высказала и сооснователь Kids Smart Леннара Фиколина: «Платформа выступает помощником для дополнительных занятий и помогает лучше усвоить и закрепить знания, полученные в школе. Онлайн-образование, используя геймификацию, интерактивность и индивидуализацию в обучении, является отличным дополнением к школе. Офлайн и онлайн — это взаимодополняющие методы обучения».
Активнее онлайн-образование внедряется в систему высшего. По мнению Сергея Попкова из Skillbox, оно становится «не просто еще одним форматом, а необходимым элементом образовательной экосистемы», так как помогает закрывать кадровый дефицит, обеспечивать демократизацию образования и внедрять новые технологии в него.
«Форматы среднего профессионального и высшего образования в EdTech активно растут именно потому, что они соединяют академическую основу с практикой и доступом к цифровым профессиям, — рассуждает Попков. — Skillbox отвечает на этот запрос Цифровым колледжем: это первый в стране полностью дистанционный колледж, запущенный при поддержке Минцифры. В первый набор в 2024 году мы приняли почти 500 студентов, более 80% из них — из регионов. Возраст студентов от 15 до 47 лет, что показывает востребованность формата. Приемная кампания 2025 года, которая еще идет, также показывает успешные результаты — уже подано более 400 заявок, что подтверждает устойчивый интерес к современным профессиям и онлайн-формату».
Как воспринимают онлайн-образование родители
Анна Афанасьева: сыновьям 4 и 6 лет
Онлайн-технологии для образования — благо, но я убеждена, что для дошкольников эффективнее офлайн-формат. Они неусидчивы, легко отвлекаются, не могут долго фокусировать внимание, и контакт с педагогом офлайн в этом смысле более качественный и дает лучший результат. Важно интерактивно включать ребенка в занятие, вместе рисовать, считать, раскладывать предметы. Мои дети занимаются робототехникой, шахматами и подготовкой к школе, не могу себе представить, как в таком возрасте делать это эффективно онлайн. Но когда дети подрастут, я обязательно попробую для них и онлайн-курсы. Сейчас есть миллион возможностей получать офлайн-образование в креативном и незарегулированном формате — те же курсы робототехники, например.
Юлия Талапанова: сыновьям 11 и 14 лет
Главный и единственный плюс онлайн-обучения — это логистика и доступность. И этот плюс перечеркивает отсутствие дисциплины и социализации. Личное общение с учителями и сверстниками ключевое не только в обучении, но и в жизни, развитии и адаптации, а онлайн расхолаживает, изолирует от событий и общения. Моим сыновьям становится просто лень одеваться, так как можно присутствовать на занятии и в футболке или просто отключить камеру, сославшись на плохой интернет), когда ты онлайн. Им проще найти ответы в GPT, чем думать. И нет необходимости хотя бы минимально двигаться, так как все под рукой.
Из плюсов, помимо логистики, это возможность получить знания из любого уголка страны. Решил старший заняться изучением бразильского португальского — вполне рабочая задача. И очень значимо то, что можно обучаться у носителя языка. Также очень выручают курсы онлайн-конструирования. А вот онлайн-курсы по классическим предметам, таким как математика и физика, привели к потере мотивации и отвлечения на другие вещи в домашней обстановке.
Мои дети воспринимают онлайн-образование с наигранным энтузиазмом. Для них это больше «халтура», чем полноценное обучение. Вовлеченность минимальная. Мальчики в принципе неусидчивые, и любые облегченные форматы обучения для них неэффективны. Считаю, что онлайн-обучение подходит больше взрослым людям, которые самостоятельно выбрали такой формат, понимая цель и результат.
Юлия Медведь: дочери 31 год, сыну 12 лет
Полноценное онлайн-образование для школьника считаю нецелесообразным и менее эффективным, чем классический формат уроков, но внедрение отдельных технологий действительно облегчает процесс. Например, доступ к онлайн-библиотеке, интерактивные задания, написание олимпиад онлайн. Старшей дочери приходилось вечно куда-то ездить, чтобы принять участие в олимпиадах, нервничать в незнакомой обстановке. Младшему же сейчас легче.
Школьное образование, на мой взгляд, может уходить в онлайн в плане лекций и тех же олимпиад. Правда, остается вопрос с контролем честности участников — как проверить, что никто не гуглит ответы? И электронный дневник, кстати, очень удобная вещь. Но классические уроки и контрольные при этом должны сохраняться.
Старшая дочь изучала испанский на одной из платформ, но жаловалась на несистемность обучения и, кажется, в какой-то момент бросила. Младший сын-школьник пока не интересуется комплексными онлайн-курсами, но может иногда посмотреть тематические ролики по математике, например, чтобы лучше понять какую-то тему. У него был короткий период дистанционного обучения, за который он на время стал менее ответственным, потому что не сидел перед учителем за партой. Но все прошло, когда вернулся традиционный формат обучения. Не могу сказать, как бы онлайн-обучение сказалось на нем в долгосрочной перспективе, но впечатления от того краткого периода точно не были положительными.
Как развивается онлайн для взрослых
Со времен коронавируса больше людей начали видеть возможность профессионального роста с помощью онлайн-образования, рассказывает директор по маркетингу «Яндекс Практикума» Вероника Дмитриева. Аудитория, по ее словам, стала больше проходить обучение не для будущего, а для собственного роста в настоящий момент.
«Появилось больше запроса на то, чтобы применять новые навыки на текущем месте работы, — рассказывает Дмитриева. — Пользователи приходят с разными запросами: структурировать знания, справиться с чувством самозванца, стать частью профессионального сообщества, вырасти в зарплате, освоить новые цифровые навыки, получить востребованное высшее образование. То есть если раньше мы закрывали только одну задачу — освоить новую цифровую профессию, то теперь количество запросов выросло».
Какие риски стоят перед EdTech-отраслью
Сейчас перед онлайн-образованием стоят две ключевые проблемы, рассказывает Фиколина. Во-первых, обилие развлекательных видео и игр конкурирует с образовательными платформами за внимание ребенка.
Во-вторых, часть родителей проявляют недоверие к онлайн-обучению.
«Многие родители боятся, что онлайн-образование не оправдает их ожиданий: ребенок не получит должных знаний, а время и деньги будут потрачены, — объясняет она. — Полный уход в онлайн так же неэффективен, как и полный отказ от диджитал-инструментов. Ключ к успеху — в разумном сочетании офлайна и онлайна».
Скепсис к новым форматам естественен, считает, в свою очередь, Абаншина. Поэтому важна прозрачность самих платформ.
«Необходимо четко показывать, какие форматы к чему ведут, чем они отличаются и как встроены в общую траекторию ребенка, — резюмирует она. — Это снижает тревогу и помогает родителям воспринимать онлайн как инструмент, который делает обучение более гибким и управляемым».