Первая ТВ-драма была о русской шпионке. 5 фактов о зарождении сериалов

. Кого считают «матерью мыльных опер» и как снимали первую ТВ-драму

Кого считают «матерью мыльных опер» и как снимали первую ТВ-драму

Обновлено 03 сентября 2025, 04:00
«Мать мыльных опер» Ирна Филлипс в своем доме. 10 октября 1940 года в Чикаго
Фото: CBS via Getty Images

«Мать мыльных опер» Ирна Филлипс в своем доме. 10 октября 1940 года в Чикаго

История кино отсчитывается с первого коммерческого показа работ братьев Люмьер 28 декабря 1895 года в парижском «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок. С того момента до старта производства сериалов оставалось совсем немного. Уже к 1950-м дневной эфир захватят «мыльные оперы» — жанр, ненавидимый критиками и заложивший основу для создания современных хитов.

Редакция погрузилась в историю сериалов и нашла любопытные факты об их зарождении. Почему «русская шпионка» оказалась у истоков телевизионной драмы, кто «мать мыльных опер» и с какой авантюристки начались российские сериалы — читайте в материале РБК Life.

Русская шпионка у истоков драмы

11 сентября 1928 года в телевизионном эфире показали первую ТВ-драму — The Queen's Messenger (можно перевести как «Посланник королевы»), сообщается на сайте «Золотого глобуса». Проект транслировался по экспериментальной телевизионной системе станции W2XAD компании General Electric в Скенектади (штат Нью-Йорк). Получить изображение на экране смогли зрители вплоть до Лос-Анджелеса.

В центре сюжета — отношения английского дипломата и загадочной девушки, она же русская шпионка, чья цель — раздобыть документы, которые посланник вез королеве после бала в Берлине.

Пьесу ирландского драматурга Джона Хартли Мэннерса выбрали, исходя из технических изображений. В то время экраны телевизоров были всего в 3 дюйма по диагонали (7,62 см). В один момент зритель мог увидеть только лицо или руки актера, добавляют в Early Television Museum. В The Queen's Messenger было два ключевых актера, чьи лица показывали на экране, и два статиста — зритель видел их руки. При трансляции использовалось три камеры — две были направлены на лица актеров, еще одна фиксировала жесты рук и реквизит. Режиссер Мортимер Стюарт следил за действием, находясь между двух камер, направленных на лица актеров. Перед ним был телевизионный приемник, на котором изображались передаваемые передатчиком кадры. Стюарт мог контролировать вывод изображений на экран и регулировать их яркость.

В роли дипломата предстал Морис Рандалл, русскую шпионку сыграла Изетта Джуэл — с политикой она была знакома не понаслышке. Джуэл активно участвовала в политической деятельности. С 1913 года она выступала за права женщин и впоследствии возглавила Национальную женскую партию.

Забытый «Кролик-крестоносец»

Первым мультипликационным сериалом на телевидении считается «Кролик-крестоносец» (1950-1957). Его авторы — Александр Андерсон и Джей Уорд, они же создали двух других культовых анимационных персонажей — Рокки и Буллвинкля, последние до сих пор остаются частью поп-культуры, а о «Кролике-крестоносце» сейчас мало кто помнит, пишет Screen Rant.

Главный герой «Кролика-крестоносца» — необычайно смелый кролик, а его друг — трусливый тигр.

Андерсон — племянник газетного карикатуриста Пола Терри, открывшего мультипликационную студию Terrytoons, где придумали анимационного героя Mighty Mouse (Могучая мышь). Терри был одним из пионеров ограниченной (или лимитированной анимации) — в этой технике используют комбинированные рисунки, а не создают абсолютно новый рисунок для каждого кадра. Прием сокращает расходы на создание проекта. Андерсон работал на студии дяди и понял, что используемые здесь недорогостоящие и быстрые технологии помогут перенести анимацию на новую платформу — телевидение, уточняет Slate. Впрочем, Терри не оценил идею племянника о создании анимационного телешоу.

Уорд окончил Гарвадскую бизнес-школу и планировал заняться недвижимостью. Он открыл свое дело, но вскоре грузовик врезался в здание, где находился офис его фирмы — Уорд получил травму. Андерсон знал его еще со школы и обратился к нему, когда тот приходил в себя после инцидента, с идеей открыть анимационную студию, где бы Уорд отвечал за бизнес, а сам он занимался анимацией.

Спонсорский интерес

История «мыльных опер» ведет счет с зари существования радио — в 1920-х в эфир выходили «многосерийные драмы». Сначала это были радиопостановки в различных жанрах, которые транслировались по вечерам. Но со временем спонсоры осознали, какой в них кроется потенциал, и радиоспектакли стали транслировать в дневное время, в основном они были ориентированы на женскую аудиторию. Повествование выстраивалось так, чтобы слушательницы могли и за сюжетом следить, и заниматься бытом, объясняют в History Facts.

Дневные постановки становились все популярнее, и к ним стали применять различные термины, подчас уничижительные — например, washboard weeper (можно перевести как «плакса у стиральной доски»).

Термин «мыльная опера» был введен в 1930-е торговыми журналами в сфере индустрии развлечений. Появился он благодаря тому, что основными спонсорами дневных радиоспектаклей были компании, для которых сериалы оказались идеальной площадкой, чтобы привлечь целевую аудиторию. Например, Colgate-Palmolive-Peet — первый спонсор «Клара, Лу и Эм», одного из предшественников «мыльных опер», стартовавшего в эфире радиостанции WGN в июне 1930 года. Исполнявшие главные роли актрисы появились в печатной рекламе компании.

Слово «опера» указывало на то, какие чрезмерные эмоции изображались в радиоспектаклях. В отличие от театральных постановок сюжет был проще, а его героями становились представители среднего класса, оказавшиеся в непростых жизненных ситуациях. Термин уже закрепился к тому моменту, как «мыльные оперы» расширили свое присутствие и были адаптированы под телевидение.

«Мать мыльных опер»

Так называли Ирну Филлипс, актрису и сценаристку, а также создателя These Are My Children («Это мои дети»), пишет Smithsonian Magazine. Сериал вышел в 1949 году в эфире NBC и считается первой «мыльной оперой», сделанной специально для ТВ-эфира.

Филлипс участвовала в создании как минимум 18 радиоспектаклей, в том числе «Путеводного света», в котором была представлена жизнь священника в пригороде Чикаго (события разворачивались в выдуманном городе). На радио сериал стартовал 25 января 1937 года и перекочевал на экран 30 июня 1952, где транслировался до 18 сентября 2009. Проект попал в Книгу рекордов Гиннесса как самая продолжительная мыльная опера — с учетом трансляции по радио «Путеводный свет» выходил в течение 72 лет.

Кроме этого проекта, Филлипс выпустила на телевидении мыльные оперы «Как вращается мир» (1956) и «Другой мир» (1964). На благосклонность критиков ей надеяться не приходилось — они возненавидели новый жанр. «На прошлой неделе телевидение заразилось страшной болезнью — мыльнооперитом», — отреагировали в Pathfinder на старт «Это мои дети», а в Variety заявили, что сериал «визуально не интересен». Однако телевизионные оперы, создаваемые в основном женщинами и для женщин, привлекали многомиллионную аудиторию и приносили ощутимую прибыль телевидению. В середине XX века у домохозяек появилось больше свободного времени благодаря производству посудомоечных машин и сушилок для белья, и маркетологи стремились во всю использовать их покупательскую способность.

Такие мыльные оперы выходили пять дней в неделю и не были столь изысканы, как проекты прайм-тайм. Актеры часто импровизировали, производственные процессы шли в спешке, а сюжетные линии могли растягиваться на целые недели, а порой и десятилетия. Так, актриса Сьюзан Луччи в течение 41 года играла Эрику Кейн в сериале «Все мои дети», а Эрика Слезак посвятила 42 года своей жизни роли Виктории Лорд в проекте «Одна жизнь, чтобы жить».

В отличие от отполированных сериалов в прайм-тайм героини мыльных опер могли страдать из-за неудачного брака, у них были проблемные дети, а еще они сами могли строить успешную карьеру. Так, в сериале «Главный госпиталь» начальником полиции и ведущим кардиологом были женщины. Еще одно отличие — в таких сериалах встречались героини старше 40 лет, которые не одевались как «тетушки». Мыльные оперы были гораздо прогрессивнее, чем считали их современники, говорит Тара Макферсон, профессор Школы кинематографических искусств Университета Южной Калифорнии. Они стали основой для создания современных хитов, которые восхваляют критики.

Большой экран для каждой серии

Как уточняют на портале «Культура.РФ», сериал как формат появился задолго до выхода на ТВ. Показы многосерийных фильмов шли в кинотеатрах. Пример — «Ник Картер, король детективов» французского режиссера Викторена Жассе стартовал на больших экранах в 1908 году — с первого сеанса братьев Люмьер на тот момент прошло 13 лет. На один эпизод приключений Ника Картера приходилось по 10 минут, всего отсняли 8 серий.

Зрителям нравился динамичный сюжет первых сериалов — персонажи нередко оказывались в опасности, погони и перестрелки — эффектные кадры таких лент.

Первым российским сериалом считается уголовная драма «Сонька Золотая Ручка» 1914 года, вдохновлен проект историей о реально существовавшей авантюристке Софье Блювштейн. Согласно сайту «Кино-театр.РУ», главную роль исполнила Нина Гофман. Снимали восьмисерийный фильм режиссеры Владимир Касьянов, Юрий Юрьевский, Александр Чаргонин.

Поделиться
Авторы
Теги