Как выбрать школу для ребенка с ОВЗ
. Виды учреждений, формы обучения, программы по ФГОС
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) может учиться как в обычной школе, так и в специализированной. Выбор зависит от нарушения здоровья и рекомендаций профильных педагогов, врачей. Рассказываем, как устроено обучение школьников с ОВЗ, чем отличается учебный план и какие условия должна создать школа.
Что такое ОВЗ в школе
Дети с ОВЗ изучают школьные предметы в обычных школах вместе с другими детьми, в отдельных классах либо специализированных учреждениях
ОВЗ — это ограниченные возможности здоровья, связанные с физическими или психическими нарушениями в развитии ребенка, которые ограничивают усвоение школьной программы, если нет специальных условий для этого [1]. На практике за этим понятием скрывается широкий спектр расстройств, диагнозов, тех или иных отклонений. Часть из них может сопровождаться инвалидностью [2].
Инвалидность — это медицинское заключение. Ее устанавливает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ). ОВЗ относятся к образовательной категории, и выявляет их психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Впоследствии этот статус помогает выбрать оптимальный учебный маршрут, включая форму обучения, программу и подбор индивидуальных технических средств.
Категорию ОВЗ определяют по тому, какое нарушение в здоровье будет препятствием к овладению школьными знаниями. Это дети [3]:
- с нарушениями слуха — в эту категорию попадают глухие и слабослышащие учащиеся;
- с нарушением зрения —слепые и слабовидящие ученики;
- с тяжелыми нарушениями речи — установленная алалия, дизартрия или заикание [4];
- с задержкой психического развития (ЗПР) — это состояние, при котором ребенок отстает от сверстников в эмоционально-волевой сфере, способности удерживать внимание [5];
- с нарушениями ОДА —в эту категорию попадают дети, у которых есть какие-либо отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, при этом интеллектуально они могут быть развиты наравне со сверстниками, но нуждаться в пандусах и безбарьерной среде;
- РАС и УО —при установленном диагнозе «расстройство аутистического спектра» у ребенка может и не быть инвалидности, но будет статус ОВЗ. Его же присваивают детям с умственной отсталостью.
Программы школ для детей с ОВЗ
Заключение ПМПК — это только рекомендация для родителей
По закону дети с ОВЗ вправе учиться в обычных общеобразовательных школах. Но для успешного освоения материала им нужны отдельные условия и методики. Например, это могут быть свои учебники и тетради, средства для распознавания речи, текста либо помощь сопровождающего, тьютора. Все это предоставляет школа.
Обучение детей с ОВЗ регулируют соответствующие образовательные стандарты. Они содержат детальное описание учебной программы, требования по индивидуальному оснащению учеников, школ и классов, а также специфику аттестации. К основным документам, регулирующим обучение детей с ОВЗ относятся следующие [6].
- ФГОС НОО ОВЗ. Это базовый документ, в котором закреплены все основные требования для обучения таких детей. ФГОС НОО ОВЗ служит ориентиром для разработки более детальных учебных планов [7].
- АООП. Это адаптированная программа, которую реализуют с учетом потребностей каждой из категорий ОВЗ на основе отдельных учебных планов. От общей школьной программы она может отличаться как незначительно, так и кардинально. Например, учащемуся могут рекомендовать только дополнительные корректирующие занятия либо предложить индивидуальный план обучения. Разработано восемь видов программ — для каждой из категорий ОВЗ.
- ФГОС ОО УО. Этот стандарт разработан для учеников с умственной отсталостью, то есть выраженными интеллектуальным нарушениями, разной тяжести. Он описывает для таких учащихся свои адаптированные программы — всего их две [8].
ПМПК для детей с ОВЗ
Решение о том, есть ли у ребенка ОВЗ, какая программа и форма обучения будут для него наиболее подходящими, принимает ПМПК. Это специальная комиссия из разнопрофильных педагогов, врачей и узконаправленных специалистов. Например, в нее входят дефектолог, детский психолог и психиатр, сурдолог, терапевт и другие [9].
Комиссию проходят по собственному желанию либо по настоянию образовательной организации. Нередко на ПМПК направляют уже на дошкольной ступени, то есть в детском саду. Получить заключение специалистов можно и в момент обучения в школе, чтобы сменить программу и условия для ребенка.
ПМПК проводят по предварительной записи. В Москве, например, ее можно оформить онлайн, через портал mos.ru. Для этого потребуются все основные документы: паспорт, свидетельство о рождении, медицинские заключения врачей, постоянно наблюдающих ребенка, рекомендации от школы, справка об инвалидности (при наличии).
Решение ПМПК содержит подробные рекомендации по всему учебному процессу. В нем специалисты указывают приоритетную форму образования, программу, а также необходимость обеспечить ребенка, например, тьютором. Что дает заключение ПМПК:
- Подтверждение или снятие ОВЗ. Заключение о том, есть ли у ребенка ОВЗ, выносит ПМПК. Со временем этот статус могут пересмотреть, то есть вовсе снять, если ребенок выйдет в так называемую норму. Для этого потребуется вновь пройти комиссию.
- Определение образовательной программы. Специалисты комиссии рекомендуют наиболее подходящий учебный маршрут для получения школьного образования. Это заключение будет обязательным для школы и станет основным в формировании учебного процесса.
- Рекомендации по форме обучения. Дети с ОВЗ вправе обучаться в обычных школах, но специалисты ПМПК могут конкретизировать маршрут для ученика. Например, посоветовать не общий, а коррекционный класс.
- Определяет организационные требования. В заключение вносят все то, что сформирует особые условия обучения. Например, наличие безбарьерной среды, сопровождение тьютора или предоставление специальных учебных материалов.
- Содержит план по коррекционной работы. Это могут быть внеурочные занятия с профильными специалистами.
Важно: прохождение ПМПК носит заявительный характер, а ее заключение — рекомендательный. Другими словами, родитель вправе не проходить комиссию вовсе либо может не сообщать школе о ее итогах. Ранее в беседе с РБК Life представитель департамента образования и науки города Москвы подтверждал, что школа может лишь порекомендовать пройти комиссию. Например, если у ребенка есть устойчивое отставание в усвоении программы либо другие трудности в процессе обучения. «Изменить условия обучения ребенка без письменного согласия родителей невозможно», — констатируют чиновники.
Формы обучения детей с ОВЗ
Дети с ОВЗ могут зачислиться в обычный класс общей школы либо пойти в коррекционный. Кроме этого, для них доступно семейное обучение или надомное. Последнее — только по медицинским показаниями.
Коррекционные школы
Это отдельный вид образовательных учреждений, которые специализируются на обучении детей с ОВЗ и инвалидностью. Они делятся на восемь видов — по типу нарушения и специализации. Например, первый и второй виды обучают неслышащих детей, пятый — с недоразвитостью речи, а восьмой — с умственной отсталостью. От обычных школ они отличаются наполняемостью классов (иногда это 6–10 человек), педагогическим составом и сроком обучения — 12 лет [10].
Коррекционные классы в обычных школах
В них обучают детей по адаптированным программам и в своем темпе, но в стенах обычной школы. Коррекционные классы бывают разной направленности — например, для детей с задержкой психо-речевого развития. От обычных они отличаются количеством учеников (как правило, их меньше), темпом освоения программы, а работу с детьми в них ведут профильные педагоги [11].
Инклюзивные классы в общеобразовательных школах
Ребенок с ОВЗ учится в обычном классе школы. В нем он наряду со сверстниками осваивает текущую программу, но с рядом оговорок: его может сопровождать ассистент, такого ученика могут оценивать по особым критериями, ему могут предоставить отдельные материалы или проводить дополнительные занятия. Наполняемость таких классов обычная, но число учащихся с ОВЗ будет ограничено. Например, в инклюзивном классе рекомендуется обучение не более пяти детей с тяжелыми нарушениями речи и до четырех детей с ЗПР при общем наполнении в 25 обучающихся [12].
Ранее в беседе с РБК Life, говоря об инклюзивном обучении, эксперт Дарья Никитина, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 32» города Владивостока, координатор программы «На стороне учителя», отмечала, что часто они выступают чуть ли не единственной институцией, где дети с ОВЗ становятся заметны. Это, по ее словам, важно, в том числе для адаптации таких детей: нередко складывается так, что если ребенок с ОВЗ не в школе, то он больше нигде и, по сути, попадает в изоляцию, говорила эксперт.
Надомное и семейное обучение
Оба формата предполагают, что ребенок не посещает школу и осваивает учебу дома. При семейном формате всю ответственность за образование берет на себя родитель, который самостоятельно проходит с ребенком материал. Для проверки знаний и принятия решения о переводе на следующую ступень такой ученик сдает экзамены в прикрепленной школе. На семейном обучении родители могут выбирать, в какие предметы нужно углубиться, а каким отвести стандартное время, говорил Дмитрий Яковлев, операционный директор онлайн-школы № 1. Но в любом случае придется сдавать итоговые и промежуточные аттестации по стандартам школы. Надомное обучение доступно только по медицинским показаниям, если заболевание ребенка входит в соответствующий перечень [13].
Частые вопросы
Вот еще несколько распространенных вопросов о том, как устроено обучение в школе детей с ОВЗ.
Какие документы нужны для поступления в школу для детей с ОВЗ?
Для зачисления ребенка с ОВЗ в школу потребуется стандартный перечень документов, а также решение ПМПК. В идеале его нужно получить заранее, чтобы определить образовательный маршрут. Рекомендации ПМПК действительны в течение 12 месяцев [14].
Бывают ли частные школы для детей с ОВЗ?
Да, в российской системе образования частные школы как для обычных детей, так и для учащихся с ОВЗ не запрещены. Но в отличие от бюджетной организации обучение в них платное, за счет родителей. У такой школы обязательно должна быть лицензия, разрешающая вести обучение детей, и аккредитация — она подтверждает, что частная школа ведет обучение по стандартам Министерства образования, она же дает право учебному заведению выдать аттестат.
Как проходит подготовка к школе для детей с ОВЗ?
Подготовка к школе детей с ОВЗ может сильно отличаться от стандартной программы либо незначительно — все зависит от имеющегося нарушения и отклонения в развитии. Но общие рекомендации для таких детей следующие: подготовительные занятия длятся меньше по времени, чтобы ребенку было проще удерживать внимание и концентрироваться на задачах; допускается интеграция элементов игры и других форматов, которые помогут проще понять материал; для подготовки используют наглядные визуальные подсказки, например карточки, схемы и таблицы [15]. Также детям рекомендована дополнительная работа с профильными специалистами, если ребенок посещает детский сад, то подготовку к школе могут проводить педагоги группы.
Главное о школах для детей с ОВЗ
- ОВЗ — ограниченные возможностями здоровья ребенка, которые не всегда подразумевают имеющуюся инвалидность. Но их наличие может затруднить школьное образование.
- Существует несколько категорий ОВЗ по типам нарушений — от проблем со зрением и слухом до РАС и умственной отсталости.
- Статус ОВЗ присваивает ПМПК. Ее специалисты оценивают ребенка по ряду критериев и выносят свои рекомендации. Обязательными к исполнению они не являются, родитель вправе принять их или нет.
- Главное требование к школьному обучению детей с ОВЗ — наличие специальных условий для этого. В зависимости от присвоенной категории это могут быть различные вспомогательные технические средства, отдельные учебники или сопровождение ассистента.
- Дети с ОВЗ учатся по своим программам, которые разрабатывают на основе отдельного ФГОС.
- Дети с ОВЗ могут учиться в обычной школе в общих классах. Это так называемый инклюзивный формат. Другой вариант — зачисление в класс коррекции.
- Еще одна форма обучения для детей с ОВЗ, но не связанная с общеобразовательной школой, — это специализированные учебные заведения: коррекционные школы и интернаты.
- Ребенок с ОВЗ также может учиться на дому — семейное образование. В этом случае всю программу он будет осваивать при помощи родителей или нанятых репетиторов. При наличии определенных состояний здоровья учащегося могут перевести на надомное обучение. В этом случае педагоги из школы приходят на дом.