Эгрегор — что это простыми словами

. Работают ли денежные, родовые и религиозные энергополя
Обновлено 12 сентября 2025, 18:52
Эгрегор — что это простыми словами
Фото: Berit Kessler / Shutterstock / FOTODOM

Многим близка идея о существовании общей силы или сущности, способной объединять, направлять и придавать смысл происходящему. В эзотерике такую роль часто отводят эгрегору — коллективной энергии, которая, как считают сторонники концепции, рождается из общих мыслей и эмоций. Идея существования такой энергии может давать чувство принадлежности и опоры. Разбираемся с психологами, что такое эгрегоры и почему они могут быть опасны.

Эгрегор: что это

Эгрегор — это понятие, описывающее метафизическую сущность или мыслеформу, возникающую из коллективных мыслей, эмоций и воли группы людей. Слово происходит из греческого языка и переводится как «бдительный», «бодрствующий». Впервые термин появился у Виктора Гюго в середине XIX века. Автор описывал своего персонажа, который «владеет искусством вызывать демонов, вампиров и эгрегоры». Еще одна версия утверждает, что термин связан с наблюдателями из апокрифического текста «Книга Еноха» [1].

В России идею эгрегоров развил поэт Серебряного века Даниил Андреев в своей книге «Роза мира», которую он написал, сидя во Владимирской тюрьме по контрреволюционной статье. «Под эгрегорами понимаются иноматериальные образования, возникающие из некоторых психических выделений человечества над большими коллективами. Эгрегоры лишены духовных монад (единиц бытия, то есть у них нет собственной души. — РБК Life), но обладают временно сконцентрированным волевым зарядом и эквивалентом сознательности. Свой эгрегор имеет любое государство… Эти существа в основном статичны и не агрессивны», — писал он в книге [2].

Другими словами, эгрегор — это своеобразная сущность, заряд энергии, который возникает из-за направленной сильной мысли одного или нескольких людей. Ею могут управлять люди, которые ее создали, но и наоборот — эгрегор может управлять группой людей [3].

Ксения Иорданян
Ксения Иорданян
психолог, специалист психологической платформы Alter

«Эгрегор — это понятие из эзотерики, чаще всего обозначающее коллективную энергию. Основное отличие эгрегора от процессов доказательной психологии состоит в том, что эгрегор воспринимается как отдельная самостоятельная сущность, которая может влиять на человека, то есть наделяется свойствами живого. Как и у многих эзотерических понятий, у эгрегора есть корни из доказательной психологии, но он не имеет с ней ничего общего. Например, соционика не является доказательным направлением, хотя строится на юнгианских архетипах. Эгрегор же скорее отсылает к «теории поля» Курта Левина, законам групповой динамики.

Коллективное бессознательное не является отдельной сущностью — это часть нашей психики. Оно существует внутри каждого человека в виде символов и образов, общих для всех. Например, собирательный образ матери или образ героя един практически для всех. Эгрегор же — это отдельная сущность, которая «живет» вне человека и его психики и может манипулятивно на него воздействовать».

Коллективное бессознательное — концепция, которую разработал Карл Юнг. Согласно ей, набор архетипов, образов, идей, который передается по наследству группе людей и сформирован не индивидуальным, а общим опытом, влияет на решения и поведение сообществ [4].

В буддистской философии есть похожее понятие — тульпа, существо созданное человеком из своего воображения и существующее отдельно от него [5]. Можно найти общее и в концепции национальной идентичности, культурного кода, менталитета, даже трендов в социальных сетях — все это может быть рассмотрено как проявление эгрегоров [6].

Марина Бондаренко
Марина Бондаренко
психолог

«Идея эгрегора — одна из самых устойчивых в эзотерике, но под мистической оболочкой стоит реальный феномен: это сила коллективного сознания.

То, что в оккультизме называют эгрегором, а в психологии Юнга звучит как коллективное бессознательное и архетипы, в культурологии называется мемами (единицы культурной информации), в социологии звучит как нормы, ценности и социальные установки. Религия, нация, род, профессия — в этих системах люди «подключаются» к общему полю смыслов. Эти системы действительно влияют на наше поведение, мировоззрение, даже самочувствие.

Например, когда тысячи людей молятся одновременно, возникает ощущение мощной энергии — это не «эгрегор говорит», а синхронизация эмоций и внимания, усиленная ритуалом. То же с фанатами на стадионе или участниками массовых движений».

Кто такие эгрегоры

Это не отдельный человек, а групповое образование — группа людей, объединенная общей идеей, идеалом или символом. По мере развития коллективной сферы, эгрегор получает «жизнь» автономно от индивидуальных участников. Его объединяет идея, идеология, символ, ритуал или бренд [7].

Марина Бондаренко:

«Эгрегор описывается как «мыслеформа», которая, по мнению последователей этой концепции:

  • формируется коллективным сознанием;
  • может «расти» и «развиваться»;
  • требует «подпитки» (энергии, веры, ритуалов);
  • может влиять на поведение людей, формируя стереотипы, нормы, страхи и желания».

Важно понимать, что концепция эгрегоров не имеет научных подтверждений. Заявления об их автономной сущности по меньшей мере спорны и имеют скорее философский характер.

Как работает эгрегор

Эгрегор возникает и существует за счет внимания, эмоций и совместной деятельности группы людей. Считается, что один человек создает сервитор или тульпу, а для эгрегора требуется группа людей. Правда, точное количество нигде не определено.

В литературе описываются ритуалы для создания эгрегоров. Например, в приложении к итальянскому эзотерическому журналу 1929 года, опубликованном под редакцией Эволы, описывается ритуал возрождения эгрегора Древнего Рима во время Первой мировой войны. Он передал сообщение издателю миланской газеты «Вы будете консулом Италии». По интересному совпадению издателем был Бенито Муссолини [1].

Однако эгрегоры могут возникать и непроизвольно. Например, во время футбольного матча, когда большое количество людей одновременно думает об одном и том же. Также это может быть религиозная конфессия, идеология или бренд, который продолжает жить и влиять на поведение людей даже после того, как первоначальные создатели покинули проект или умерли. Такой эгрегор, набрав силу, способен действовать автономно, укрепляя собственные принципы и притягивая новых участников [7].

Считается, что эгрегор «питается» эмоциональной и ментальной энергией своих участников: их мыслями, чувствами, поступками, ритуальными действиями. Любая форма внимания — от искренней веры до агрессивной критики — подпитывает эгрегор, если она направлена на него. При этом поток энергии описывается метафорически, поскольку в науке нет подтверждения существования подобных процессов [8].

С научной точки зрения эгрегор — это метафора, а не объективная сущность. Психологи и социологи объясняют феномен коллективных идей и символов через социальную психологию, меметику и теорию массового поведения. Самый яркий пример подобных научных идей — эффект Манделы, то есть эффект ложной коллективной памяти. Идеи о «питании энергией» связывают с метафорическим языком оккультных школ, а не с проверенными физическими процессами.

Почему люди верят в эгрегоры

Почему люди продолжают верить в эгрегоры? По словам Марины Бондаренко, вера в эгрегоры — это попытка объяснить сложные социальные, психологические и культурные феномены через призму энергетических и духовных метафор.

Причины веры

  • Нужда в объяснении коллективного поведения. Люди замечают, что группы действуют как единое целое (например, толпа на митинге, фанаты спорта). Эгрегор — это метафора такой «души группы».
  • Ощущение силы, выходящей за пределы личности. Во время ритуалов, молитв, массовых событий люди испытывают подъем, единение, экстаз. Это интерпретируется как «влияние эгрегора».
  • Поддержка идентичности. Вера в «эгрегор рода», «эгрегор нации» или «эгрегор профессии» помогает человеку чувствовать себя частью чего-то большего.
  • Эзотерическая эстетика. Концепция эгрегора романтична, загадочна, дает ощущение глубины и тайны, что привлекает людей, ищущих «сакральное» в повседневности.

Ксения Иорданян:

«Часто люди прибегают к магическому мышлению в периоды общего стресса, затяжной неопределенности и страха. Также за этим может стоять нежелание брать на себя ответственность, тем более в коллективе, так как коллективная ответственность распределяется между участниками группы. Чем больше участников, тем меньше на каждом ответственности за событие, особенно если есть некая дополнительная сила, которая влияет на всех.

Еще одной причиной может быть желание ощутить чувство контроля в хаотичном мире: есть кто-то большой и правильный, кто контролирует процесс, и ему — так как он большой и правильный — можно доверять. Магическое мышление — это психологическая защита, которая помогает справиться с бессилием».

Виды эгрегоров

Нет строгой классификации эгрегоров, поскольку сама концепция не имеет доказательств и научной базы. Однако понятие эгрегора используется в разных сферах и обрастает индивидуальными характеристиками. Вот несколько классификаций.

  1. Христианский эгрегор. Церковь отрицает любое эзотерическое учение. Если и существует идея христианского эгрегора, то это неофициальное размышление, больше относящееся к оккультизму [9].
  2. Денежный эгрегор. Гипотетическое энерго‑информационное поле, связанное с финансовыми системами и денежными потоками. Валюта, мировая экономика, финансовые институты — все подпитываются верой участников. Люди, верящие в эгрегор денег, считают, что деньги — это энергетическая система, которая управляет людьми. И чтобы попасть в денежный поток, нужно подключиться к эгрегору [10].
  3. Родовой эгрегор. Коллективное энергетическое поле, формируемое поколениями семьи или рода. Включает семейные традиции, доминантные установки, эмоциональные паттерны. Держит поколения вместе, влияет на убеждения, судьбу, карму. Может быть как поддерживающим, так и ограничивающим рост и индивидуальность.

Ксения Иорданян:

«Понятие эгрегора можно применить везде, где есть группа или сообщество людей. Это может быть политика, религия, культы, корпорации, поклонники знаменитостей. Очень важно быть объединенным одной идеей и иметь схожие цели, тогда эгрегор, как считают приверженцы этой концепции, может влиять на каждого из участников. Причем, как в позитивном ключе, усиливая наш потенциал, так и в негативном, забирая нашу энергию, создавая сложности.

Вероятно, теория эгрегоров — это попытка описать сложные групповые и социальные процессы простым языком, отдавая ответственность в руки некой самостоятельной сущности, а также возможность влиять на отдельного человека, принадлежащего группе, или на целую группу».

Комментарии эксперта

Есть ли научные подтверждения эгрегоров?

Ксения Иорданян:

«Научного обоснования эгрегору нет, но есть схожие процессы в доказательной психологии, например, конформизм или подверженность влиянию какой-либо фигуры (политик, лидер культа). Я здесь вижу наибольшее сходство с теорией поля Курта Левина и принципами групповой динамики. Психологи, работающие с группами, отмечают определенные закономерные процессы, характерные для групп, но не наделяют эти процессы самостоятельностью и не отдают им ответственность, а лишь отмечают их и наблюдают.

Например, если в группе происходит конфликт между двумя участниками, то другие участники группы могут занять определенную позицию по отношению к самому конфликту или участникам, грубо говоря, выбрать сторону. Ведущий группы может уточнить у каждого из принявших сторону, на что они опирались в своем выборе и чем руководствовались, вместо того чтобы принять тот факт, что их «эгрегор попутал».

Еще можно привести пример из гештальт-подхода, где целое всегда больше, чем сумма всех его частей. Например, консилиум врачей может найти лучшее решение вместе, чем каждый врач по отдельности. Или, скажем, в браке люди становятся новой «условной единицей» (парой) вместо двух отдельных личностей, которые теперь вместе».

В чем опасность веры в эгрегоры?

Ксения Иорданян:

«Отсутствие критического мышления в целом опасно попаданием в неприятные ситуации. В первую очередь это размазывание коллективной и перекладывание личной ответственности. Люди с магическим мышлением подвержены манипуляциям, и ими легко управлять. Еще очень опасно закрывать глаза на реальные проблемы, списывая их на эгрегора и не решая их там, где это критически необходимо (например, когда речь идет о здоровье)».

Марина Бондаренко считает, что опасность веры в эгрегоры не в самой метафоре, а в ее буквальном прочтении. Человек, который верит в эгрегоры, легко подвержен манипуляциям, а кроме этого, может быть склонен к параноидальным установкам («на меня напал чужой эгрегор», «меня сглазили через эгрегор») — это может привести к ипохондрии, тревожности.

Но некие положительные свойства у такой веры, по мнению Марины Бондаренко, тоже есть. «Она дает ощущение принадлежности, помогает осмыслить сложные социальные процессы, может способствовать саморазвитию (например, работа с «эгрегором успеха» мотивирует на действия). Эгрегор— не «энергетический вампир», а форма коллективной идентичности, живущая за счет общих смыслов и повторяющихся действий. Это не существо, а система устойчивых идей и чувств, через которую люди осознают себя как часть чего-то большего — через язык, символы, традиции. Если использовать эту идею как инструмент самопознания, а не оправдание безволия, она может быть полезной».

Главное об эгрегоре

  • Эгрегор — это гипотетическое коллективное энерго‑информационное поле, возникающее из мыслей, эмоций и воли группы.
  • Существуют разные виды эгрегоров: религиозные, денежные, родовые.
  • Эгрегор питается вниманием, эмоциями, верой и активностью членов группы.
  • Эгрегор может стать мощной структурой, влияющей на мышление, эмоции и решения людей.
  • Опасность эгрегора — в подверженности манипуляциям и размывании личной ответственности.
  • Научных доказательств существования эгрегоров не существует — концепция остается философской и эзотерической.
Поделиться
Авторы
Теги