Обзор спектакля «Чуковский»: Данила Козловский в загробном мире
. Как судьба поэта-сказочника представлена в фантазиях и реальностиСпектакль «Чуковский» с Данилой Козловским вызвал вопросы

Данила Козловский в спектакле «Чуковский»
19 сентября стартовал сотый сезон в московском Театре им. М.Н. Ермоловой, и открылся он громкой премьерой — «Чуковским» в постановке Саввы Савельева с Данилой Козловским в главной роли.
Авторы спектакля назвали его «сказкой для взрослых». Здесь знакомые всем строчки про муху-цокотуху и тараканище перемежаются с куда менее известными фактами из реальной жизни самого Корнея Ивановича, которому пришлось отречься от своих сказок, похоронить троих детей и жену и вести переводческую и публицистическую деятельность в непроницаемой тени звания детского автора.
В чем сильные и слабые стороны этой постановки, рассказывает журналистка Милана Стояновска.
Спектакль «Чуковский» оказался одним из самых ожидаемых театральных событий осени. Звезды сошлись: Данила Козловский в полной мере вернулся из продолжительного «творческого отпуска», у Театра Ермоловой знаковый юбилей — сотый сезон, да и самим произведениям Чуковского исполняется сто лет, что на фоне культурного сказочного бума в массовой культуре не может оставаться незамеченным.
Вдобавок ко всему после успешного моноспектакля FRANK есть все основания верить в творческий тандем Саввы Савельева и Данилы Козловского.
Фото со спектакля «Чуковский»
Действие начинается в больнице, где пациенты посматривают «В мире животных» и «Веселую карусель», обсуждая рецепты рыбы и обмениваясь байками. В это время в отдалении от беседующих на диванчике разбирает какие-то бумаги пожилой дедушка. Одни считают его сумасшедшим и крутят пальцем у виска, другие списывают все его странности на дело жизни — «переводчик!».
Когда балаган из пациентов с байками и медсестер с клизмами выходит за пределы сцены, дедушка неожиданно встречает женщину, которая угощает его любимым лакомством — варениками с вишней. С этого момента практически весь спектакль дедушка, коим оказывается, разумеется, Корней Чуковский, будет искать новую возможность повстречать женщину с варениками.
Фото со спектакля «Чуковский»
Постановка противопоставляет две ипостаси писателя: детского сказочника Корнея Ивановича, каким он остался в истории, и реальную личность переводчика Николая Корнейчукова, который всю жизнь посвятил литературным трудам и семье, прошел через лишения, утраты и невзгоды.
На протяжении спектакля Козловский то снимает, то надевает маску, которая и обозначает переход от сказочного образа к реальному. Дедушку с большим носом и добрыми глазами знают и пожарные, и пионеры, и трубочисты, и все несут ему цветы и подарки за счастливое детство. А вот человека без маски помнят немногие. Посвятивший всю жизнь переводам Уитмена, изучению работ Некрасова, друживший с Ахматовой и Блоком, переживший жену и троих детей — все это тот же человек, кто водил с детьми хороводы в Переделкино.
Фото со спектакля «Чуковский»
И вот однажды пожилой Корней Иванович, всю жизнь страдавший бессонницей, принимает снотворное и отправляется в долгий красочный сон. А снится ему СНТ «Лимпопо», населенный героями его же сказок. Там комарики на воздушном шарике, газели без карусели, муха-цокотуха, таракан-тараканище и все-все-все. И пока животные отправляют Чуковского по разным квестам из его же детских стишков, писателю являются призраки прошлого.
Он видит своего младшего сына Борю, пропавшего без вести во время Великой Отечественной, видит старшего Колю, который ради коллектива и службы попрал взгляды отца и его близких друзей; жену Марию Борисовну, друзей-литераторов — Ахматову, Блока и Маяковского. Путешествие во сне по СНТ «Лимпопо» становится прогулкой по загробному миру, в котором живо все то, чего нет в настоящем. Этим можно объяснить то, что дочь Лидочка упоминается в этой истории вскользь, ведь она одна из всей семьи пережила отца.
Фото со спектакля «Чуковский»
Главным же призраком, которого ищет Чуковский, становится его младшая дочка Мурочка. Это ей он посвятил больше всего сказок, для нее сочинял истории про крокодилов, слонов и медведей. Мура умерла от туберкулеза костей в 11 лет. Корней Иванович до конца жизни был уверен, что произошло это по его вине, когда после критических отзывов Крупской о «Крокодиле» он публично отрекся от всех своих старых сказок. Так он будто отрекся и от дочки, и ее не стало. Поиск искупления становится нервом всего действия и разрешается лишь в самом финале спектакля, отдаленно напоминая легендарную сцену из драмы «Умница Уилл Хантинг».
«Чуковский» долго шел к премьере. По крайней мере сам режиссер Савва Савельев говорит, что начал интересоваться биографией Корнея Ивановича порядка десяти лет назад. Годы изучения трудов Чуковского, его дневников, воспоминаний его близких со временем привели к появлению пьесы. Когда идея поставить спектакль по биографии Чуковского уже созрела в голове Савельева, он рассказал о том, что узнал о писателе и переводчике, Олегу Меньшикову и Даниле Козловскому. Рассказ произвел большое впечатление на обоих, и со временем пьеса обрела сценическое воплощение.
Савва Савельев выступил не только режиссером и автором пьесы, но и художником спектакля. За создание больницы, фэнтезийного СНТ и антуража для путешествий по волнам памяти отвечал художник-постановщик Филипп Шейн, яркие запоминающиеся костюмы — работа Виктории Севрюковой. За музыкальное оформление взялся инди-поп коллектив TERELYA, который исполняет во время действия «Сто колыбельных» и песни на стихи Чуковского.
Фото со спектакля «Чуковский»
«Чуковский» соткан из множества идей, фактов и режиссерских решений. Спектакль длится три часа с антрактом, и Савельеву есть о чем рассказать зрителям, а что оставить между строк. Актерские работы как исполняющего главную роль Козловского, так и всех других артистов не вызывают вопросов.
Однако же во втором акте начинает ощущаться избыточность. Все чаще герои повторяются, действие буксует, одни и те же мысли проговариваются по несколько раз. В какой-то момент отсылок и цитат становится больше, чем времени, чтобы логично вплести их в повествование или как-то объяснить их появление. Они просто остаются непонятыми, как и ряд довольно грубых шуточек, звучащих со сцены.
И все же, несмотря на некоторые спорные моменты, «Чуковский» занятен. Это совершенно точно «сказка для взрослых», на которую не стоит приходить с ребенком, но которая раскроет нечто новое уже взрослым зрителям, кому не нужно напрягаться, чтобы вспомнить, что сделали лисички, когда взяли спички, и в чем политический месседж «Тараканища». Драма большого таланта, ограниченного общественным ярлыком, — достойная осмысления идея, которая подается в «Чуковском» изобретательно.
Ближайшие спектакли пройдут 17 октября и 4 ноября. Возрастное ограничение 18+