«Школьный автобус»: как Макконахи пытается сквозь огонь спасти весь мир

. И почему стоит смотреть новый фильм Пола Гринграсса

Почему стоит смотреть фильм-катастрофу с Мэттью Макконахи «Школьный автобус»

Обновлено 11 октября 2025, 05:00
Кадр из фильма «Школьный автобус»
Фото: Apple Original Films

Кадр из фильма «Школьный автобус»

Тема пожаров — больная для России, США и других стран в последние годы. Не удивительно, что ее решилась коснуться и студия Apple TV+. Они в том числе заполучили себе редкую звезду на сегодня — Мэттью Макконахи. Да, теперь он снимается только метко. Для российского зрителя фильм доступен онлайн.

Каким же получился проект от режиссера Пола Гринграсса («Ультиматум Борна», «Кровавое воскресенье») и какую роль в построении конфликта сыграл герой Макконахи — читайте в обзоре РБК Life.

Острожно, в тексте встречаются спойлеры.

Фильм не просто был проходным в кинотеатрах, а представлен на Международном фестивале в Торонто. И ставки были высоки: драма же основана на реальных событиях.

Все, описанное в картине, произошло во время одного из самых смертоносных пожаров в истории Калифорнии. Штат в ноябре 2018 года охватили ужасающие своими последствиями пожары. И этот захватывающий документальный по сути фильм от номинированного на премию «Оскар» режиссера Пола Гринграсса («Потерянный рейс») сделан с обладателем премии «Оскар» Мэттью Макконахи в роли водителя, который отчаянно пытается вывезти в безопасное место автобус с детьми.

«Еще один сухой и ветреный день в раю» стремительно превращает Северную Калифорнию в нечто, близкое к аду. Пожары распространяются на территории, а огромные клубы дыма застилают горизонт. Водитель школьного автобуса Кевин Маккей (Макконахи) заканчивает свой рабочий день, когда получает звонок с просьбой о помощи 20 детям, застрявшим в начальной школе. Ход сценария таков: по мере того как бедствие обостряется, Кевин понимает, что путь к школе может оказаться опасным, но чувство ответственности и воспоминания о личной утрате заставляют его броситься навстречу опасности.

Экранизация Гринграсса и Брэда Ингелсби (телесериал «Мейр из Исстауна») документальной книги Лиззи Джонсон «Рай: борьба одного города за выживание в американском лесном пожаре» — это напряженное повествование с высокими ставками, пытающееся воссоздать хаос и панику из-за огня с помощью лихорадочного темпа, динамичной работы камеры и ярких деталей. Но...

А вот теперь представьте себе реальный сюжет картины, а не обещания от трейлера. Все вокруг закрывает пламя, а вам навстречу несется автобус-спасение. Прекрасная же по сути своей картина, с первого кадра мы уже на стороне главного героя-водителя. Но не тут то было. Он же бросил семью, опять, в этот раз ради работы. Гринграсс решил изначально кинуть зрителю «хорошего» парня — спасателя мира — в исполнении Макконахи, правда, немного, не рассчитал. Очень сложно нам именно так воспринимать звезду «Настоящего детектива» и целого списка оставшихся у нас в памяти картин. Да, это не лучшая роль Макконахи, но и не худшая. Потому что такая нужная социальная драма ему по плечу. При этом те же пожарные в картине предстают абсолютно беспомощными, только обсуждают «что делать, что делать» и охают, когда ничего не получается, а власти не помогают жителям даже оповещением, бросая сотни калифорнийцев на произвол судьбы.

В союзники герою дана не только учительница в исполнении Америки Ферерра («Хорошая жена»), составившая актерский дуэт с Макконахи, но и ход с репортажной съемкой тушения пожаров. Здесь, конечно, вопросов остается больше, чем ответов, но умение американцев снимать катастрофы нивелирует множество ненужных задач для зрителя.

Кажется, что Макконахи тесно в этой драме, ему не дают показать персонажа в полной мере, раскрыть все его черты. Пленку будто резали много раз и склеивали заново. Так мы ничего не узнаем о его отношениях с матерью, бывшей женой и сыном. Хотя именно эта линия напряжения выставлена режиссером на первый план — противостояние выбора — семья или чужие дети, которых надо спасти. На чашу весов Гринграсс кладет жизни школьников и жизнь семьи водителя автобуса, при этом не давая ничего для уравновешивания.

Метания водителя происходят на фоне хаоса и пламени, внутренние монологи заменены диалогами с учительницей, порой абсолютно нелепыми. В какой-то момент становится непонятно, смотрим мы все же съемку, сделанную репортером, или это операторская работа с созданным фоном. Если второе, то все плохо, нет сосредоточения на мимике героев, нет даже пары случаев удачной подсъемки детей, что в целом надо умудриться осуществить при полном автобусе тинейджеров, ведь всем известно: дети и животные в кино всегда победители. Кстати, в начале дана зрителю целая сцена со старой собакой, а зачем? И таких моментов, которые могли бы стать якорями, несколько.

Возможно, душераздирающая запланированная драма и не получилась, однако определенно есть в ленте уроки, которые стоит извлечь каждому. Будь это то, как нужно поступать в отношениях между отцом и сыном или же чиновником и обычным пожарным. Если же вы поклонник Мэттью Макконахи, то смотреть стоит однозначно, фильм вас порадует — его участие в социальной драме совершенно точно добавило весу экранизации.

Поделиться