Названы лауреаты Нобелевской премии по химии

. Какое открытие они совершили

Нобелевскую премию по химии 2025 года дали за исследование металлоорганики

Обновлено 08 октября 2025, 12:38
Церемония объявления лауреатов Нобелевской премии 2025 года по химии, которыми стали (на экране на дальнем плане): Сусуму Китагава (США), Ричард Робсон (Австралия) и Омар Яги (США)
Фото: AP / TASS

Церемония объявления лауреатов Нобелевской премии 2025 года по химии, которыми стали (на экране на дальнем плане): Сусуму Китагава (США), Ричард Робсон (Австралия) и Омар Яги (США)

Нобелевская премия по химии 2025 года присуждена Сусуму Китагаве, Ричарду Робсону и Омару М. Яги «за разработку металлорганических структур», сообщается на сайте Нобелевского комитета.

Лауреаты Нобелевской премии этого года создали молекулярные конструкции, через которые могут проходить газы и другие химические вещества. В этих конструкциях ионы металлов играют роль фундамента, они связаны длинными органическими (углеродными) молекулами и организуют кристаллы, содержащие большие полости. Эти пористые материалы называются металлорганическими каркасами (МОК). С их помощью химики могут проектировать захват и хранение определенных веществ. Также МОК могут управлять химическими реакциями или проводить электричество.

Череда открытий началась в 1989 году, когда Ричард Робсон соединил положительно заряженные ионы меди с четырехлучевой молекулой, притягивающейся к ионам меди на конце каждой из ветвей, результатом чего стал объемный кристалл, заполненный бесчисленными полостями.

Сусуму Китагава и Омар Яги продолжили его исследования в период с 1992 по 2003 год вне зависимости друг от друга. Китагава показал, что газы могут втекать в конструкции и вытекать из них, а МОК можно сделать гибкими. Яги создал очень устойчивый МОК и показал, что его можно модифицировать, используя рациональную конструкцию, придавая ему новые и желаемые свойства.

Химики создали десятки тысяч конструкций, которые могут способствовать решению важнейших задач человечества, например отделению перфторалкильных аминов от воды, разложению следов фармацевтических препаратов в окружающей среде, улавливанию углекислого газа или сбору воды из воздуха пустынь.

Ранее стало известно, что лауреатами Нобелевской премии 2025 года по физике стали Джон Кларк, Мишель Х. Деворе и Джон М. Мартинис, награду им присудили «за открытие макроскопического квантово-механического туннелирования и квантования энергии в электрической цепи». Эти открытия дают новые возможности для разработки следующего поколения квантовых технологий, включая квантовую криптографию, квантовые компьютеры и квантовые датчики.

Нобелевскую премию по физиологии и медицине 2025 года присудили Мэри Э. Брункоу, Фреду Рамсделлу и Шимону Сакагучи «за открытия, касающиеся периферической иммунной толерантности». Они выявили защитников иммунной системы — регуляторные Т-клетки, которые предотвращают атаку иммунных клеток на собственный организм. Эти исследования стимулируют разработку методов лечения рака и аутоиммунных заболеваний. Также они могут привести к повышению эффективности трансплантаций.

Поделиться
Авторы
Теги