Пять лучших фильмов кинофестиваля «Маяк» — 2025
. О семье, друзьях, жертвенности и о том, как важно друг друга подзаряжатьНазваны пять лучших фильмов кинофестиваля «Маяк» — 2025

Кадр из фильма «Здесь был Юра»
В Геленджике завершился третий фестиваль актуального российского кино «Маяк». Лучшим фильмом объявили «Здесь был Юра» дебютанта Сергея Малкина, а лучшим режиссером — Соню Райзман, тоже дебютантку. Оба призера — ученики мастерской Алексея Попогребского и Павла Бардина. Три года подряд на «Маяке» награды забирают учившиеся у Попогребского кинематографисты. Лучшим актером назвали Константина Хабенского за роль в драмеди «Здесь был Юра», а лучшей актрисой — Марию Карпову из комедийной мелодрамы «Картины дружеских связей».
Мы выбрали пять лучших картин фестиваля, которые рекомендуем не пропускать в прокате.
Всего в конкурсной программе с 4 по 8 октября показали десять полнометражных картин, пять из которых были дебютными. Тематически и визуально все конкурсанты распределились на две категории: «лес, река и тоска» и «город, семья и надежда». Это не преувеличение: если в фильме фигурировали лес и река, то к ним прибивалась тоска. С нею — повторяющиеся кадры с колосьями на ветру, при очередном появлении которых зал вспыхивал смешками. А если город и семья, — то надежда. С ней — близкий по духу юмор, шум и почти осязаемая жизнь.
Победители фестиваля «Маяк-2025» * Гран-при: Лучший фильм — «Здесь был Юра»
Программный директор фестиваля Стас Тыркин организовал смотр так, что зрители прокатились на эмоциональных горках. Начав «Маяк» с драмы «Мой сын», в которой Юлия Снигирь и Леон Кемстач пытались справиться с самостоятельной жизнью после ухода отца семейства, он провозгласил генеральную линию — отношения близких людей. Это и родственники, и давние друзья, и просто сообитальцы какой-то одной скромной местности.
Нашлось место сказке («Хорошая жизнь» Тани Рахмановой, «Прозрачные земли» Дмитрия Давыдова), мелодраме (упомянутый «Мой сын» Вячеслава Клевцова), комедиям («Картины дружеских связей» Сони Райзман и «Фейерверки днем» Нины Воловой). От печали до радости — пара часов между сеансами.
Победители кинофестиваля «Маяк» — 2025
- Гран-при. Лучший фильм — «Здесь был Юра», Сергей Малкин.
- Лучшая работа режиссера — Соня Райзман, «Картины дружеских связей».
- Лучший сценарий — «Над вечным покоем», Екатерина Тирдатова.
- Лучшая работа оператора — Олег Лукичев, «Над вечным покоем»
- Лучшая женская роль — Мария Карпова, «Картины дружеских связей»
- Лучшая мужская роль — Константин Хабенский, «Здесь был Юра»
- Лучший дебют — «Фейерверки днем», Нина Волова
- Лучший короткометражный фильм — «Игра в прятки», Амет Савенко
- Конкурс короткометражных фильмов. Особое упоминание — «Складки», Катерина Скакун.
Лучшие фильмы фестиваля «Маяк». Выбор РБК Life
«Здесь был Юра»
режиссер: Сергей Малкин
сценарий: Юлиана Кошкина
Кадр из фильма «Здесь был Юра»
О чем фильм: Олег и Серега живут в коммуналке и мечтают стать рок-звездами. Но когда впереди замаячит первый серьезный концерт, на них свалится 50-летний Юра — дядя Олега с ментальными особенностями. За ним придется присматривать, чего друзьям-раздолбаям делать совсем не хочется.
Аргументы в пользу выбора: Призер фестиваля «Маяк» не случайно возглавляет этот список. «Здесь был Юра» — блестящий дебют, в котором сработало все: замысел, актерский ансамбль, операторский труд, музыка, сценарий. Сама возможность такого кино убеждает в том, что нет ничего невозможного. Оптимизм здесь искрит из старых розеток общаги, в которой живут персонажи Дениса Парамонова, Кузьмы Котрелева и Василия Михайлова (первые два — выпускники Московского театрального колледжа Олега Табакова, третий — мастерской Дмитрия Брусникина). Оптимизм разжигает гранжевый шум гитарных струн на репетициях панк-группы, что все никак не прославится. Сверкает в мизансценах, звучит в репликах и диалогах, удерживает ритм, который, в свою очередь, удерживает зрителя. Тихим бьющимся сердцем фильма становится Константин Хабенский: его Юра — это бессловесный перформанс, который мог бы превзойти и Дастина Хоффмана в «Человеке дождя», и Шона Пенна в «Я — Сэм». Он не главный герой, как Форрест Гамп, но необходимая опора для Олега и Сереги, которым уже давно пора повзрослеть.
«Здесь был Юра» в прокате с 5 февраля
«Картины дружеских связей»
режиссер: Соня Райзман
сценарий: Соня Райзман
Кадр из фильма «Картины дружеских связей»
О чем фильм: Бывшие однокурсники театральной мастерской собираются зимним вечером, чтобы проводить своего друга Сашу, который улетает из Москвы утром и неизвестно, вернется ли.
Аргументы в пользу выбора: Бывает, что с первого кадра ясно как день — перед нами отличное кино. В случае с «Картинами» так и получилось. Первый кадр — Александр Паль. Спит. Его помятое лицо освещает луч фонарика на смартфоне, который разрывается от будильников. Никакой реакции. Камера постепенно отдаляется за дверной проем, открывая обстановку комнаты. Где-то сбоку от кровати видится чемодан. Склейка — и в следующем кадре уже какие-то другие люди. Монтажер, сидя в майке и трусах на кровати, неловко оправдывается перед заказчиком за сорванные дедлайны в голосовых, перезаписывая их и переслушивая, а потом снова перезаписывая. В офисе с низкими потолками слепой креативщик в солнцезащитных очках и бандитского вида глухой мужик перепридумывают сюжет «Чиполлино» для спектакля на манер «Ромео и Джульетты». Следующая сцена — нервная субтильная актриса феерично проваливает пробы в киносказку о царевне и богатырях. Эти сюжеты представляют нам героев, которые скоро встретятся в баре, чтобы потом навестить своего мастера (ироничное явление Евгения Цыганова) и отправиться пьянствовать на квартиру Саши. Внезапно в этот театр наблюдений врывается драма: Маша (Мария Карпова) совсем не хочет, чтобы уезжал Саша (Александр Паль), и ее сопротивление проявляется в едва уловимых жестах, в спонтанных действиях и одном воспоминании о студенческом спектакле. «Картины дружеских связей» — черно-белые архивы чьей-то молодости, несостоявшейся любви, которую пришлось усыпить, как больного кота.
Дата проката фильма «Картины дружеских связей» не названа
«Фейерверки днем»
режиссер: Нина Волова
сценарий: Нина Волова
Кадр из фильма «Фейерверки днем»
О чем фильм: Бизнесмен Виктор сталкивается с кризисом, решать который приезжает китайский партнер Вэйхонг. Ситуация так безнадежна, что Виктору, похоже, придется расстаться с огромным домом в Подмосковье. Однако три его дочери не собираются сдаваться.
Аргументы в пользу выбора: Выпускница курса Марины Разбежкиной обратилась к истории своей семьи, чтобы снять первый полный метр, но зрители, не догадывавшиеся об этом, мгновенно узнали в нем «Вишневый сад». Немудрено: усадьба есть, Лопахин — тоже. Даже одну из героинь, старшую сестру, зовут Оленькой. Но это не перепрочтение Чехова, не костюмная историческая драма, а комедийный реализм и картина иронии судьбы. Солируют три великолепные артистки: Вера Енгалычева («Урок»), Мария Раскина, Дарья Коныжева. Их героини учат китайский (небезуспешно — только Енгалычева, которая на «Маяке» успела поговорить еще и по-французски в «Лермонтове») и привлекательны даже в моменты, когда не правы. Александр Робак честен в роли добродушного предпринимателя с люстровым бизнесом, у которого работники-тунеядцы рады стоять за «справедливость» трудового распорядка. Дебютант Ван Бин — профессор экономики по первому образованию, в 40 лет пошел учиться на актера и получил диплом в 2021 году — играет не коварство и злодейство, но любопытство и, временами, досаду. Эти русские странные — запускают фейерверки днем, не хотят добросовестно работать и ругаются в общественном транспорте. Сюжет разворачивается в начале января, после Нового года, что делает «Фейерверки» кандидатом на новое российское новогоднее кино.
Дата проката фильма «Фейерверки днем» не названа
«На выброс»
режиссер: Константин Бронзит
сценарий: Константин Бронзит
Кадр из фильма «На выброс»
О чем фильм: Модный галстук Мак выброшен на помойку. Там он знакомится с совсем другой жизнью — жизнью ненужных вещей. И вместе с новыми друзьями отправляется искать мусорный рай.
Аргументы в пользу выбора: Ироничное, доступное и интересное зрителю любого возраста кино мультипликатор Константин Бронзит умеет делать превосходно. «Лунтик» и «Алеша Попович» тому подтверждение. «На выброс» — история без инопланетян и богатырей, ее герои — земные вещицы, которые произвел человек, а потому они так похожи на людей. Ботинок, Вазочка, Катушка ниток, Мобильник, Освежитель воздуха — Бронзит наделил их характерами, которые невозможно не полюбить. Динамику обеспечивает жанр — роуд-муви с приключениями и опасностями.
«На выброс» в прокате с 20 ноября
«Над вечным покоем»
режиссер: Светлана Проскурина
сценарий: Екатерина Тирдатова
Кадр из фильма «Над вечным покоем»
О чем фильм: Соцработница Рита навещает в поселке одиноких стариков, воспитывает сына-подростка и испытывает привязанность к сынишке подруги Веры — особенному мальчику Паше. Однажды Рита предлагает Вере отправить Пашку к ней за курткой, из которой вырос ее сын. Однако передача вещи заканчивается трагедией, и Рите жить с ее последствиями до конца своих дней.
Аргументы в пользу выбора: «Над вечным покоем» повторяет название полотна Исаака Левитана, на котором изображена сельская церковь, а рядом с ней — кладбище. Они стоят на мысе под огромным небом и смотрят на безмятежную гладь реки. Светлана Проскурина («Случайный вальс», 1989) привезла на «Маяк», пожалуй, самое злободневное кино. Оно не убегает в сказку, в лес или в звездное небо, а остается на земле. Даже под землей. Подернутый осенней прохладой поселок, где происходит действие, мог бы стать иллюстрацией безвременья, но не делает этого. Зритель точно понимает, когда все происходит и почему. Рита (ее играет актриса Маша Леонова) — олицетворение материнской жертвенности, очутившейся в аду благими намерениями. Ради сына, ради будущего, только чтобы как лучше — ни одна из этих мотиваций не срабатывает, когда совершено непоправимое.
Дата проката фильма «Над вечным покоем» не названа.