Девять древних сооружений, которые были отреставрированы. Фото до и после

. Не только Сфинкс. Старинные храмы и замки, которые почти не узнать
Обновлено 20 октября 2025, 17:45
Большой Сфинкс. Замок Эйлин-Донан. Буддийский храм Махабодхи. Церковь Спаса на Нередице
Фото: AP / ТАСС; G. W. Wilson & Co. / ГУОП / Wikimedia.org

Большой Сфинкс. Замок Эйлин-Донан. Буддийский храм Махабодхи. Церковь Спаса на Нередице

На протяжении веков люди стремятся восстановить то, что было разрушено другими людьми, временем, природными факторами. Многие древние сооружения были отреставрированы, включая всемирно известные объекты, такие как пирамиды Гизы и Великая Китайская стена, а также многочисленные здания-памятники, например знаменитый Парфенон в Афинах. Реставрация включает укрепление и восстановление поврежденных сооружений, чтобы сохранить их историческую ценность для современников и будущих поколений.

РБК Life собрал примеры девяти древних сооружений, которые были отреставрированы. Как они выглядели до начала работ по восстановлению и как выглядят сейчас.

Великий зиккурат Ура в Ираке

Зиккурат — самое характерное архитектурное изобретение Древнего Ближнего Востока. Подобно древнеегипетской пирамиде, древний ближневосточный зиккурат имеет четыре стороны и возвышается до царства богов. Однако, в отличие от египетских пирамид, внешняя поверхность зиккуратов была не гладкой, а многоярусной. Зиккураты разбросаны по территории современных Ирака и Ирана и служат впечатляющим свидетельством мощи и мастерства древней культуры, которая их создала.

Один из крупнейших и наиболее хорошо сохранившихся зиккуратов Месопотамии — Большой зиккурат в Уре. Небольшие раскопки на этом месте проводились на рубеже XIX–XX веков, а в 1920-х годах сэр Леонард Вулли в рамках совместного проекта с Музеем Пенсильванского университета в Филадельфии и Британским музеем в Лондоне полностью раскопал этот памятник.

Вулли обнаружил массивное прямоугольное пирамидальное сооружение, построенное с тремя уровнями террас. Три монументальные лестницы вели к воротам на уровне первой террасы. Затем одна лестница поднималась на вторую террасу, которая поддерживала платформу, на которой стояли храм и последняя, самая высокая терраса. Сердцевина зиккурата сделана из глиняного кирпича, покрытого обожженными кирпичами, уложенными на природную смолу.

Зиккурат в Уре реставрировался дважды. Первая реставрация была в древности. Последний нововавилонский царь Набодин, по-видимому, заменил две верхние террасы сооружения в VI веке до н.э. Примерно 2400 лет спустя, в 1980-х годах, правитель Ирака Саддам Хусейн восстановил фасад массивного нижнего основания зиккурата, включая три монументальные лестницы, ведущие к воротам на первой террасе.

Замок Эйлин-Донан в Шотландии

Замок Эйлин-Донан признан одним из самых узнаваемых символов Шотландии во всем мире. Расположенный на острове в месте слияния трех крупных морских заливов, в окружении величественных пейзажей, архитектурный памятник стал одной из самых посещаемых и важных достопримечательностей Шотландского нагорья.

Первая версия укрепленного замка здесь была построена в середине XIII века для охраны территорий. С тех пор, по мере развития феодальной истории Шотландии на протяжении веков было построено и перестроено как минимум четыре различных варианта замка.

Частично разрушенный во время восстания якобитов в 1719 году, Эйлин-Донан лежал в руинах почти 200 лет, пока подполковник Джон Макрей-Гилстрап не купил остров в 1911 году и не приступил к восстановлению замка, вернув ему былое величие. После 20 лет упорного труда замок был вновь открыт в 1932 году. Четыре поколения семьи Макрей до сих пор являются владельцами и хранителями замка Эйлен-Донан, принимая туристов в своих владениях.

Комплекс пирамид майя Тикаль в Гватемале

В самом сердце джунглей, в окружении пышной растительности, находится один из важнейших памятников цивилизации майя, существовавший с VI века до н.э. по X век н.э. Церемониальный центр включает в себя великолепные храмы и дворцы, а также общественные площади, к которым ведут пандусы. Остатки жилищ разбросаны по окрестностям.

Национальный парк «Тикаль» — выдающийся образец искусства и человеческого гения майя, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, он один из немногих объектов, отобранных как по природным, так и по культурным критериям. Тикаль — древняя столица майяского государства, которое существовало на полуострове Юкатан на юге Мексики.

Начало строительства Тикаля документировано скудно: поселение майя на этом месте датируется 900 годом до н.э. В VIII веке н.э. Тикаль переживал пик своего расцвета: будучи перекрестком торговых путей, он стал крупным культурным и религиозным центром. Между 830 и 950 годами в Тикале наблюдался резкий демографический спад. После этого город был заброшен на протяжении тысячи лет. Цивилизацию майя постигла та же участь после прихода конкистадоров. Европейские жрецы вскоре после испанского завоевания в XVI–XVII веках сожгли почти все книги, написанные на коре иг, оставленные майя.

Жители Тикаля знали об этом месте, но его изолированность и труднодоступность сильно отсрочили его научное обнаружение. Первая экспедиция достигла города майя лишь в 1848 году. В 1881 году британский исследователь и дипломат Альфред Модсли начал расчищать первые постройки от растительности. Однако первые реставрационные работы начались лишь в 1950 году.

Сегодня это место продолжает оставаться объектом археологических исследований и раскопок. Для посетителей доступно лишь 20% территории, а оставшиеся 80% археологи продолжают исследовать. Тикаль еще не до конца раскрыл свои тайны.

Буддийский храм Махабодхи в Индии

Храмовый комплекс Махабодхи — одно из четырех святых мест, связанных с жизнью Будды, в частности с достижением им просветления. Первый храм был построен императором Ашокой в III веке до н.э., а нынешний храм датируется V или VI веком. Это один из самых ранних буддийских храмов, полностью построенных из кирпича и сохранившихся до наших дней в Индии, относящийся к позднему периоду династии Гуптов. Находится под охраной ЮНЕСКО.

Долгое время храм был заброшен (XIII–XVIII века н.э.), но затем его капитально отреставрировали в XIX веке, а дополнительные работы провели еще во второй половине XX века н.э. Несмотря на то, что сооружение подвергалось запустению и ремонту в различные периоды, оно сохранило свои основные черты нетронутыми.

Храм-гора Ангкор-Ват в Камбодже

Ангкор-Ват (что означает «Город-храм») — храмовый комплекс в Камбодже и считается крупнейшим религиозным памятником в мире.

С момента «открытия» храма Ангкор-Ват в 1860 году было предпринято множество попыток реставрации. В 1866 году, после публикации мемуаров Анри Муо в Европе, была организована французская экспедиция для поиска новых торговых путей с Китаем вдоль Меконга, что стало первым шагом к полномасштабному исследованию Ангкор-Вата. Участники экспедиции обследовали руины, и их наблюдения сегодня признаны пионерскими во французских исследованиях Ангкора. В 1898 году в Камбодже началась работа по расчистке памятников от джунглей, укреплению и реставрации памятников.

Реставрация Ангкор-Вата была приостановлена в 1970-х и 1980-х годах из-за гражданской войны в Камбодже и режима красных кхмеров. Однако, несмотря на войну, храму был нанесен лишь незначительный ущерб, поскольку в кхмерском сознании история Ангкор-Вата священна и почитаема.

С 1990-х годов Ангкор-Ват постоянно реставрируется и стал главной туристической достопримечательностью Сиемреапа и Камбоджи в целом. Это связано главным образом с тем, что в 1992 году Ангкор был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Финансирование и техническая экспертиза ЮНЕСКО позволили разработать план реставрации храма. В 1995 году была создана организация APSARA для защиты и управления территорией, а в 1996 году был принят закон о защите камбоджийского культурного наследия. Реставрационные работы международными усилиями продолжаются здесь и по сей день.

Большой Сфинкс в Египте

Большой Сфинкс в Гизе — один из самых узнаваемых памятников архитектуры по всему миру, возведенный во времена правления фараона Хефрена, около 2500 года до н.э. Он расположен на плато Гиза в Египте, недалеко от пирамид Хуфу, Хефрена и Менкаура. Считается, что лицо Сфинкса является зеркальным отражением лица Хефрена, символизируя власть и мудрость фараона. Статуя, вероятно, была создана как страж некрополя Гизы, защищающий место поклонения и его ценности. Ориентация на восток может указывать на связь с богом Солнца Ра, что усиливает ее духовное значение. Длина скульптуры составляет 57 м, ширина — 6 м, а высота — 20 м.

На протяжении веков зыбучие пески пустыни засыпали Сфинкса по самую шею. Средневековые путешественники описывали таинственное каменное лицо, возвышающееся над дюнами. По иронии судьбы, песок служил естественным щитом, замедляя эрозию вплоть до современных раскопок. Когда войска Наполеона в конце XVIII века прошли по Египту, тело Сфинкса было обнаружено засыпанным песком. Французы начали его раскопки в 1926 году, а также отремонтировали римскую каменную кладку по бокам и укрепили голову известняковыми блоками и цементом.

Впоследствии предпринималось много попыток реставрации статуи, и далеко не все они шли на пользу скульптуре. Например, в середине прошлого века комплексного плана работ не существовало, а выполненные работы по реставрации не были документированы и сфотографированы. Рабочие в основном действовали без какого-либо надзора и использовали раствор на основе цемента и гипса — состав, известный уже в то время своей вредностью для памятников. Когда это обнаружилось, работы были приостановлены. В октябре 1981 года с северной задней лапы Сфинкса стали отваливаться облицовочные камни, установленные в ходе реставрации, начатой в 1979 году.

«Сфинкс сильно пострадал. Из-за плохой реставрации, из-за эрозии. Худшее, что случалось со Сфинксом раньше, — это его реставрация цементом. Сфинкс подобен человеку. Когда на тело Сфинкса наносят цемент, он останавливает дыхание известняка. Кроме того, в 1988 году была проведена масштабная реставрация, чтобы изменить пропорции Сфинкса. Памятник лишился правого плеча. Это стало сигналом, предупреждающим о необходимости правильной реставрации Сфинкса», — пояснял в 2010 году Захи Хавас, генеральный секретарь Верховного совета древностей Египта.

Сегодня сохранение памятника — это постоянная задача. Специалисты по восстановлению восстанавливают каменную кладку, используют передовые инструменты, такие как георадар, для поиска скрытых помещений. ЮНЕСКО продолжает следить за сохранением объекта, стремясь сберечь объект для будущих поколений.

Замок Пьерфон во Франции

В самом сердце региона Уаза, в 80 км от Парижа, стоит замок Пьерфон, словно открытая книга истории на страницах Средневековья. Он имеет бурную историю, отмеченную разрушением, запустением и впечатляющей реставрацией в XIX веке под руководством Эжена Виолле-ле-Дюка.

Замок Пьерфон был построен в XIV веке Людовиком Орлеанским, младшим братом короля Карла VI, для утверждения своей власти над регионом. Спроектированный как внушительная крепость, он имел восемь массивных башен, крепостные валы и ров для защиты от нападений. Его стратегическое расположение рядом с Компьенским лесом обеспечивало фортификационную базу для контроля за торговыми и военными путями.

В XVII веке крепость была осаждена во время гражданских войн во Франции. По приказу кардинала Ришелье, министра Людовика XIII, замок был разобран в 1617 году, чтобы ослабить власть местной знати. Заброшенный Пьерфон превратился в романтическую руину, привлекающую художников, писателей и любителей истории.

В 1850 году Наполеон III посетил руины Пьерфона и был очарован их величием и таинственностью. Восхитившись средневековой архитектурой и стремясь возродить французское наследие, он решил вернуть замок к жизни и поручил реконструкцию архитектору Эжену Виолле-ле-Дюку, уже прославившемуся реставрацией собора Парижской Богоматери и города Каркассон. Его задачей было не только восстановить Пьерфон, но и воссоздать идеализированный образ Средневековья.

Реставрация Пьерфона была колоссальным проектом, требующим значительных финансовых вложений. Наполеон III мобилизовал государственные средства для финансирования работ, что вызывало серьезную критику.

В 2022 году в замке началась очередная реставрация, завершившаяся к 2024 году. Работа была поручена архитектору Пьеру Бортолусси, главному архитектору исторических памятников. Комплексная оценка повреждений фасадов и крыш крыла Прейза и башни Александра выявила повреждения, вызванные временем и дождевой водой. Скульптурные каменные фасады действительно деградировали. Роспись декора залов была повреждена из-за протекающей кровли из сланцевой черепицы, которая отслужила свой срок.

Сегодня замок Пьерфон — один из самых посещаемых памятников архитектуры департамента Уаза. Его богато украшенные залы, внушительные башни и живописные сады ежегодно привлекают тысячи туристов.

Примечательно: благодаря своему волшебному облику замок Пьерфон служил местом съемок множества фильмов и телепередач. Например, его можно увидеть в картине «Жанна д'Арк» режиссера Люка Бессона. Сериал «Мерлин» популяризировал его на международном уровне под названием «Камелот», закрепив за ним статус культового замка.

Афинский Парфенон в Греции

Парфенон — огромный и изысканный храм, построенный в середине V века до н.э. в честь богини Афины — покровительницы города. Его возвели всего за девять лет из 70 тыс. уникальных кусков мрамора, добытых на горе Пентеле, почти в 32 км от Афин. Проект храма был спроектирован архитекторами Иктином и Калликратом под руководством Фидия, величайшего скульптора своего времени.

Серьезные разрушения храма начались в 1687 году, когда войска венецианского дожа, военачальника Франческо Морозини обрушили значительную часть стен целлы Парфенона. В таком состоянии они оставались до 1822 года, когда греки, борясь за свою независимость, осадили турецкие войска на Акрополе. Турецкие солдаты, у которых кончились патроны, обнаружили свинец между мраморными блоками и разрушили оставшуюся часть стен целлы. Найденный ими свинец, как объясняют эксперты, использовался древними архитекторами «для защиты железных скоб от коррозии».

Все рухнувшие мраморные блоки остались в непосредственной близости от объекта. Значительное их количество было использовано археологом Кириакосом Питтакисом и архитектором Николаосом Баланосом в XIX и XX веках при частичной, но ошибочной реставрации северной и южной стен целлы. В 1992–1993 годах ошибочно отреставрированные части были демонтированы. Далее на протяжении десятилетий Парфенон реставрировался.

Буквально на днях, в октябре 2025 года, строительные леса, возведенные 20 лет назад для проведения работ по консервации вдоль западного фасада храма, были демонтированы, и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО предстал в его первозданном виде. Демонтаж оборудования носит временный характер, через месяц леса вновь возведут, чтобы продолжить работы по обслуживанию и реставрации уникального памятника, завершение которых ожидается весной 2026 года. Министр культуры Лина Мендони отметила, что это также первый раз за 200 лет, когда внешняя часть Парфенона полностью свободна от каких-либо строительных лесов со всех сторон.

Акрополь, где расположен храм, самый популярный туристический объект Греции. По данным Статистического управления страны, в 2024 году его посетили 4,5 млн человек.

Церковь Спаса на Нередице в Новгороде

Церковь Спаса на Нередице была построена в 1198 году на правом берегу ручья Малый Волховец, неподалеку от Новгородского городища, по заказу князя Ярослава Владимировича. Храм, ставший собором Спасо-Нередицкого монастыря, был возведен в память об умерших сыновьях князя.

До начала ХХ века памятник дошел без крупных перестроек, изменялись лишь конструкция кровли, размещение и форма окон, западные пристройки. В 1903–1904 годах архитектором Петром Покрышкиным проведена первая реставрация церкви, одна из лучших в России того периода: укреплены конструкции, раскрыты и восстановлены многие древние формы (кровля, окна).

Во время Великой Отечественной войны храм находился на линии огня и в октябре—ноябре 1941 года был разрушен. В 1956–1958 годах церковь Спаса на Нередице восстановили по проекту Григория Штендера. В настоящее время храм-музей считается одним из выдающихся памятников монументальной живописи Древней Руси и входит в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Поделиться